Достижение идеальной эстетики передних зубов с использованием нового микрогибридного композита
| ||
Ньютон |
Композиционные материалы были в течение десятилетий выражением этой философии (ориентированной на сохранение тканей зуба). Их почти неограниченные возможности применения вместили в себя прямые и непрямые реставрации как боковых, так и передних зубов. Однако, только в середине 1990−х годов стоматологическая промышленность стала уделять все свое внимание тому, что необходимо иметь системы композитных
По имеющимся сообщениям, восстановление с Point 4очень естественно сочетается с соседними зубами, благодаря тому, что средний размер его частиц того же порядка, что и длина волны света, равная 0,5 мкм, что приводит к более эффективному рассеиванию светового потока.
Домашнее отбеливание для этих целей использовался 7,5% отбеливающий гель на основе перекиси водорода в каппе, которая одевалась на 1 час дважды в день в течение 14 дней, как на верхнюю, так и на нижнюю зубную дуги. Одновременно был отбелен зуб 9, с тем чтобы избавиться от темного окрашивания, вызванного эндодонтическим лечением; небный доступ был оставлен открытым, а устье корневого канала герметизированным (Рис. 5).
Положение резцового края с использованием соотношения длины к ширине в 75−80% была установлена правильная пропорция клинической коронки для верхних центральных резцов, она была имитирована композитом (Рис. 6 и 7). Была произведена оценка правильного взаимоотношения резцового края и нижней губы, а также были произведены небольшие изменения длины и формы.
Соотношение ширины зубов оставшиеся верхние передние зубы были смоделированы из композита с целью достижения идеальных соотношений ширины от зуба к зубу при создании идеальных длины и положения резцового края (Рис. 8).
Прикус центральные положения покоя и движения нижней челюсти были проверены на предмет правильности прикуса и определены движений передних зубов и клыков. Важность этого этапа невозможно переоценить, он обеспечивает всесторонний клинический успех окончательных реставраций. Нежелание потратить лишнее время, необходимое для оценки движений передних и боковых зубов, часто будет приводить к катастрофически неудачным результатам готовых композитных реставраций. Это может привести к потере бдительности практикующего стоматолога, который осмелился вступить на тернистый путь в эстетической восстановительной стоматологии, работая по прямым методикам.
Фонетика пациентка проделала комплекс фонетических упражнений для оценки удобства и ясности речи.
Индивидуальность и субъективная оценка пациентке дали зеркало и попросили указать те зоны, которые, как она полагает, могут быть улучшены, по ее собственным ощущениям. Это обычно затрагивает форму и длину зубов, форму межзубных промежутков, нахождение резцов на одном уровне и т.д.
Изготовление матрицы после того как были произведены предварительные изменения длины, формы зубов и межрезцовых промежутков с учетом пожеланий пациентки, врачом были сняты альгинатные слепки с верхней и нижней дуги и были изготовлены гипсовые модели. Окончательная постановка прикуса и восстановление анатомической формы были выполнены воском на небной стороне модели верхней челюсти (Рис. 9). Далее была изготовлена силиконовая матрица, назначением которой было точно воспроизвести анатомию небной стороны и резцовых краев всех верхних передних зубов (Рис. 10). Использование подобной матрицы обязательно для точного клинического воспроизведения идеальной формы зубного ряда, полученного посредством моделирования композитом, и помогает надстроить каждый дополнительный слой композита до точного желательного контура, не заходя за границы желательной формы зубов (Рис. 11).
Выбор оттенков и изготовление карты цветов Подбор оттенков был проведен до размещения коффердама, так как пересушивание зубов приводит к искажению цвета зуба и может привести к выбору неправильного оттенка. Перед подбором оттенков зубы были тщательно очищены, с них был удален весь налет и окрашенные участки, которые могли бы помешать желаемому цветовосприятию.
