Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
20 февраля 2004 12:00   |   Свядощ А.М. – Неврозы и их лечение.

Профилактика неврозов

 
Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Социальные мероприя­тия, ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем дне, уважению личного достоинства человека, нормали­зации жилищных, бытовых условий и т. п., способству­ют ликвидации некоторых источников психической травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым пре­дупреждают возникновение неврозов. Поддержание ми­ра между народами является лучшим средством профи­лактики «военных неврозов».
Все факторы, ведущие к астенизации нервной систе­мы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе интраутеринными и родо­выми, острыми и хроническими интоксикациями, нару­шениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недо­сыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состо­яний.
Экспериментальные исследования школы И. П. Пав­лова показали возможность тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная трениров­ка нервных процессов, в связи с чем устраняются при­чины, предрасполагающие к возникновению заболева­ния.
Большое значение для предупреждения неврозов име­ет правильное воспитание ребенка — развитие у него та­ких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом»
Ребенок, которому с детства было все дозволено, ко­торый рос набалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других,   может   в   дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется      большая выдержка. При неправильном воспитании у ре­бенка могут возникнуть представления, которые могут сделать его особенно чувствительным к действию опре­деленных, адресованных к ним, раздражителей и легко превратятся в «больные пункты». Так, например, у ре­бенка, которого все время  захваливают,  развивают  у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может на­ступить под влиянием неудачи, постигшей его при осу­ществлении этих стремлений. Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у не­го действительном или мнимом недостатке, а также по­давление его инициативы, и требование от него чрез­мерного послушания. Это может способствовать разви­тию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрас­полагать тем самым к заболеванию психастенией.
Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Поэтому недопустимо   твердить   ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет ту­неядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти по­лезным членом общества. Ты можешь всего достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им! Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера…» Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними. Внушать им, что здоровье — это   естественное  состояние  человека и что они будут здоровы, если будут вести нормальный образ жизни; что не надо бояться ни жары, ни холода, ни дож­дя, ни ветра и уметь все переносить стойко, без жалоб, без слез.
«Для предотвращения нервозности,— пишет С. Г. Файнберг,— нет ничего важнее, чем с самого раннего детства воспитывать ребенка так, чтобы он не получал ни пря­мых, ни косвенных выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений».
Весьма существенным является правильное половое воспитание ребенка. Следует избегать всего, что может вызывать сексуальное возбуждение, например, неосто­рожного прикосновения к половым органам ребенка при чрезмерной заботе об его чистоте и опрятности, слиш­ком большая нежность, ласка со стороны родителей. Не нужно также допускать, чтобы ребенок ложился в пос­тель к родителям или спал с другими детьми даже в раннем возрасте. Во всех этих случаях возможно воз­никновение нежелательных условнорефлекторных свя­зей, которые могут в дальнейшем способствовать разви­тию заболевания. Особенно вредное влияние на ребенка оказывается в тех случаях, когда он становится свиде­телем полового акта.
Не следует давать ребенку каких-либо разъяснений по вопросу о рождении человека до тех пор, пока он сам этого не спросит. Если же он задаст этот вопрос, давать разъяснения нужно правильные, хотя и в доступной для ребенка форме, не вдаваясь в подробности. У большин­ства детей такое разъяснение постепенно распределяет­ся на возраст от 3 до 6 лет. После 6 лет ребенок, не об­ращавшийся за объяснением к родителям, обычно успе­вает получить их со стороны, причем нередко в форме, оказывающей вредное влияние на его последующую жизнь. Не следует явно замалчивать эту тему; нужно ве­сти себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, ес­тественное отношение к ней.
Несомненно, вредно запугивать ребенка, порождать у него слишком сильное чувство страха, вины, стыда, рас­каяния. Чрезмерное чувство страха и вины, связанное с представлениями о совершении грязного поступка, у де­тей, занимающихся онанизмом, может, например, спо­собствовать в дальнейшем возникновению навязчивого страха загрязнения.
Одним из частых источников неврозов у детей явля­ются нездоровые отношения между родителями и осо­бенно уход отца или матери из семьи. Ребенок не дол­жен являться свидетелем ссор между родителями и тем более не должен привлекаться в качестве судьи поступ­ков одного из них. В интересах ребенка не следует вы­зывать у него чувства ненависти к ушедшему родителю, запрещать с ним встречаться, а нужно, наоборот, по возможности смягчить происшедшее, сохранить его от­ношения с ушедшим, разъяснить, что хотя ушедший по тем или иным мотивам отец или мать теперь жить с семьей не будет, это не значит, что он ее оставил. Оста­вивший семью родитель должен остаться другом ребен­ка. При всем этом разрыв между родителями является тяжелейшей драмой для ребенка.
Особого внимания заслуживает профилактика невро­зов иатрогенной этиологии. Врач должен избегать всего, что может создать у больного представление о наличии у него тяжелого заболевания, а также избегать описания болезненных симптомов, которых у больного нет, но ко­торые встречаются при имеющемся у него заболевании. Часто иатрогении вызывают такие диагнозы, как арте­риосклероз, загиб матки, миокардиодистрофия, психастения и др. (частичка «псих» вызывает представление о наличии психического заболевания), особенно если они были написаны в виде справки на официальном бланке или поставлены авторитетным врачом. К иатро­гении могут привести и такие реплики врача: «Да, у вас совсем плохое сердце, ведь вы молодой человек, а тоны сердца у вас глухие, как у глубокого старика! Вы не замечали у себя одышки?»
Говоря больному об обнаруженном у него заболева­нии, очень важно сообщить ему об этом в такой форме, которая не вызывала бы у него представление о чрез­вычайной тяжести, опасности для жизни или неизлечи­мости болезни. Поэтому иногда целесообразно бывает начать с заявления больному о том, что у него не обна­руживается какого-либо тяжелого, неизлечимого заболевания, что со стороны его здоровья нет ничего угро­жающего и что он сможет жить до глубокой старости и сохранить при этом трудоспособность. Однако указать, что все же обнаруживаются некоторые расстройства со стороны каких-либо органов, требующие принятия соот­ветствующих мер, чтобы избавиться от этих нарушений и не допускать ухудшения состояния здоровья.
В лечебном учреждении желательно по возможности избегать контакта между свежезаболевшими тем или иным заболеванием и больными, у которых оно проте­кает в тяжелой форме или с рецидивами. Особенно это относится к больным в онкологических стационарах. Нам приходилось наблюдать развитие тяжелых реактивных депрессий с суицидальными попытками у больных в онкологическом отделении нейрохирургического инсти­тута после того, как они видели в нем больных с реци­дивом опухоли после операции, у которых развились явления пролапса мозга и слепота.
Для профилактики рецидивов неврозов очень важно изменить отношение больного к психотравмировавшим событиям, повлиять на те характерологические особен­ности, которые делают его к ним особо чувствительным. Это достигается беседами с больным (примеры таких бесед приведены нами при описании лечения убеждени­ем). С успехом с этой целью может быть использовано, как указывалось, внушение и самовнушение. Для пре­дупреждения развития тяжелых, затяжных форм забо­левания имеет значение также их раннее распознавание и лечение. Большую роль в этом отношении призваны сыграть нервно-психиатрические диспансеры.
 
