История развития сестринского дела
С давних времен труд женщин использовался для ухода за младенцами, стариками и больными. В истории России имеются достоверные документы, согласно которым женский труд использовался государством для ухода за ранеными в госпиталях и лазаретах при Петре 1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.
Женский труд в гражданских больницах вновь стал использоваться лишь в середине 18 века. Его осуществляли
В 1814 г., по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы женщины с целью ходить и смотреть за больными. Вдовы, осуществляющие уход за больными в больницах, наблюдали за порядком раздачи пищи, приема лекарственных средств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья. Они также должны были осваивать и некоторые медицинские приёмы. «Сердобольные» вдовы явились своего рода. предшественницами сестёр милосердия. В 1818 г. в Москве был создан институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовываться специальные курсы сиделок.
Систематическая, профессиональная подготовка сестёр начиналась с создания общин сестёр милосердия. В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбурской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Святотроицкая». В общине были утверждёны Устав, программа теоретической и практической подготовки, введены требования к претенденткам в сестры милосердия, уровню их знаний, навыкам, умениям, характерным особенностям. Утверждены: сроки обучения и послушания; выпускные экзаменационные требования; клятва выпускницы общины сестёр милосердия. Все эти документы были подготовлены великим русским
Итак, требования как при поступлении в общину, так и при обучении были серьёзными и жесткими. Первыми сестрами милосердия в России были барышни из высшего сословия, умеющие писать, считать, читать на нескольких языках, обладающие глубокой любовью к России и россиянам, овладевшие медицинскими знаниями и высоко чтившие свою профессию сестры милосердия. Во время Крымской войны они умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Но все они безропотно переносили трудности и опасности, бескорыстно жертвуя собой, служили, помогая раненым и больным.
К сожалению, после революции 1917 г. общины были ликвидированы, и Наркомпрос утвердил подготовку сестёр в политехникумах, утвердив достаточное базовое образование 4 класса. (1921 г.). С этого периода профессия перестала развиваться. Дальнейшее развитие сестринского дела в России также было непростым: началась ускоренная подготовка медсестёр для надвигавшейся войны (Рокковские курсы); сложные годы войны; послевоенные годы восстановления страны; введение в стационарах двухсменного обслуживания при послевоенном дефиците санитарок; введение бригадного подряда, когда медицинская сестра может заменить санитарку, кастеляншу, буфетчицу; отсутствие международных контактов. Всё это снижало престиж профессии, не давало возможности её совершенствовать.
В 1988 г., в условиях реформы сестринского дела, был введен новый учебный план по специальности «сестринское дело» во многих городах России. Эта реформа явилась составной частью реформы здравоохранения РФ.
Цель реформы сестринского дела это подготовка качественно нового сестринского персонала, выполняющего самостоятельно: пропаганду здорового образа жизни населения России; профилактику заболеваний; участие в лечебном процессе; оказание качественной доврачебной медицинской помощи; осуществление реабилитации; осуществление ухода за инвалидами, пожилыми людьми; уход за умирающими.
В целях осуществления и реализации поставленных задач: базовое образование проводится по государственным образовательным стандартам, соответствующим требованиям на базе 11 классов проводиться в течение 3−х лет; созданы новые типы средних медицинских общеобразовательных учреждений колледжи. В них после базового образования осуществляется повышенный уровень подготовки сестёр по специальностям: семейная медсестра; организатор сестринского дела; преподаватель сестринского дела. Организована подготовка медсестёр с высшим сестринским образованием на 40 факультетах медицинских вузов России. Созданы государственные стандарты повышения квалификации медсестёр всех видов специализации. Введена сертификация специалистов со средним медицинским образованием, цель которой повысить знания, умения, навыки работающих медсестёр в соответствии с современными требованиями; в 1994 г. создана Ассоциация медицинских сестёр России; принят этический кодекс медсестры РФ;
Первое научное определение сестринского дела дала Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» 1859 г. Она считала, что сестринское дело действие по использованию окружающей среды пациента в целях содействия его выздоровлению. При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «создать для пациента наилучшие условия для активизации его собственных сил». Называя сестринское дело искусством, она считала, что это искусство требует «организации, практической и научной подготовки».
На совещании национальных представителей «Международного совета сестёр», проходившем в 1987 г. в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а так же нетрудоспособным всех возрастных групп, такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому и везде, где есть в ней потребность».
В 1993 г. состоялась международной конференции «Новые сестры для новой России», в которой приняли участие и медсестры Тихоокеанского университета (США), была принята Философия сестринского дела.
Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в этой профессии универсальна. Она необходима от рождения до смерти.
Медицинская сестра нашего времени принимает на себя этические обязанности: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать права и человеческое достоинство пациента; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной профессии.
Самого доброго Вам, уважаемая Лариса Максимовна, и поздравления от редакции!