Профилактические мероприятия по коррекции миофункциональных нарушений во временном прикусе
Большинство стоматологических заболеваний, которые распространены среди детского населения, не излечивается в результате разового и даже многократного посещения стоматолога. Эти заболевания, диагностируемые однажды в любом возрасте, с разной степенью активности, продолжаются практически всю жизнь – кариес зубов, болезни пародонта и зубочелюстные аномалии.
Наблюдение за ребенком в критические периоды возможной диспропорции роста челюстей дает возможность провести ее коррекцию, назначить средства, способные укрепить, повысить резистентность морфологически незрелых твердых тканей зуба, нормализовать и скорректировать работу функционально незрелой жевательной и мимической мускулатуры при жевании, глотании, артикуляции, закрывании рта и др. Все это обусловливает целесообразность активного наблюдения за здоровым ребенком с целью использования указанных возможностей и проведения активной профилактики преобладающей патологии стоматологического профиля, какой являются кариес зубов, аномалии прикуса и заболевания краевого пародонта.
Следует подчеркнуть, что целесообразность диспансеризации детей у стоматолога обусловлена не только необходимостью своевременного выявления, лечения ранних стадий заболеваний, предупреждения развития осложненных форм и т.д., но и мероприятиями, направленными на их профилактику.
Для того, чтобы педиатр и детский стоматолог выполняли общую задачу, они должны руководствоваться едиными показателями развития зубов, челюстей и органов полости рта в каждом возрастном периоде.
Для каждого возрастного периода характерны свои особенности, обусловленные строением и функцией системы жизнеобеспечения организма, и определены критерии физиологического состояния зубочелюстной системы ребенка.
Целью нашего исследования было на основании клинического обследования определение факторов риска развития стоматологических заболеваний в период прикуса временных зубов, а также изучение характерных изменений в мышцах
Материалы и методы исследования. В процессе клинического наблюдения за детьми от 3 до 6 лет были определены следующие физиологические характеристики для полноценного формирования прикуса:
- между молочными зубами появляются «тремы», свидетельствующие о том, что зубная дуга готова к прорезыванию постоянных зубов;
- корни молочного и фолликул постоянного зуба в челюсти располагаются в тесной связи;
- под влиянием жевания происходит инволюция молочных зубов, проявляющаяся в стирании бугров и режущих поверхностей. Эта стираемость относится к физиологической, обусловливающей нормальное прорезывание первых постоянных моляров и перемещение нижней челюсти в сагиттальном направлении.
Кроме этого при осмотрах детей в возрасте от 3 до 6 лет, находящихся как под наблюдением
- нарушение функции носового дыхания проявляется в виде смешанного или ротового. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию сагиттальных и вертикальных аномалий окклюзии;
- нарушение функции глотания – язык занимает межзубное положение, что приводит к напряжению в окружности ротовой щели и отражается на конфигурации лица;
- нарушение функции жевания – является активным фактором патологических видов прикуса и проявляется в различных вариантах (вялое жевание, привычка жевать на одной стороне, привычка жевать передними зубами);
- нарушение функции речи – проявляется не только в нарушении произношения различных звуков, но и нарушении артикуляции (положение языка);
- нарушение физиологического стирания молочных зубов и на этом фоне формирование различных форм аномалий прикуса и нарушение сроков физиологической смены зубов.
Таким образом, факторы риска по формированию зубочелюстных аномалий, пороков развития и кариеса зубов можно сгруппировать по следующему принципу: управляемые и неуправляемые (табл. 1).
Таблица 1
Факторы риска при формирования зубочелюстных аномалий
Управляемые | Неуправляемые |
искусственное вскармливание; - неправильная поза во время сна и бодрствования; нарушение функции глотания, дыхания, жевания; нерегламентированное пользование соской-пустышкой; вредные привычки (сосание пальцев, предметов, языка, губ и т.д.) | хронические и острые заболевания матери в период беременности; токсикозы беременных, угроза прерывания беременности, анемии, преждевременные и переношенные роды; осложнения в родах (слабость родовой деятельности, кровотечение, кесарево сечение, акушерские щипцы); асфиксия, гипотрофия, гемолитическая болезнь, аллергические и инфекционные заболевания ребенка |
Проявляющиеся в раннем возрасте нарушения в развитии зубочелюстной системы можно и необходимо предотвращать путем ранней профилактики. К «приобретенным» аномалиям развития зубочелюстной системы относятся следующие: вертикальная резцовая дизокклюзия (как следствие вредных привычек сосания); сагиттальная щель на фоне протрузии резцов; сагиттальная щель при сужении верхней челюсти и дистальном прикусе; локальная деформация зубного ряда вследствие вредных привычек; перекрестный прикус в переднем или боковых отделах; преждевременная потеря молочных зубов. Причиной подобных аномалий являются вредные миофункциональные привычки детей: привычка сосать палец или соску (пустышку), отсутствие нормального смыкания губ, слабая круговая мышца рта, ротовое дыхание и инфантильное глотание.
Вредные детские привычки мешают нормальному физиологическому развитию и ведут к формированию аномалий зубочелюстной системы. К вредным привычкам относятся сосание пальцев, пустышек или других посторонних предметов, закусывание губ и языка, подсасывание губы или щеки, дыхание через рот и инфантильное глотание.
