Эффективность обучения гигиене полости рта в дошкольных учреждениях
В деятельности дошкольного образовательного учреждения должны широко использоваться технологии, позволяющие сберечь здоровье и сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, укрепить природные защитные механизмы организма ребенка (1,3,8,9). Здоровье органов и тканей полости рта дошкольников – важная составная часть соматического здоровья в целом. Проблемы сохранения стоматологического здоровья можно решить путем группового обучения детей различного возраста наиболее оптимальным способам чистки зубов.
При этом очень важно найти психологический подход к детям соответственно их возрасту. Главное препятствие в реализации здоровьесберегающих технологий – отсутствие мотивации у детей «приумножать» данное им природой здоровье. У маленького ребенка пока нет потребности в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Поэтому так важно помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье, в том числе и стоматологическое. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни.
Значимость правильного гигиенического воспитания детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте (2). Причем подобные навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых. Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у родителей.
Формирование мотивации у ребенка к проведению гигиенических мероприятий, правильному рациональному питанию с ограничением избытка рафинированных углеводов требует много внимания и терпения и проводится совместными усилиями детского стоматолога, педагога и родителей.
Кариес временных зубов относится к распространенной патологии у детей дошкольного возраста. По данным ряда авторов (4,5,7), распространенность кариеса временных зубов у дошкольников в возрасте двух лет составляет 24,9 – 39,3%, интенсивность кариеса (кпуз) составляет 0,89 – 1,10.
В детском саду № 533 г. Минска давно проводится работа по охране и укреплению здоровья детей, при этом обеспечивается комплексный подход со стороны медицинских работников, педагогов, психологов, родителей. Преподаватели кафедры стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета совместно со студентами стоматологического факультета в течение семи лет проводят работу по внедрению в практику среди детей ДОУ № 533 Программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта. Ежегодно проводится мониторинг стоматологического здоровья
Цель настоящего исследования: разработать и внедрить комплекс гигиенических и профилактических мероприятий среди детей ясельного возраста с целью уменьшения интенсивности стоматологических заболеваний.
Материалы и методы: Под нашим наблюдением в течение года находились 53 ребенка в возрасте
Совместно с воспитателями и родителями мы организовали уголки гигиены полости рта в ясельных группах (рис.).
В игровой форме обучали детей раннего возраста элементам гигиенического ухода за полостью рта по методу KAI на модели. После этого непосредственно приступили к чистке зубов детей, фиксируя все положительные моменты в приобретении гигиенических навыков, поощряя малышей за старание и успех. Обучение проводили в 7 этапов в течение 4 месяцев. Уделялось особое внимание обеспечению психологического комфорта во время гигиенических процедур. Чистка зубов детям ясельных групп проводилась с использованием мягкой зубной щетки и зубной пасты R.O.C.S. baby как одной из безопасных средств гигиены рта детям в этом возрастном периоде (6). Каждый ребенок был обеспечен индивидуальным стаканчиком для полоскания рта.
Один раз в месяц проводили чистку зубов, контролируемую стоматологом, преследуя целью стабилизацию в приобретении гигиенических навыков и обеспечение регулярной и качественной гигиены полости рта.
Получено согласие родителей детей, посещающих ДОУ № 533. Они были мотивированы к проведению гигиенических мероприятий, обучены чистке зубов по методу KAI на модели. Для мотивации родителей и педагогов была представлена мультимедийная
Результаты исследования и их обсуждение
Распространенность кариеса у детей ясельных групп в возрасте 2−3 года составила 45,25±6,83%, а интенсивность кариеса зубов (кпуз) 1,92± 0,27. Уровень интенсивности кариеса зубов (УИК) составил 0,68± 0,09. Из 53 обследованных детей очень высокая активность кариеса диагностирована у 12 (22,60±5,74%) человек, высокая у 3 (5,70±3,18%), средняя у 7 (13,20±4,65%), низкая у 31 (58,50±6,77%). Выявлен ранний детский кариес (РДК) I типа у 13 детей, II типа – у 11. РДК III типа мы не встречали.
Полученные результаты обследования явились основанием для планирования профилактических мероприятий среди детей раннего возраста. Профилактическая программа включала работу с родителями и воспитателями детского сада. Методом анкетирования выявлено различное отношение родителей к сотрудничеству со стоматологами и недостаточно внимательное отношение к собственному стоматологическому здоровью и здоровью своих детей. При первом опросе только 57% родителей проявили готовность к сотрудничеству со стоматологами. Регулярно чистят зубы своим детям 96% опрошенных родителей. 36% анкетированных родителей начали чистить зубы детям в возрасте от 6 до 12 месяцев. Одинаковое количество родителей
(по 8%) начали чистку зубов своим детям в возрасте от 13 до 18 месяцев, от 25 до 30 месяцев и от 31 до 36 месяцев, 40% в возрасте от 19 до 24 месяцев. Информацию о причинах кариеса, способах его профилактики и лечения 68% родителей желают получить на родительских собраниях в детском саду.
