|
|
Если мы спросим себя, какой род занятий наиболее благоприятствует развитию и проявлению в человеке способности к спокойному, ясному, последовательному мышлению, то, без сомнения, придется ответить: научные занятия. Это вытекает уже из самой сущности научного знания, заключающегося не только в изучении явлений окружающего мира, но и, главным образом, в установлении между этими явлениями закономерных связей и отношений. Беспорядочное нагромождение хотя бы и большого количества отдельных фактов еще не составляет науки. Только настойчивая методическая работа мысли, сравнивающей и обобщающей, делающей выводы и создающей теории, превращает беспорядочную груду материалов в стройное, разработанное здание науки. Конечно, научная мысль далеко не всегда работает одними и теми же способами: в зависимости от содержания каждой отдельной науки и ее методов, от степени подготовки самого работающего, наконец, от индивидуальных особенностей его умственного склада способ работы может существенно изменяться; однако, каковы бы ни были различия в методах и приемах научной работы, основой ее всегда остается логическая деятельность рассудка, без которой систематическое накопление и разработка знаний представляются совершенно немыслимыми.
Нам могут, пожалуй, возразить, что мыслительная деятельность (и притом не только конкретная, но и более абстрактная) бывает присуща и необходима не только людям науки, но также и представителям целого ряда других профессий, иногда не имеющих с наукой ничего общего. Так, политический деятель должен уметь в каждый данный момент отчетливо ориентироваться в сложном взаимодействии факторов, так или иначе влияющих на ход общественной жизни; крупный коммерсант должен быть очень расчетливым и дальновидным, если он хочет действовать наверняка, не рискуя более или менее крупными убытками; наконец, хороший шахматист обязан своим успехом исключительно сильно развитой мыслительной деятельности, позволяющей ему рассчитывать на много ходов вперед все возможные комбинации и делать соответствующие выводы из каждого хода противника.
Не отрицая всех этих фактов, мы все-таки считаем необходимым указать на то, что во всех перечисленных профессиях (за исключением, пожалуй, игры в шахматы) мыслительная деятельность играет побочную, дополнительную роль, являясь лишь одним из средств, очень полезным, но, безусловно, не необходимым. Энергичный общественный деятель, благодаря своему эмоциональному подъему или напряжению воли может достигнуть нередко гораздо больших результатов, чем самые расчетливые и дальновидные люди; подробнее об этом сказано будет дальше, при рассмотрении соответствующих типов. Между тем научного работника совершенно невозможно представить себе без постоянной, вдумчивой и напряженной работы мысли, составляющей здесь основу всего дела и залог всякого успеха. В этом отношении шахматная игра, действительно, настолько близко подходит к некоторым родам научной работы (главным образом, к дедуктивным наукам), что может быть также причислена к чисто интеллектуальным занятиям: недаром мы знаем, что многие ученые и мыслители охотно играли в шахматы. Однако, профессиональные шахматисты настолько редки, что выделять их в самостоятельную разновидность интеллектуального типа было бы нецелесообразно.
Если таково значение научной работы для полного и отчетливого проявления интеллектуальных типов среднего уровня, то очевидно, что наиболее ярких представителей данного типа мы встретим в тех социальных положениях, которые дают человеку наибольшую возможность удовлетворять своей склонности к научным занятиям. Сюда относятся (при современных социальных условиях) прежде всего профессия преподавателей высших учебных заведений (профессора, приват-доценты и т. д.), где преподавание обычно бывает связано с научной работой; затем — положение лиц, которые, благодаря своей материальной обеспеченности или поддержке извне, имеют возможность свободно заниматься наукой (так называемые «свободные ученые»); наконец, сюда же следует причислить и те случаи, когда человек, занимающийся ради заработка каким-нибудь побочным делом, может уделять ему сравнительно немного времени, а главные свои силы посвящать научным занятиям.