Процесс подбора цвета состоял в выборе оттенков Point 4, в соответствии с различными анатомическими областями зуба, подлежащими восстановлению. Правый верхний центральный резец и зубы антагонисты использовались как образцы, что должно было предоставить ,насколько это возможно, больше информации для имитации деталей многоцветности (цветового тона, цветности и степени прозрачности) реставраций. Визуально определялась степень прозрачности резцов, ее особенности, и были выбраны оттенки с соответствующей прозрачностью. С использованием расцветки VitaТ f были подобраны цветовой тон и цветность основного тела и пришеечной области зуба, за этим последовали резцовые полупрозрачные(транслюсцентные) оттенки и для точности была произведена примерка соответствующих оттенков Point 4. После того, как достигалось удовлетворительное сопоставление цветов, составлялась схема (карта цветов), описывающая цветовой образ зуба по четырем измерениям (цветовой тон, цветность, величина и степень прозрачности), которая должна была послужить в качестве руководства в ходе этапов анатомического восстановления (Рис. 12).
Препарирование зубов Для ретракции губ, щек и языка применялась модифицированная методика с использованием коффердама это обеспечивало доступ к придесневой области передних зубов, тем самым облегчая моделировку и последующую полировку виниров. Все зубы требовали минимума препарирования или вообще не требовали его, за исключением левого центрального резца, для которого требовалось более сильное препарирование
Неинвазивная природа препарирования была связана с тем фактом, что плоскость верхних передних зубов нужно было выдвинуть еще в направлении губ, чтобы достичь необходимой величины межчелюстного расстояния в состоянии функционального покоя. Так как левый центральный резец был сильно разрушен, он требовал упрочнения коронковой части эстетическим волоконным штифтом (Система штифтов FibreCoreТ g ) (Рис. 13). Корневой канал и камера пульпы были отпрепарированы, вестибулярная часть зуба не обрабатывалась. Далее все поверхности дентина, эмали и композита были обработаны протравочным гелем на основе 37,5% фосфорной кислоты ( Gel Etchant a) в течение 15 секунд, промывались водой 10 секунд и осторожно высушены воздухом. Был нанесен адгезив двойного отверждения (OptiBondФ FL a), и штифт был цементирован используя светлый оттенок фиксирующего цемента двойного отверждения (Nexus a).. Затем небная полость была восстановлена послойно композитом (Point 4 XL3) светлого, непрозрачного оттенка, который должен был обеспечивать естественные отражение света и цвет зуба. Каждый дополнительный слой был не толще, чем 2 мм, что гарантирует оптимальную полимеризацию и отверждался галогенной лампой (Demetron Optilux 500Ф a) в течение 40 секунд.
Разумная методика при препарировании обесцвеченного зуба должна включать в себя резервирование соответствующего места для полупрозрачных , а также для непрозрачных (опаковых) цветов композитов. В зависимости от степени окрашивания зуба, может понадобиться удалить больше эмали на вестибулярной поверхности, чтобы создать больше пространства для композита, хотя это может привести к обнажению дентина. Если удалить недостаточное количество тканей зуба, придется использовать более толстые слои опака и композитного материала, для того чтобы замаскировать изменение цвета, что приведет к неестественному цвету и увеличению объема реставрации.
Перед препарированием с вестибулярной стороны в десневую бороздку размещали ретракционную нить (UltraPakТ №0 d), предназначенную для ретракции десны примерно на 0,5 мм для защиты тканей от травмы в ходе препарирования. Мезиально и дистально вводилась металлическая матрица для того, чтобы обеспечить лучший обзор места препарирования, а также чтобы предупредить повреждение соседних зубов. Удаление тканей с вестибулярной поверхности осуществлялось длинным конусным алмазным инструментом (алмазный бор BluWhite №765 а). Длинный скос на вестибулярной поверхности и более короткий фальц с небной стороны выполнялись с помощью алмазных боров №765 и №630, соответственно, вдоль линии скола (Рис. 14).
