Права пациента и обязанности врача, гарантированные Конституцией
11 основных положений законодательства о здравоохранении граждан
Отношения между доктором и больным прописаны в Конституции, Федеральном законе № 323 от 21 ноября
Мы предлагаем для читателей комментарии к основным положениям закона.
1. Право пациента на выбор врача и лечебного учреждения
Благодаря этому праву пациент может отказаться от назначенного для лечения доктора. Однако и доктор в праве отказаться от больного. Врач по согласованию с управляющим медицинским учреждением может отказаться от пациента, но лишь после осмотра больного и исключения у него срочной, опасной для жизни и требующей неотложного лечения болезни. Затем врач пишет заявление на имя руководителя, который в свою очередь должен осуществить замену лечащего врача.
В свою очередь если пациент не имеет желания лечиться у данного доктора, то он должен поставить в известность об этом заведующего отделением и объяснить причину отказа. После этого заведующий в течение 3 дней обязан предоставить пациенту информацию о других врачах нужного направления, из которых больной может выбрать себе того, у которого будет продолжать лечение (учитывая согласие самого врача).
2. Право пациента на получение лечения, диагностики, профилактических мероприятий, медицинскую реабилитацию в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
3. Право пациента на получение консультации врача-специалиста.
4. Право пациента на облегчение боли вызванной болезнью или медицинским вмешательством, доступными средствами и лекарствами.
В этом утверждении следует учитывать, что облегчение боли, означает не полное её устранение. Если доктор не облегчил боль, то происходит нарушение прав пациента. Если же боль уменьшилась, но не устранена вовсе, то права не были попраны.
5. Право пациента на информацию о своих правах, состоянии здоровья, а также выборе лиц, которым в интересах больного может быть сообщена информация о состоянии его здоровья.
Согласно этому праву, доктор обязан ознакомить пациента с его диагнозом, прогнозами, методами лечения, последствиями и побочными эффектами каждого вида терапии, а также ожидаемым результатом лечения. Вся эта информация должна быть предоставлена больному в доступной форме.
Пациент имеет полное право посмотреть медицинскую документацию: медицинскую карту, результаты анализов и исследований. Однако не может
Пациент в праве потребовать копию или выписку из медицинских документов. Для этого ему следует обратиться в лечебное учреждение и, предоставив удостоверение личности получить справку или заключение. Законом четко разделяются эти две бумаги.
Справка – это выписка данных из медицинской документации на бланк, то есть копирование информации.
Заключение – профессиональная оценка состояния здоровья пациента в статусе юридического документа, доказывающего возможность человека делать
За неверно оформленную справку врач получит лишь дисциплинарное взыскание. А за неправильно сделанное заключение медицинский работник может преследоваться по Уголовному кодексу.
Справки и выписки могут иметь произвольную форму, но должны содержать печати, как личную врача, так и медучреждения, а также врачебные подписи. Срок выдачи этих документов определён в 3 рабочих дня.
6. Право пациента на специальное питание при лечении в стационаре медицинского учреждения.
7. Право пациента на сохранение врачебной тайны относительно состояния его здоровья
Все данные, которые получены врачом в результате осмотра больного, являются предметом врачебной тайны. Начиная от температуры тела, симптомов недуга и счетом в банке – вся информация, поступившая на медосмотре, становится врачебной тайной. Сам факт обращения в медицинское учреждение за помощью также имеет статус врачебной тайны. Эта информация не подлежит разглашению, даже в том случае, если пациент скончался.
- Наиболее распространены следующие нарушения закона:
- Наличие посторонних лиц при осмотре пациента
- Осмотр пациента в помещении с приоткрытой дверью
- Разговор врача с пациентом во время обхода, когда беседу больного с доктором слушают другие пациенты
- Присутствие посторонних лиц в лечебном учреждении, например журналистов
8. Право пациента отказаться от медицинской помощи.
9. Право пациента на компенсацию, в случае вреда здоровью при медицинском вмешательстве.
10. Пациент имеет право на адвоката для защиты своих прав.
11. Право пациента на общение со священником. В случае если больной находится на лечении в стационаре медицинской организации – создание условий для совершения религиозных обрядов и предоставление для этого отдельного помещения, если это не мешает внутреннему распорядку лечебного учреждения.
Травма, полученная на производстве
Отдельным пунктом следует выделить производственную травму, так как часто встречаются случаи, когда врач не хочет признавать травму таковой. Производственную травму получают работники организации, люди, там обучающиеся или имеющие трудовую повинность.
Травма имеет статус производственной, если она получена:
- в течение рабочего дня на территории предприятия
- на транспорте работодателя
- в период командировки работника (даже в нерабочее время в номере гостиницы)
- бстоятельства, когда работник действовал в интересах и по указанию работодателя (данное положение обычно доказывается со сложностями)
В случае если травма получена по дороге на работу или по пути с неё, то таковую травму не называют производственной.