Переходя к дальнейшей характеристике представителей данного типа, остановимся, прежде всего, на тех дополнительных чертах их эндо-психики, которые хотя и не составляют главной, отличительной их особенности, но, тем не менее, всегда бывают им присущи, входя необходимыми составными элементами в характеристику профессионального ученого. Из познавательных функций здесь следует упомянуть, прежде всего, о хорошей памяти, обладание которой представляется необходимым для всякого научного работника; преобладает, конечно, память осмысленная, уменье каждый вновь усваиваемый факт включить в систему уже имеющихся знаний, — но часто нужна бывает и механическая память, например, для запоминания терминов, дат, собственных имен и т. д. У естествоиспытателей, постоянно имеющих дело с изучением внешних объектов, бывает также значительно развита наблюдательность, систематическая и планомерная, но в то же время довольно односторонняя — только по отношению к тем явлениям, которые так или иначе касаются их специальности. Такая же односторонность и в их эмоционально-волевой сфере. Способность к волевому усилию, достигая иногда очень значительных размеров, обнаруживается, однако, почти исключительно в форме склонности к напряженному и упорному умственному труду, между тем как другие, не менее существенные ее проявления (борьба за свои или общественные интересы, различного рода внешняя деятельность, физический труд и т. п.) бывают зачастую почти атрофированы. Наконец, среди чувствований (высшего порядка, идейных) особенно сильным развитием отличаются опять-таки те, которые имеют ближайшее отношение к их специальным занятиям: интеллектуальные чувства, в особенности любознательность, интерес к приобретению новых, преимущественно фактических сведений; чувства профессионального долга, та научная добросовестность, без которой в этой области немыслимо достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов; самолюбие, которое также у ученых играет часто немаловажную роль, переводя незаметно их разногласия с принципиальной почвы на чисто личную, возбуждая острые споры о приоритете и т. д.
Итак, у чистых интеллектуальных среднего уровня различные второстепенные, дополнительные эндо-черты группируются вокруг основной, характерной их особенности (склонность к систематической деятельности мышления, находящая свое выражение в научной работе), образуя вместе с нею один общий, цельный и законченный психо-социальный комплекс, достаточно типичный для того, чтобы выделить его в качестве особой разновидности. Если же какая-нибудь из этих второстепенных черт достигает столь значительного развития, что выступает наравне с главной особенностью или даже преобладает над нею, то получается один из смешанных или комбинированных типов, о которых будет сказано ниже.
Принадлежность к среднему психическому уровню также сказывается вполне определенными чертами, существенно отличающими представителей разбираемого типа как от низшего, так и от высшего уровней. Здесь мы впервые встречаемся с известными идейными интересами, сознательными и устойчивыми, с определенными, взаимно-согласованными взглядами на жизнь и свое отношение к ней, одним словом — с наличностью того, что принято называть миросозерцанием. Эта наличность определенных взглядов и стремлений, в связи с значительной способностью к умственному труду, делают чистых интеллектуальных среднего уровня активными и полезными членами человеческого общества, любящими свое специальное научное дело и посвящающими ему нередко все свои силы.
Отличие же от представителей высшего психического уровня заключается, прежде всего, в известной узости и односторонности интересов, отражающейся как на миросозерцании лиц данного типа, так и на всей вообще их научной работе. Узкие специалисты, они зачастую совершенно не в состоянии бывают хотя бы временно отрешиться от своей специальной точки зрения, чтобы понять лиц другой профессии или другого умственного склада. Так, в небольшой сценке из «Анны Карениной» профессор философии («маленький человек в очках, с узким лбом»),
Прерванный во время своего научного спора неожиданным и дилетантски-прямолинейным вопросом Левина, совершенно растерялся и не знал, что ему ответить; между тем, Сергей Кознышев, «который далеко не с тем усилием и односторонностью говорил, как профессор, и у которого в голове оставался простор для того, чтоб и отвечать профессору, и вместе понимать ту простую и естественную точку зрения, с которой был сделан вопрос», без всякого труда ответил на неожиданную реплику. Такая ограниченность умственного кругозора заставляет представителей данного типа переоценивать значение своей специальности, относясь с наивным и иногда смешным высокомерием к представителям других профессий. В «Скучной истории» Чехова ассистент старого профессора Петр Игнатьевич, очень усердный и добросовестный, но малодаровитый молодой ученый продолжает и во время обеда, за общим столом вести свой скучный разговор о разных мелочах научной жизни; когда же дочь профессора и ее жених-музыкант начинают говорить о фуге и контрапункте, о Бахе и Брамсе, он опускает скромно глаза, как бы совестясь за людей, которые в присутствии таких ученых мужей, как его патрон и он сам, позволяют себе говорить о каких-то глупостях. Та же ограниченность умственного кругозора, неспособность понять всю глубину и широту известной проблемы, хотя бы даже и научной, заставляют представителей этого типа и в пределах своей специальности обращать внимание преимущественно на мелочи, переоценивая их значение и из-за деревьев не видя леса. Во время пребывания профессора на даче Петр Игнатьевич по воскресеньям приезжал к нему и, чтобы доставить своему учителю удовольствие, рассказывал ему разные «пикантные» истории из научной жизни и научной полемики; истории эти обыкновенно сводились к тому, что один ученый сделал открытие, другой уличил его в позаимствовании, а третий пристыдил обоих, доказавши, что они приняли под микроскопом воздушные пузырьки за темный пигмент. И старый профессор, слушая Петра Игнатьевича, рассказывающего все эти пустяки подробно и обстоятельно, со ссылками и цитатами, с грустью думал, что когда-то этот человек заменит его на его кафедре.