Все поверхности эмали и дентина очищались струей абразива с помощью интраоральной пескоструйной установки (MicroetcherФ h) для улучшения адгезии, и тщательно промывались водой, для того чтобы удалить порошок оксида алюминия. Дентин и эмаль протравливали гелем на основе 37,5% фосфорной кислоты, причем протравка вначале помещалась на эмаль, затем на дентин, так чтобы она могла быть тщательно смыта спустя 10−15 секунд по завершению процедуры протравливания (Рис. 15). Избыток воды был убран ватным тампоном, для того чтобы не допустить пересушивания. Был нанесен однокомпонентный гидрофильный адгезив, который должен был обеспечить соответствующее адгезивное сцепление с дентином (OptiBondФ Solo Plus a, Prime & Bond NTФ b, Single Bond c и EXCiTEТd) (Рис. 16).
Снова была произведена примерка силиконовой матрицы для проверки точности припасовки и оценки трехмерности будущей реставрации. (Рис. 17). Начальный слой опакового, сверхсветлого оттенка композита (Point 4 XL3) был нанесен на небную поверхноть отпрепарированного зуба, используя силиконовую матрицу для контроля (Рис. 18) и контурирующие инструменты (набор ннструментов для микронаполненных композитов Microfil Composite Instruments i ). Таким образом была создана так называемая небная пластинка толщиной 1,5 мм с вестибулярной стороны. Следующий слой материала был нанесен на вестибулярную поверхность с помощью инструментов для контурирования и щеточек для художественных работ. (Рис. 19). Этот слой полимеризовывался галогенной лампой в течение 40 секунд. Каждый слой композита или красителя/маскирующего материала полимеризовался как минимум 40 секунд. Резцовая треть композитной пластины моделировалась на 1 мм короче проксимальных контактов и резцового края, что оставляло место для нанесения полупрозрачных оттенков.
Второй слой того же оттенка наносился на вестибулярную поверхность до тех пор, пока не достигалась однородность цвета между препарированной поверхностью зуба и композитной небной пластинкой затем он полимеризовался (Рис. 20). Чтобы не допустить избыточного утолщения этого слоя, что может отрицательно повлиять на эстетику окончательного востановления, контурирование композитного материала постоянно отслеживалось со стороны резцового края путем обзора с помощью стоматологических зеркал.
Маскировка линии скола могла потребовать нанесения непрозрачного,опакого, материала поверх и вдоль места соединения
Затем охра и желтый красители (Kolor + PlusФ а) смешивались в равных пропорциях и наносились на пришеечную треть, что придавало теплоту, подчеркивая цветность в этой зоне, потом они полимеризовались (Рис. 21).
Базовый оттенок (В1) наносился на пришеечную треть, оформлялся до объемного контура и распространялся по направлению к средней трети, что должно было создать скачкообразное изменение цветности (Рис. 22). Затем с помощью оттенка XL3 создавалась анатомия мамелонов, все еще при использовании силиконовой матрицы (Рис. 23). Высокая вязкость композита делает его очень удобным в работе при создании правильных форм и контурировании даже самым маленьким инструментом.
После полимеризации композита была приготовлена смесь из красителя оттенка охры и опакового материала А3 (Kolor + PlusФ) и наносилась на область бугорков мамелонов, что должно было еще больше усилить оттенки в области резцовой трети (Рис. 24). В межрезцовые проксимальные области , а также в области мамелонов наносился голубой краситель, предназначенный для создания эффекта полупрозрачности, свойственного зубам людей молодого возраста (Рис. 25). Каждый слой красителя или красителя/опак полимеризовался по отдельности, для того чтобы не допустить их смешивания.