 
 
 

Поделиться:



Самое популярное в разделе Терапевт:

Комментарии
Смотри также
16 июня 2004  |  13:06
Мокрые руки, мокрые ноги
Проблема постоянно мокрых подмышек, влажных рук или мокрых ног тревожит значительное количество людей. Психологический дискомфорт от появления мокрых пятен в типовых местах блузки или рубашки может перерастать в серьезные психологические проблемы.
26 января 2004  |  19:01
Правила обращения с собственными ушами: точечный массаж.
Усталость, разбитость и даже боль отступят, если вы освоите нехитрые правила обращения с собственными ушами. Рассказывает Елена Кранидовна НАЛИМОВА - врач-иглорефлексотерапевт московского врачебно-физкультурного диспансера № 5.
08 января 2004  |  14:01
Нетрадиционная медицина «для чайников». Часть вторая: механизмы возникновения заболеваний
Для того, чтобы понять и, возможно, принять для себя способы альтернативного (нетрадиционного) лечения, необходимо ясно понимать, как с точки зрения этой самой медицины начинаются и развиваются многие заболевания. Поэтому мы продолжаем наш краткий обзор основных слагаемых нетрадиционной медицины. Обзор написан в модном сейчас изложении "ДЛЯ ЧАЙНИКОВ".
29 ноября 2003  |  13:11
Защити свою печень!
Печень является одним из основных наших внутренних органов, т.к. участвует в процессах пищеварения, обмена веществ, кровообращения и осуществляет специфические защитные и обезвреживающие функции. Поэтому ее надо беречь и защищать от вредных воздействий. Для этого создана серия препаратов из расторопши «Секреты Столетий».
21 ноября 2003  |  19:11
Немного о причинах седины
Первые седые волосы, четко ассоциирующиеся с приближением старости, бывают встречены нами в лучшем случае философски, а в худшем, со страхом и упадническими настроениями. Но серебряные нити в копне волос далеко не всегда предвестник жизненного заката. В чем же все-таки причина их появления и есть ли способы добиться того, чтобы чаша сия миновала?