Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
08 февраля 2010 14:05   |   Терехова Т.Н., Козловская Л.В., Подобед К.С.
Республика Беларусь

Эффективность обучения гигиене полости рта в дошкольных учреждениях

В деятельности дошкольного образовательного учреждения должны широко использоваться технологии, позволяющие сберечь здоровье и сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, укрепить природные защитные механизмы организма ребенка (1,3,8,9). Здоровье органов и тканей полости рта дошкольников – важная составная часть соматического здоровья в целом. Проблемы сохранения стоматологического здоровья можно решить путем группового обучения детей различного возраста наиболее оптимальным способам чистки зубов.

При этом очень важно найти психологический под­ход к детям соответственно их возрасту. Главное препятствие в реализации здоровьесберегающих технологий – отсутствие мотивации у детей «приумножать» данное им природой здоровье. У маленького ребенка пока нет потребности в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Поэтому так важно помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, в том числе и стоматологическое. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни.

Значимость правильного гигиенического воспитания детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте (2). Причем подобные навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых. Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у родителей. 

Формирование мотивации у ребенка к проведению гигиенических мероприятий, правильному рациональному питанию с ограничением избытка рафинированных углеводов требует много внимания и терпения и проводится совместными усилиями детского стоматолога, педагога и родителей.

Кариес временных зубов

Кариес временных зубов относится к распространенной патологии у детей дошкольного возраста. По данным ряда авторов (4,5,7), распространенность кариеса временных зубов у дошкольников в возрасте двух лет составляет 24,9 – 39,3%, интенсивность кариеса (кпуз) составляет 0,89 – 1,10. 

В детском саду № 533 г. Минска давно проводится работа по охране и укреплению здоровья детей, при этом обеспечивается комплексный подход со стороны медицинских работников, педагогов, психологов, родителей. Преподаватели кафедры стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета совместно со студентами стоматологического факультета в течение семи лет проводят работу по внедрению в практику среди детей ДОУ № 533 Программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта. Ежегодно проводится мониторинг стоматологического здоровья детей-дошкольников, являющихся участниками программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта. Оценка стоматологического статуса детей в ходе исследования показала, что уже к 3−х летнему возрасту в 2003 году распространенность кариеса  достигала 62,16±7,97%, а у детей этой же группы в возрасте 6 лет — 75,68±7,05%. Интенсивность кариеса зубов (кпуз) у трехлетних детей равнялась 4,22±0,50, а спустя три года – 5,11±0,47. Уровень интенсивности кариеса зубов (УИК) в трехлетнем возрасте составил 1,35±0,14. Эти показатели значительно выше прогнозируемых к 2010 году Программой профилактики показателей 50% и выше здоровых 5−6 летних детей (3). Следовательно, возникает необходимость в проведении групповых профилактических мероприятий у детей в более раннем возрасте.

Цель настоящего исследования: разработать и внедрить комплекс гигиенических и профилактических мероприятий среди детей ясельного возраста с целью уменьшения интенсивности стоматологических заболеваний.

Материалы и методы: Под нашим наблюдением в течение года находились 53 ребенка в возрасте 2 -3 лет, посещающие ясли ДОУ № 533 г. Минска. У детей был оценен стоматологический статус, определены распространенность и интенсивность кариеса, УИК (П.А.Леус, 1991), выявлены типы раннего детского кариеса, оценено состояние гигиены с помощью индекса налета PLI (Silness, Löe, 1964) в динамике до и после проведения комплекса гигиенических и профилактических мероприятий.

уголки гигиены полости рта

Совместно с воспитателями и родителями мы организовали уголки гигиены полости рта в ясельных группах (рис.).

В игровой форме обучали детей раннего возраста элементам гигиенического ухода за полостью рта по методу KAI на модели. После этого непосредственно приступили к чистке зубов детей, фиксируя все положительные моменты в приобретении гигиенических навыков, поощряя малышей за старание и успех. Обучение проводили в 7 этапов в течение 4 месяцев. Уделялось особое внимание обеспечению психологического комфорта во время гигиенических процедур. Чистка зубов детям ясельных групп проводилась с использованием мягкой зубной щетки и зубной пасты R.O.C.S. baby как одной из безопасных средств гигиены рта детям в этом возрастном периоде (6). Каждый ребенок был обеспечен индивидуальным стаканчиком для полоскания рта.

Один раз в месяц проводили чистку зубов, контролируемую стоматологом, преследуя целью стабилизацию в приобретении гигиенических навыков и обеспечение регулярной и качественной гигиены полости рта.