Сероватый, полупрозрачный оттенок (Т3) был нанесен вдоль резцового края, между мамелонами и вокруг
После того как были созданы
К этому моменту можно было наблюдать многоцветную реставрацию, демонстрирующую прекрасную анатомию мамелонов, отличную полупрозрачность резцового края и естественный опалесцентный ореол (Рис. 32). Чтобы не допустить приклеивания соседних реставраций друг к другу, проксимальная сторона тщательно финировалась и полировалась с использованием алмазного инструмента (штрипса FlexiDiamondФ Strips j ), штрипсов с содержанием оксида алюминия (EpitexФ k ) и дисков со сверхмелкой крошкой оксида алюминия (3МФ
Впоследствии правый центральный резец был восстановлен таким же образом. Необходимости в применении ретракционной нити не было, потому что граница реставрации была немного ниже десневого края. Так как никакого изменения цвета зуба не имелось, не было необходимости в препарировании такого типа, как при облицовывании. Препарирование состояло лишь в нанесение скосов с вестибулярной и язычной поверхностей, что должно было помочь в размещении большего количества материала у линии скола, и поверхность эмали была обработана с помощью интраоральной пескоструйной установки (MicroetcherФ II). Остальные этапы проходили точно так же, как и для левого центрального резца.
После завершения реставрации оба центральных резца были проверены на предмет симметрии и были внесены необходимые анатомические коррективы. Первоначальное финирование и полировка проводились по той же схеме, что была использована для левого центрального резца (Рис. 33).
Боковые резцы были восстановлены по схеме, использованной для правого центрального резца. Никакого скоса не выполнялось, так как присутствовал естественный скос с вестибулярной стороны. Композитный материал наносился с вестибулярной, небной и резцовой стороны с целью создания правильных морфологии и пропорций зубов.
К клыкам был предпринят более консервативный реконструктивный подход, нежели к резцам. Чтобы восстановить правильное положение клыков, острые кончики клыков нужно было соответствующим образом удлинить. Был выполнен небольшой скос с небной стороны , чтобы создать достаточное пространство для размещения композита и отвечать правилам биомеханики клыков, испытывающих значительные нагрузки при боковых движениях нижней челюсти. Последовательность нанесения слоев композита включала в себя все упомянутые ранее оттенки в том же порядке, за исключением базового оттенка В1, так как не было необходимости в коррекции контура в пришеечной трети (Рис. 34).
Прикус проверялся с помощью
При следующей встрече пациентка не выразила никаких других желаний, кроме как закруглить режущие края латеральных резцов и немного увеличить расстояние между резцами. Эти изменения были проведены, а анатомические детали (канавки, появившиеся в результате развития, бугорки и фиссуры) были подчеркнуты12−гранным карбидным бором и борами для финирования из спеченной алмазной крошки (система финирования композита Art & Science a. Теми же борами было произведено поверхностное текстурирование (сравнивая с внешним видом антагонистов).
Когда финирование было завершено, реставрации были еще раз проверены на предмет морфологических соответствий, соотношений ширины и длины, межзубных промежутков и углов и были подготовлены к полировке. Реставрации были слегка отполированы абразивными полирующими колпачками и насадками (система финирования композита а) с тем, чтобы устранить некоторую резко выраженную текстуру поверхности. Паста для полировки композитов (EnamelizeТ к) была нанесена на полирующй диск (FlexibuffТ к), для того чтобы придать поверхности реставрации достаточный блеск при сохранении необходимой структуры поверхности (Рис. 35). После окончательной полировки реставрации были дополнительно полимеризованы по 60 секунд с небной и вестибулярной стороны. В результате получилась высокоэстетичная, биофункциональная реставрация, которая идеально вписалась в структуры окружающих натуральных зубов и гармонируют с деснами и губами (Рис. 36).