На основании вышеизложенного нами были определены ряд задач по проведению профилактических мероприятий, направленных на коррекцию миофункциональных нарушений в период прикуса временных зубов, которые состоят в следующем:
- регуляция функции дыхания (консультация
- нормализация функции глотания (обучение ребенка правильной методике глотания – губы и зубы сомкнуты, мышцы лица и шеи максимально расслаблены, кончик языка прижат к переднему участку неба);
- профилактика нарушений функции жевания (включение в рацион «жесткой» пищи, своевременное устранение вредной привычки, изъятие соски);
- профилактика зубочелюстных аномалий, сформировавшихся вследствие нарушения функции речи (раннее логопедическое обучение);
- коррекция миодинамического равновесия с помощью миогимнастики;
- зубное протезирование при преждевременном удалении молочных зубов;
- «подшлифовывание» бугров молочных зубов.
С целью подтверждения позитивной роли раннего ортодонтического лечения была проведена оценка функционального состояния мышц
Результаты исследования функции мышц
Оценка амплитуды биопотенциалов
В норме с возрастом величина биопотенциалов собственно жевательных и височных мышц увеличивается. Данные по амплитуде в контрольной группе наблюдений не отличались от таковых возрастной нормы (табл. 2).
Таблица 2
Амплитуда биопотенциалов собственно жевательных и височных мышц у детей по группам наблюдений в возрасте от 3 до 6 лет (M+/- m)
Возраст, год | Собственно жевательные мышцы, мкВ | p | Височные мышцы, мкВ | p | ||
основная | контрольная | основная | контрольная | |||
3 | 168,8+/- 0,5 | 172,1+/−0,07 | … | 172,2+/−0,05 | 178,2+/−0,07 | … |
4 | 176,2+/−0,07 | 184,5+/−0,06 | … | 194,2+/−0,07 | 198,8+/−0,05 | … |
5 | 202,8+/−0,05 | 206,2+/−0,06 | … | 210,2+/−0,06 | 214,5+/−0,05 | … |
6 | 213,2+/−0,08 | 220,8+/−0,05 | … | 230,8+/−0,5 | 231,2+/−0,03 |
|
Примечание: p<0,01; … p<0,001.
В основной группе показатели снижены и достоверно отличаются от аналогичных контрольной в каждом возрастном периоде. Нарушение функции собственно жевательных и височных мышц у пациентов основной группы наблюдения создает предпосылки для формирования аномалий окклюзии.
Анализ количества жевательных движений
С возрастом количество жевательных движений уменьшается. Анализ показал следующее: в возрасте 3−4 лет не выявлено достоверных различий у детей обеих групп, а средневозрастные значения практически имели те же цифровые значения, что и в группе сравнения (табл. 3). В 5−6−летнем возрасте достоверность отличий присутствовала (p<0,001 и p<0,01 соответственно).
Таблица 3
Количество жевательных движений, совершенных нижней челюстью при разжевывании стандартной пробы, у детей по группам (M+/-m)
Возраст, год | Количество движений нижней челюсти | p | |
основная группа | контрольная группа | ||
3 | 42,7+/−0,06 | 42,6+/−0,06 | - |
4 | 31,4+/−0,06 | 31,2+/−0,06 | - |
5 | 30,6+/−0,06 | 29,6+/−0,06 | … |
6 | 23,8+/−0,06 | 23,2+/−0,06 |
|
Примечание: .. p<0,01; … p<0,001.
Анализ продолжительности жевательного периода
Данный показатель в возрасте от 3−х до 6−и лет уменьшается в 2 раза, что свидетельствует о сбалансированной работе жевательной мускулатуры. У пациентов основной группы и группы сравнения выявлены достоверные отличия в возрастном аспекте, свидетельствующие о том, что дети, имеющие общесоматические проявления и особенности стоматологического статуса, на жевание затрачивают больше времени (табл. 4). Это, в свою очередь, напрямую зависит от тонуса жевательных мышц: чем он ниже, тем большее количество движений и времени необходимо ослабленным детям на жевательный период.
Таблица 4
Продолжительность жевательного периода по данным ЭМГ у детей (M+/-m)
Возраст, год | Продолжительность жевательного периода, сек | p | |
основная группа | контрольная группа | ||
3 | 33,0+/−0,06 | 31,6+/−0,06 | … |
4 | 24,1+/−0,11 | 22,9+/−0,11 | . |
5 | 19,9+/−0,11 | 18,5+/−0,11 | .. |
6 | 14,7+/−0,14 | 15,7+/−0,12 | .. |
Примечание: . p<0,05; .. p<0,01; … p<0,001.
Показатели функционального состояния мышц в основной группе достоверно отличались от таковых в контроле, за исключением количества жевательных движений у детей 3−4 лет. Это свидетельствует о том, что восстановление тонуса мышц необходимо проводить путем создания оптимальной жевательной нагрузки.
Проведенный анализ функционального состояния мышц
Своевременно предупредить диспропорцию зубных дуг и челюстных костей, включить дифференцированные рекомендации по профилактике кариеса и аномалий прикуса, нормализовать условия их созревания
Необходимо отметить, что в детском возрасте активность патологического процесса всегда более выражена. Указанные обстоятельства диктуют настоятельную целесообразность своевременной диагностики ранних стадий патологии, предупреждения осложненных форм заболеваний и патологических процессов, то есть организации динамического наблюдения за детьми, особенно на этапе подготовки к смене зубов.
Источник:
«Стоматология детского возраста и профилактика», www.detstom.ru