Получено согласие родителей детей, посещающих ДОУ № 533. Они были мотивированы к проведению гигиенических мероприятий, обучены чистке зубов по методу KAI на модели. Для мотивации родителей и педагогов  была представлена мультимедийная лекция-презентация о причинах возникновения кариеса и способах его профилактики. Лекция завершена дискуссионным «круглым столом». Путем анкетирования и в ходе личной беседы была оценена готовность к сотрудничеству родителей: выявлен уровень знаний об уходе за полостью рта детей и отношение к проводимой профилактической программе. Также проведено анкетирование 34 воспитателей по вопросам профилактики кариеса у детей, обучение чистке зубов на модели по методу KAI, мотивация к проведению гигиенических мероприятий в детском саду. 

Результаты исследования и их обсуждение

Распространенность кариеса у детей ясельных групп в возрасте 2−3 года составила 45,25±6,83%, а интенсивность кариеса зубов (кпуз) — 1,92± 0,27. Уровень интенсивности кариеса зубов (УИК) составил 0,68± 0,09. Из 53 обследованных детей очень высокая активность кариеса диагностирована у 12 (22,60±5,74%) человек, высокая — у 3 (5,70±3,18%), средняя — у 7 (13,20±4,65%), низкая — у 31 (58,50±6,77%). Выявлен ранний детский кариес (РДК) I  типа у 13 детей, II типа – у 11. РДК III типа мы не встречали.

профилактические мероприятия

Полученные результаты обследования явились основанием для планирования профилактических мероприятий среди детей раннего возраста. Профилактическая программа включала работу с родителями и воспитателями детского сада. Методом анкетирования выявлено различное отношение родителей к сотрудничеству со стоматологами и недостаточно внимательное отношение к собственному стоматологическому здоровью и здоровью своих детей. При первом опросе только 57% родителей проявили готовность к сотрудничеству со стоматологами. Регулярно чистят зубы своим детям 96% опрошенных родителей. 36% анкетированных родителей начали чистить зубы детям в возрасте от 6 до 12 месяцев. Одинаковое количество родителей 

профилактике стоматологических заболеваний у детей,

(по 8%) начали чистку зубов своим детям в возрасте от 13 до 18 месяцев, от 25 до 30 месяцев и от 31 до 36 месяцев, 40% — в возрасте от 19 до 24 месяцев. Информацию о причинах кариеса, способах его профилактики и лечения 68% родителей  желают получить на родительских собраниях в детском саду.

Со стороны воспитателей выявлены следующие проблемы: а) проекция собственного стоматологического здоровья на здоровье детей («нас не учили», «мы не чистили»); б) дефицит времени; в) отсутствие мотивации к ранее не выполняемому заданию и, как следствие, отсутствие опыта («раньше не делала, зачем мне это надо»). Анкетирование воспитателей выявило недостаточный уровень знаний о гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний у детей, однако готовность к сотрудничеству оказалась высокой. Воспитатели были обучены нами чистке зубов методом KAI, мотивированы с помощью лекции-презентации к проведению гигиенических мероприятий у детей в детском саду.

гигиенические мероприятия у детей

Проблемы при работе с детьми выражались в физиологической незрелости психики и моторики в раннем возрасте, трудностях с адаптацией их к коллективу и новым условиям, различном отношении детей к средствам гигиены.

В течение 7 раз в ясельных группах мы проводили занятия, на которых обучали воспитателей чистке зубов, чистили детям зубы по методике KAI, оценивали отношение детей к проводимым мероприятиям, а также чистку зубов у детей воспитателями. Были организованы уголки гигиены полости рта. Все уроки гигиены посетили 25 воспитанников. В первое посещение 73% детей выразили готовность к чистке зубов, 27% проявили негативное отношение. Воспитатели также проявили настороженность и неготовность к проведению профилактических мероприятий (ранее не выполняли такого, боялись «поранить ребенка»). Ко второму посещению уже 81% детей проявили заинтересованность к проводимым мероприятиям. Во время третьего посещения ДОУ мы оценили чистку зубов у детей воспитателями, в ходе чего был выявлен недостаточный уровень их навыков и мотивации. В связи с этим было повторно проведено обучение чистке зубов и коррекция навыков. К четвертому 

оценка гигиены полости рта у детей

посещению все дети научились полоскать рот и выплевывать воду, к пятому – освоили самостоятельную чистку передних зубов. Мы обращали внимание на положительные моменты и динамику в приобретении гигиенических навыков, поддерживая и выделяя старательных малышей. К шестому посещению был полностью освоен метод KAI воспитателями и достигнута достаточная убежденность их в необходимости проведения гигиенических мероприятий детям после еды. К седьмому занятию все дети стали относиться к чистке зубов как к обязательной и приятной гигиенической процедуре, выстраивались в очередь со своими зубными щетками и стаканчиками, старались получить похвалу за успешное освоение навыков. Дети положительно оценивали вкусовые качества зубной пасты R.O.C.S. baby. Была проведена повторная оценка гигиены полости рта у детей. В результате проведения профилактической программы достигнута положительная динамика гигиенического индекса PLI от 2,38±0,004 до 0,50±0,003 (р < 0,001).