Рис. 1 Система Point 4 с оптимизированным размером частиц является первым реставрационным материалом, объединяющим прочность гибрида с полируемостью микронаполненного композита. |
Рис. 2 Чрезмерное обнажение десен, связанное с неправильными формой и пропорциями зубов, снижает эстетическое восприятие улыбки. |
Рис. 3 Вид на передние зубы с близкого расстояния показывает необходимость в улучшениях эстетики и функциональности. |
Рис. 4 Вид по истечении 7 дней после проведения процедуры по удлинению коронковой части зубов. |
Рис. 5 После заживления было проведено отбеливание зубов на дому для улучшения цвета живых и девитализированных зубов. |
Рис. 6 Идеальное соотношение длины и ширины было рассчитано и измерено с помощью калибра. |
Рис. 7 Была выполнена первоначальная модель центральных резцов для демонстрации идеального соотношения длины и ширины. |
Рис. 8 Был смоделирован верхний сегмент, что позволило произвести объективную и субъективную оценку эстетики и функций. |
Рис. 9 Окончательные анатомические уточнения были выполнены с помощью воска на небной стороне верхней модели. |
Рис. 10 Была изготовлена силиконовая матрица, с тем чтобы точно воспроизвести небную анатомию и резцовые края верхних передних зубов. |
Рис. 11 Силиконовая матрица является практичным дополнением, которое помогает предвидеть количество композита, необходимое для реставрации. |
Рис. 12 Схематический эскиз отражает правильное расположение слоев композита, в соответствии с предварительно отобранными оттенками. |
Рис. 13 Потребовался эстетичный волоконный штифт, для того чтобы произвести упрочнение сильно поврежденного центрального резца. |
Рис. 14 Препарирование зуба включало в себя выполнение удлиненного скоса с лицевой стороны и более короткого фальца с небной стороны вдоль линии скола. |
Рис. 15 Протравочный гель был нанесен на все поверхности зуба для достижения лучшего адгезивного сцепления. |
Рис. 16 На протравленные поверхности был нанесен гидрофильный однокомпонентный адгезив (OptiBond Solo Plus a). |
Рис. 17 Силиконовая матрица была примерена на предмет точности посадки и для оценки трехмерности реставрации композитом. |
Рис. 18 Небная пластинка из непрозрачного композита (Point 4 XL3) с небной стороны толщиной 1,5 мм была оформлена с использованием матрицы в качестве защитного приспособления. |
Рис. 19 Начальный слой был слегка распространен на скос с вестибулярной стороны с помощью контурирующих инструментов и кисточек для художественных работ. |
Рис. 20 С помощью второго слоя было достигнуто равномерное цветовое насыщение, прежде чем наносились последующие слои композита. |
Рис. 21 На пришеечную треть были нанесены красители с высоким значением цветности, для того чтобы улучшить теплоту и насыщение цвета. |
Рис. 22 На пришеечную треть был нанесен основной оттенок (Point 4 B1), он был распространен по направлению к средней трети. |
Рис. 23 Сложная анатомия мамелонов была создана с использованием силиконовой матрицы. |
Рис. 24 Многоцветность мамелонов была еще усилена путем нанесения красителя с сильной цветностью и опакового материала. |
Рис. 25 Эффект молодых полупрозрачных зубов был достигнут при помощи нанесения голубого красителя. |
Рис. 26 Сероватый полупрозрачный оттенок (Point 4 Т3) был нанесен вдоль резцового гребня между мамелонами и вокруг |
Рис. 27 |
Рис. 28 На вестибулярную поверхность была нанесена большая порция эмалевого слоя композита (светлого оттенка) |
Рис. 29 Вестибулярная поверхность анатомически была оформлена практически окончательно, недоконтурированной была оставлена только резцовая треть. |
Рис. 30 Полупрозрачность резцового края была подчеркнута тонким слоем полупрозрачного оттенка (Point 4 T3) по резцовой трети. |
Рис. 31 Еще раз была использована силиконовая матрица для оценки правильности контура реставрации. |
Рис. 32 Видима многооттеночная реставрация, демонстрирующая анатомию мамелонов, полупрозрачность резцового края и естественный опалесцентный ореол. |
Рис. 33 После первоначального финирования и полировки оба центральных резца демонстрировали превосходную эстетику и симметрию. |
Рис. 34 Панорамный вид переднего сегмента после выполнения первичной анатомической задачи. |
Рис. 35 После достижения вторичных и третичных анатомических деталей была осуществлена окончательная полировка при сохранении естественной, схожей с эмалью структуры поверхности. |
Рис. 36 Очаровательная улыбка, демонстрирующая биофункциональные реставрации, которые идеально вписались в структуры окружающих зубов, и гармонируют с деснами и губами. |