26 ноября 2002 07:49 |
Психогенные патологические формирования личности.Психогенные патологические формирования личности представляют собой становление незрелой личности детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных
В основу предложенной нами классификации психогенных патологических формирований личности положены два критерия: особенности психогенеза нарушений формирующегося характера и клинические особенности ведущего «патохарактерологического» синдрома. Выделены четыре основных типа патологических формирований личности у детей и подростков: патохарактерологический, постреактивный, невротический и дефицитарный. Каждый из этих типов включает различные клинические варианты, зависящие от преобладания тех или иных «патохарактерологических синдромов».
Патохарактерологическое формирование личности. Исходя из взглядов О. В. Кербикова, этим термином обозначается формирование патологических черт характера в детском и подростковом возрасте под влиянием уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций.
Постреактивное патологическое формирование личности. У взрослых описано Н. И. Фелинской и К. Л. Иммерман. У детей и подростков также возможны изменения формирования характера в патологическом направлении после тяжелых и затяжных реактивных состояний.
Невротическое формирование личности. С нашей точки зрения, подобным образом следует классифицировать случаи возникновения аномалий характера и личности в ходе затяжных неврозов, начавшихся в детском или подростковом возрасте.
Дефицитарный тип патологического формирования личности. Этот тип наблюдается у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты (слепота, глухота, детские церебральные параличи, аномалии развития) или хронические инвалидизирующие заболевания (пороки сердца, костный туберкулез и др.), которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией. Наряду с этими факторами в патогенезе патологических формирований личности данного типа играют роль реакция личности на осознание дефекта, неправильное воспитание в семье, а также нарушение развития различных психических функций — психический дизонтогенез.
Из названных типов патологического формирования личности наименее изучены постреактивный и дефицитарный.
Среди различных
Варианты с преобладанием тормозимых или астенических черт личности (робость, неуверенность в себе, тревожность, трусливость, слабость инициативы, неумение отстаивать свои интересы) чаще наблюдаются при невротическом и дефицитарном типах. Возникновение их при патохарактерологическом формировании личности часто связано с дефектами воспитания (гиперопека сочетающаяся с родительским деспотизмом).
Значительно реже при психогенных патологических формированиях личности отмечается преобладание истероидных, неустойчивых и псевдошизоидных черт характера.
Динамика патологических формирований личности отличается. определенной этапностью которая более изучена при патохарактерологических формированиях личности. Первый, начальный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями. Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст — от 10 до 12 лет). Третий — этап пубертатного полиморфизма отличается сложным переплетением ведущих патохарактерологических проявлений с разнообразными факультативными личностными реакциями, прежде всего связанными с пубертатными изменениями личности. Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом: либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индивидуальных особенностей) завершается формирование патологической личности того или иного тина — «краевая психопатия» по О. В. Кербикову (1960), либо происходит ликвидация факультативных патологических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до ее частичной — по типу акцентуации характера, по А. Е. Личко, или полной гармонизации. Второй, благоприятный исход динамики О. В. Кербиков назвал «ранней депсихопатизацией». Комментарии
Смотри также
27 ноября 2002 | 08:11
Психостимуляторы
Препараты со стимулирующим действием по химическому строению неоднородны. В психиатрической практике они имеют ограниченное применение, поскольку основой всех психических расстройств является не усиление функциональной способности нервных клеток, а их ослабление.
23 ноября 2002 | 14:11
Донозологический период психиатрии
В древнейшую эпоху были созданы первые общие описания нарушения поведения вследствие «расстройства» разума.
23 ноября 2002 | 09:11
Особенности развития психиатрии в Америке
Начало развития американской психиатрии можно отнести к колониальному периоду (вторая половина XVIII в. — начало XIX в.). Он характеризовался тем, что сумасшествие связывали с разными суеверными убеждениями — колдовством, в результате чего периодически устраивались судилища с осуждением и убийством невинных людей.
23 ноября 2002 | 09:11
Особенности развития французской психиатрии
О блестящих страницах истории французской психиатрии времен Ph. Pinel, J.E.D. Esguirol, A. Bayle, V. Magnan говорилось в начале главы. Необходимо рассмотреть особенности французской психиатрии, отличающие ее от других психиатрических школ, и так, как это видится представителям других школ.
23 ноября 2002 | 09:11
Особенности развития немецкой психиатрии
О немецкой психиатрии XVIII в. и первой половины XIX в., о школах «психиков» и «соматиков», о концепции единого психоза W. Griesinger (1845) было сказано выше.
|