Со стороны воспитателей выявлены следующие проблемы: а) проекция собственного стоматологического здоровья на здоровье детей («нас не учили», «мы не чистили»); б) дефицит времени; в) отсутствие мотивации к ранее не выполняемому заданию и, как следствие, отсутствие опыта («раньше не делала, зачем мне это надо»). Анкетирование воспитателей выявило недостаточный уровень знаний о гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний у детей, однако готовность к сотрудничеству оказалась высокой. Воспитатели были обучены нами чистке зубов методом KAI, мотивированы с помощью
Проблемы при работе с детьми выражались в физиологической незрелости психики и моторики в раннем возрасте, трудностях с адаптацией их к коллективу и новым условиям, различном отношении детей к средствам гигиены.
В течение 7 раз в ясельных группах мы проводили занятия, на которых обучали воспитателей чистке зубов, чистили детям зубы по методике KAI, оценивали отношение детей к проводимым мероприятиям, а также чистку зубов у детей воспитателями. Были организованы уголки гигиены полости рта. Все уроки гигиены посетили 25 воспитанников. В первое посещение 73% детей выразили готовность к чистке зубов, 27% проявили негативное отношение. Воспитатели также проявили настороженность и неготовность к проведению профилактических мероприятий (ранее не выполняли такого, боялись «поранить ребенка»). Ко второму посещению уже 81% детей проявили заинтересованность к проводимым мероприятиям. Во время третьего посещения ДОУ мы оценили чистку зубов у детей воспитателями, в ходе чего был выявлен недостаточный уровень их навыков и мотивации. В связи с этим было повторно проведено обучение чистке зубов и коррекция навыков. К четвертому
посещению все дети научились полоскать рот и выплевывать воду, к пятому – освоили самостоятельную чистку передних зубов. Мы обращали внимание на положительные моменты и динамику в приобретении гигиенических навыков, поддерживая и выделяя старательных малышей. К шестому посещению был полностью освоен метод KAI воспитателями и достигнута достаточная убежденность их в необходимости проведения гигиенических мероприятий детям после еды. К седьмому занятию все дети стали относиться к чистке зубов как к обязательной и приятной гигиенической процедуре, выстраивались в очередь со своими зубными щетками и стаканчиками, старались получить похвалу за успешное освоение навыков. Дети положительно оценивали вкусовые качества зубной пасты R.O.C.S. baby. Была проведена повторная оценка гигиены полости рта у детей. В результате проведения профилактической программы достигнута положительная динамика гигиенического индекса PLI от 2,38±0,004 до 0,50±0,003 (р < 0,001).
Выводы:
- Результаты исследования показали высокий уровень распространенности и интенсивности кариеса у детей ясельного возраста.
- Проводимые нами профилактические мероприятия позволили получить положительные результаты по предотвращению кариесогенной ситуации во рту: у детей достигнут высокий уровень формирования мотивации к гигиеническим мероприятиям, значительно (более чем в 4 раза) улучшилось гигиеническое состояние полости рта по индексу PLI.
- Развивать у ребенка позитивное отношение к здоровому образу жизни и сохранению своего стоматологического здоровья можно только совместными усилиями детских стоматологов, педагогов и родителей, используя различные формы
санитарно-просветительской работы:лекции-презентации, дискуссионные «круглые столы», мотивационные стенды.
Литература:
-
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации / Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 320 с.
- Кисельникова Л.П. Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний
у детей.-М.: МГМСУ, 2008.- 27с. - Козловская Л.В., Яцук А.И. Динамика показателей стоматологического статуса у дошкольников – участников программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта // Мониторинг качества педагогического образования:
теоретико-методологические основы и пути решения: Материалынаучно-практической конференции; 21−22 марта 2007 г.; Барановичи; Респ. Бел. / Ред. кол.: Е.И.Пономарева (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2007. С. 276−278. - Мельникова Е.И. Эпидемиология стоматологических болезней среди детского населения Республики Беларусь и определение научно обоснованных нормативов по организации стоматологической помощи: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Мн.,2002. -
21 с. - Попруженко Т.В. Рожковый кариес // Современная стоматология. 2004.- №1.– С.37−43.
- Сарап Л.Р. и др. Новый подход к созданию средств гигиены для разных возрастных групп. Зубные пасты R.O.C.S. // Современная стоматология. 2006.- №3.- С. 45−47.
- Терехова Т.Н., Борутта А., Шаковец Н.В., Кнайст С. Факторы риска развития кариеса зубов у 30−месячных детей Германии и Беларуси // Стоматологический журнал. 2005.- №3.- С. 26−28.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии
в образовательно-воспитательном процессе. – М.:Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с - Шишкина В.А. Здоровый ребенок: миф или реальность? //Пралеска. – 2006. №11. – С.25−32.
Источник: журнал «Стоматология детского возраста и профилактика», www.detstom.ru