Другой характерной чертой, отличающей представителей разбираемого типа от высшего уровня, является отсутствие у них творчества, их неспособность к самостоятельным, сколько-нибудь оригинальным комбинациям в области научной мысли. Вся их научная деятельность сводится обыкновенно к собиранию фактических данных, подтверждающих или опровергающих какую-нибудь распространенную в данный момент теорию или же вносящих в нее частичные дополнения и поправки. В этом собирании фактов они обнаруживают нередко необычайное терпение и трудоспособность, а также значительную память и даже остроумие, а так как для науки фактический материал является столь же необходимым, как и построение гипотез, то, следовательно, полезность их работы не подлежит сомнению. Тем не менее, несомненно и то, что в науке они являются чернорабочими, а не хозяевами, последователями и подражателями, а не творцами и инициаторами. Прекрасные, незаменимые ассистенты, они зачастую выходят потом плохими профессорами и посредственными учеными. В связи с этим стоит и их склонность к почитанию авторитетов, доходящая иногда до настоящего фанатизма. К самостоятельной критике они, большею частью, бывают совершенно неспособны; если же и критикуют (и иногда очень ожесточенно и заносчиво) какую-нибудь теорию, то непременно с точки зрения другой теории, сторонниками которой они являются.
Подобно всем вообще чистым типам, представители разбираемой группы отличаются известной односторонностью, сказывающейся как в направлении их интересов, так и во всем их поведении. Привыкшие к тиши и уединению библиотек и кабинетов, они чувствуют себя неловко в большом шумном обществе и вообще совершенно не приспособлены в общественной жизни. Их простая несколько строгая внешность, старомодный, потертый костюм и спокойно-ровная книжная речь давно уже вошли чуть не в поговорку. Мало зная людей и жизнь, будучи заняты преимущественно различными теоретически-отвлеченными вопросами, они никогда не успевают вовремя позаботиться о своих собственных выгодах, и поэтому бюджет их обыкновенно более или менее хромает. Общественными делами они интересуются мало, — если, конечно, самая научная область, в которой они работают, не соприкасается так или иначе с общественностью; в тех же случаях, когда жизнь вынуждает их так или иначе высказаться по общественным вопросам, они оказываются или консервативными (незнакомство с жизнью порождает чрезмерную робость и осторожность), или же книжно-радикальными.. По-видимому, в прежнее время такие ученые-отшельники встречались чаще, чем теперь, когда все увеличивающиеся практические тенденции жизни способствуют преимущественно возникновению комбинированных и смешанных типов; однако и теперь чистые типы подобного рода не так уж редки.
Что касается условий, способствующих возникновению и развитию разбираемого типа, то, конечно, он может сложиться только в культурной среде, сознавшей значение и пользу не только прикладных знаний, но и чистой науки. Наличность таких государственных и общественных учреждений, как академии и университеты, библиотеки и лаборатории, предназначенных, с одной стороны, для распространения научных знаний, а с другой — для разработки и культивирования чистой науки,, или же, при отсутствии их, существование хотя бы отдельных меценатов, поощряющих научную работу, представляется необходимым для того, чтобы могли возникнуть типы, подобные только что разобранному.