Выводы:

 

  • Результаты исследования показали высокий уровень распространенности и интенсивности кариеса у детей ясельного возраста.
  • Проводимые нами профилактические мероприятия позволили получить положительные результаты по предотвращению кариесогенной ситуации во рту: у детей достигнут высокий уровень формирования мотивации к гигиеническим мероприятиям, значительно (более чем в 4 раза) улучшилось гигиеническое состояние полости рта по индексу PLI.
  • Развивать у ребенка позитивное отношение к здоровому образу жизни и сохранению своего стоматологического здоровья можно только совместными усилиями детских стоматологов, педагогов и родителей, используя различные формы санитарно-просветительской работы: лекции-презентации, дискуссионные «круглые столы», мотивационные стенды.

 

Литература:

  •  
    1. Здоровье и       физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации / Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 320 с. 
    2. Кисельникова Л.П. Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний у детей.-М.: МГМСУ, 2008.- 27с. 
    3. Козловская Л.В., Яцук А.И. Динамика показателей стоматологического статуса у       дошкольников – участников программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта // Мониторинг качества педагогического образования: теоретико-методологические основы и пути решения: Материалы научно-практической конференции; 21−22 марта 2007 г.; Барановичи; Респ. Бел. / Ред. кол.: Е.И.Пономарева (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2007. — С. 276−278. 
    4. Мельникова Е.И. Эпидемиология стоматологических болезней среди детского населения Республики Беларусь и определение научно обоснованных нормативов по       организации стоматологической помощи: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Мн.,2002. -21 с. 
    5. Попруженко Т.В. Рожковый кариес // Современная стоматология. — 2004.- №1.– С.37−43. 
    6. Сарап Л.Р. и др. Новый подход к созданию средств гигиены для разных возрастных групп. Зубные пасты R.O.C.S. // Современная стоматология. — 2006.- №3.- С. 45−47.
    7. Терехова Т.Н., Борутта А., Шаковец Н.В., Кнайст С. Факторы риска развития кариеса зубов у 30−месячных детей Германии и Беларуси // Стоматологический журнал. — 2005.- №3.- С. 26−28.
    8. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в       образовательно-воспитательном процессе. – М.:Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с 
    9.  
    10. Шишкина В.А. Здоровый ребенок: миф или реальность? //Пралеска. – 2006. — №11. – С.25−32.

 

 Источник: журнал «Стоматология детского возраста и профилактика», www.detstom.ru

 


Поделиться:





Комментарии
Смотри также
16 марта 2010  |  01:03
Профилактические мероприятия по коррекции миофункциональных нарушений во временном прикусе
Большинство стоматологических заболеваний, которые распространены среди детского населения, не излечивается в результате разового и даже многократного посещения стоматолога. Эти заболевания, диагностируемые однажды в любом возрасте, с разной степенью активности, продолжаются практически всю жизнь – кариес зубов, болезни пародонта и зубочелюстные аномалии.
04 февраля 2010  |  21:02
Формирование ответственности стоматологического пациента за свое здоровье
Общеизвестно, что гигиенические и лечебные стоматологические мероприятия не будут эффективными без формирования у пациента ответственности за здоровье органов и тканей полости рта.
29 января 2010  |  10:01
Профессиональная гигиена рта и гиперчувствительность зубов.
Воспалительные заболевания пародонта по праву привлекают повышенное внимание стоматологов, так как у большинства взрослого населения, страдающего ими, они приводят к утрате зубов, повышают риск развития «системной» патологии, снижают качество жизни. Высокая распространенность воспалительных заболеваний пародонта свидетельствует о недостаточной эффективности профилактических и лечебных мероприятий.
22 января 2010  |  13:01
Гигиена при наличии ортопедических конструкций во рту
Методы индивидуальной гигиены полости рта (ИГПР), используемые для этого средства, их оптимальные комплекты, без которых не может быть качественной, эффективной очистки зубов, десен, любых находящихся в полости рта протезных конструкций, будут различными в зависимости от имеющихся ортопедических зубных протезов. Чем разнообразней будет их количество и формы, тем изощренней, продолжительнее и более трудоемким будет ИГПР.
21 декабря 2009  |  13:12
Микробиоценоз зубного налета у детей младшего школьного возраста.
Зубной налет является одним из пусковых механизмов в развитии кариеса зубов у детей. Полученные результаты подтверждают необходимость проведения профилактических мероприятий по улучшению гигиенического состояния полости рта путем повышения у детей мотивации к поддержанию здорового образа жизни.