27 ноября 2002 07:45 |
Если кошку не гладитьДетский врач Р. Спитц, наблюдая за ходом выздоровления маленьких пациентов госпиталя, обнаружил, что некоторые из них задерживаются в стационаре на недопустимые сроки. Как выяснилось, эта тенденция к длительному упадку физического и душевного здоровья проявляется у детей, которые длительное время были лишены ласки. Сообщение об этом, опубликованное в конце второй мировой войны, на фоне бедствий того времени могло показаться сентиментальной проповедью.
Через 12 лет внимание специалистов привлек опыт С. Левина с крысятами. Две группы крысят были помещены в одинаковые условия; единственное различие в их содержании заключалось в том, что одних ежедневно поглаживали (ласкали), других — нет. Оказалось, обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленнее необласканных и даже более устойчивы к заболеваниям крови.
Вывод, казалось бы, напрашивался сам собой. Однако в опыте участвовала еще одна—контрольная—группа крысят: этих ежедневно подвергали болезненному удару электрическим током. Любопытно, что показатели контрольной группы ближе к группе обласканных. Это наблюдение потребовало более углубленной интерпретации результатов. Известно, что животные испытывают так называемый «сенсорный голод» — потребность во внешних раздражителях. Если раздражителей мало, мозг работает все хуже, а отдельные его участки даже начинают атрофироваться. Предполагают, что частным случаем сенсорного голода является у животных «голод по положительным стимулам».
Крысята «обласканной» группы имели возможность утолять этот голод, так сказать, в личных контактах с научным персоналом. Что касается крысят контрольной группы, то можно думать о вызывании у них положительных эмоций парадоксальным образом: за счет страдания и затем облегчения (избавления от отрицательного стимула тока).
Как бы то ни было, для физиологов и психологов стала более приемлемой идея о том, что животное находится в постоянном поиске положительных эмоций.
По всей вероятности, физическая ласка является у животных наиболее полным выражением доброжелательного внимания друг к другу, хотя существует, помимо ласки, целый спектр других знаков внимания. Наряду с позами, взглядами, звуками «угрожающего», «предупреждающего» и иного характера существуют знаки примирительные, успокаивающие, «нежные». Их сплачивающая роль в жизни сообщества животных очевидна.
В свете этих данных более внушительными выглядят гипотезы психологов и психиатров о том, что и человек обладает врожденной, инстинктивной склонностью к доброжелательному общению. Это можно назвать «инстинктом симпатии», по Дюпре, «синтонностью», по Блейлеру, «чувством общности», по Адлеру, «стадным стремлением», по Мазуркевичу, потребностью в «человеческих связях», по Фромму, или в «поглаживаниях»,, по Берне, или в «эмоциональных контактах», по Обуховскому, и т. д. Наличие у человека коммуникативного инстинкта как будто подтверждается и американцем Дж. Джаффе, изучавшим «диалог» между четырехмесячным младенцем и матерью. Такой диалог сводится, естественно, к тому, что младенец время от времени поглядывает на мать, она же отвечает ему и мимикой, и речью. Удалось показать, что смена поглядываний и отведений взгляда подчинена у младенца довольно строгому ритму, причем у разных детей этот ритм различен, Поскольку возможность обучения столь индивидуальному ритму в младенческом возрасте довольно сомнительна, можно думать о тенденции к диалогу как о врожденной характеристике человека, А для зоопсихолога Г. Ревеша «потребность контакта» вообще рисуется как фундаментальная (и «универсальная») биологическая потребность: того же типа, что и потребность в самосохранении.
Биологическая потребность в общении постоянно затушевывается социальной необходимостью в нем. По мысли американского социолога Дж. Дьюи, высказанной еще в XIX веке, общество, общественная жизнь -
Если в пустынном парке вы опустились на скамью, где уже сидит другой человек, то рано или поздно вы обмениваетесь взглядом. До этого момента, пока вы почти бессознательно подсматривали друг за другом, прикрывшись каждый своей газетой, речь шла о простой ориентировке. Обоим необходимо бегло определить ситуацию хотя бы в смысле ее опасности — безопасности. Оба могут показаться друг другу «подозрительными». Но если такая разведка не вынудит одного из партнеров перейти в другое место, то вслед за ней происходит обмен знаками внимания: достаточно послать друг другу взгляд, содержание которого можно выразить гак: «Я тебя замечаю». Если
Среди духовных испытаний для самоусовершенствования по системе «дзен» в Японии существует так называемое «моритао»: помещение человека на неделю и более в пустынную пещеру и запрет разговаривать хотя бы с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становится невыносимой, и в дальнейшем встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляет острую радость. Вопрос о том, накапливается ли при этом «биологическая потребность» или дает себя знать «социальная привычка», остается открытым. Логично, впрочем, предположить, что привычка не могла бы укорениться в человеке без инстинктивных предпосылок к этому.
Каково бы ни было происхождение «чувства общности» у людей, его каждодневные проявления несомненны. Калифорнийский психиатр Э. Берне сделал, быть может, поспешный, но эффектный шаг, сближая это явление с потребностью в поглаживаниях у животных Вся кий знак, который мы подаем, друг другу, чтобы удостоверить свою принадлежность к одной общности — общности людей, он называет «поглаживанием».Вы приподняли шляпу при встрече со знакомым, он ответил тем же—и это был обмен «поглаживаниями». «Ритуал восьми поглаживаний», исполняемый нами ежедневно, выглядит так.
ИВАН (Петру). Привет! (Первое поглаживание).
ПЕТР. Здорово! (Второе; дальнейший счет понятен),
ИВАН. Как дела?
ПЕТР. Ничего, а у тебя?
ИВАН. Порядок.
ПЕТР.
ИВАН. Ну, будь.
ПЕТР. Пока!
Контакты между людьми приобретают строго определенную длину цепочки поглаживаний. Если Иван, ограничившись одним «Привет!», пройдет мимо, Петр, привыкший к более длинной цепочке, может подумать: «Не обидел ли я его «Поглаживания» превращаются в длинные диалоги и в попеременные монологи партнеров по общению, в салонные беседы и в выступления с трибуны; необходимость «поглаживания» зачастую определяет круг тем и длительность разговоров. На первый взгляд это может показаться пустой тратой времени, поскольку то, что мы привыкли считать «информацией», здесь не обменивается. Однако это впечатление следует, Комментарии
Смотри также
27 ноября 2002 | 07:11
Психиатрия вне кабинетов
Вот история, старая как мир. В семье родился ребенок. Позади, остались дни радостного ошеломления, когда родители спрашивали себя: «Как мы раньше могли быть счастливыми без этого? Что понимали в жизни, пока не было маленького?»
27 ноября 2002 | 07:11
Если вы застенчивы
Застенчивому, стеснительному человеку общение нередко в тягость. Как это преодолеть? Вместо теоретизирования, врач-психотерапевт предлагает читателю несколько конкретных вопросов о его способности взаимодействовать с людьми и рекомендует своего рода «упражнения», помогающие развить эту способность.
21 ноября 2002 | 16:11
Кто такой психиатр
Кто такой психиатр? Исследование, недавно проведенное членами Общества клинических психиатров Соединенного Королевства, выявило значительное невежество публики в отношении этого и связанных с ним определений. Многие не могут установить различие между психиатрией, психологией и психоанализом, а на просьбы дать более точные определения дают весьма невразумительные ответы. Это, конечно, не так уж удивительно, однако для тех, кто профессионально интересуется предметом, понимание таких различий очень важно.
12 ноября 2002 | 21:11
Мир Я и внешний мир, дух и материя.
Душою мы называем непосредственное переживание. Душа есть все то, что было ощущаемо, воспринимаемо, чувствуемо, представляемо, желаемо. Душа есть, следовательно, например, дерево, тон, солнце, поскольку я рассматриваю их, как восприятие дерева, как представление солнца. Душа есть мир, как переживание. Сумма всех вещей, рассматриваемая с определенной точки зрения.
11 ноября 2002 | 12:11
Чувственный бред
Это заболевание, в сущности, представляет собой более длительную форму тех «состояний болезненной бессознательности», имеющих чрезвычайно острое течение (status peracuti s. acutissimi), которые мы описываем под названиями «лихорадочного бреда», «бреда от истощения», «бреда от отравления и «патологического аффекта»», равно как и тех скоропреходящих картин душевного расстройства, которые возникают вследствие общих неврозов (неврастении, истерии, эпилепсии).
|