17 февраля 2003 15:29 |
Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском домеСтрессогенные факторы весьма часты в подростковом возрасте. От того, как личность подростка справится с ними, зависит эффективность ее развития. Подростковый возраст рассматривается как период, во время которого активно формируются новые формы адаптации к среде, новые формы развития и новые механизмы преодоления стресса. Ответы личности на требования среды, «копинг», т. е. «совладание», влияющие на исходы развития индивидуума, могут быть конструктивными, если они соответствуют индивидуальному адаптивному потенциалу, и деструктивными, когда индивидуальный адаптивный потенциал превышен,
Целью данной работы было сравнительное исследование стратегий преодоления эмоционального стресса и некоторых
Результаты обследования показали, что воспитывающиеся в семье подростки пытались преодолевать стресс, используя целый комплекс стратегий. Среди них ведущую роль занимали стратегии, направленные на действительное изменение реальной ситуации («разрешение проблемы», «поиск социальной поддержки»), сознательно контролируя происходящие события, активно пытаясь устранить, видоизменить или ослабить источник стресса. Пассивные, дисфункциональные стратегии («избегание»), направленные на уклонение от проблемы, ее игнорирование, не имели систематического использования. Высокий уровень субъективного восприятия оказываемой им социальной поддержки в целом и раздельно со стороны социально поддерживающих сетей «друзья», «семья», «значимые другие» был равномерным, способствовал ощущению благополучия, удовлетворенности жизнью. По сравнению с воспитанниками детского дома, подростки, растущие в семье, проявляли относительно высокий уровень эмпатии, аффилиации и низкий уровень чувствительности к отвержению. Они адекватно и дифференцирование устанавливали дистанцию межличностного общения с различными коммуникантами в зависимости от пола, возраста, интерперсональных отношений и других факторов. Подростки контрольной группы, как и детского дома, хотя и в значительно меньшей степени, испытывали чувство одиночества. Однако наличие сформированных проблем, разрешающих стратегий преодоления стресса, высокий уровень субъективного восприятия социальной поддержки, эмпатии и аффилиации, дифференцированное установление дистанции межличностного общения позволяли конструктивно преодолевать стресс одиночества.
Статистически достоверные различия между показателями двух сравниваемых групп позволяют заключить, что основной стратегией преодоления стресса воспитанниками детского дома являлась пассивная, дисфункциональная стратегия «избегания», направленная на отказ от решения проблемной ситуации, ее игнорирование или подчинение, безропотное принятие ее. Стратегия «поиск социальной поддержки» использовалась достаточно часто, но оказывалась неэффективной
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки детского дома являются контингентом риска саморазрушающего поведения. Формирование у них в пубертате неконструктивных, малоэффективных способов преодоления стресса с преобладанием стратегии «избегание», низкий уровень субъективного восприятия социальной поддержки, оказываемой социальными сетями, слабая развитость эмпатии и других ресурсов преодоления стресса, выраженная чувствительность к отвержению, недифференцированное увеличение дистанции межличностного общения с большинством коммуникантов и ощущение выраженного одиночества являются проявлениями деструктивного варианта адаптации, искаженного развития. Недостаточность индивидуальных: Комментарии
Смотри также
17 февраля 2003 | 15:02
Поведенческая психотерапия в лечении нервной анорексии и нервной булимии
Большинство современных лечебно-реабилитационных программ для больных с нарушениями пищевого поведения (НПП) включает приемы и методы поведенческой психотерапии. Интеграция принципов поведенческой психотерапии в систему личностно-ориентированной психотерапии может способствовать повышению эффективности лечения больных с основными формами НПП — нервной анорексией (НА) и нервной булимией (НБ).
17 февраля 2003 | 15:02
Выдающиеся деятели психологии. Краткие биографические справки
Сеченов Иван Михайлович (1829—1905). Великий отечественный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности. Им было установлено наличие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных актов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отечественной и мировой науки.
14 февраля 2003 | 16:02
Особенности суицидального поведения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека
Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в связи с особенностями заражения, неблагоприятным прогнозом заболевания способствует социальному отчуждению инфицированного лица, повышает риск суицидального поведения. Суицидальный риск у мужчин, страдающих синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), в возрасте 20—59 лет в 36,3 раза выше, чем у мужчин того же возраста без диагноза СПИД, и в 66,15 раз выше, чем в общей популяции .
14 февраля 2003 | 16:02
Понятие психического здоровья и критерии судебно-психиатрических экспертных оценок
Право регламентирует поведение людей при условии, что это поведение адекватно и сознательно регулируется психической деятельностью субъекта. При констатации психических расстройств устанавливается неспособность субъекта адекватно регулировать свое поведение и совершать или воздерживаться от совершения юридических действий.
14 февраля 2003 | 16:02
Клинико-социологические особенности лиц, совершивших агрессивные сексуальные действия
Проблема агрессивного сексуального поведения до настоящего времени изучена недостаточно, несмотря на большое число публикаций по этому вопросу, особенно в западной психиатрической и криминологической литературе. Американский словарь психиатрических терминов определяет агрессию как совершение «сильных физических, словесных или символических действий» против окружающих. Агрессия может быть как адекватной, самозащитной, включая действия, направленные на защиту своих прав, так и неприемлемой, проявлением ненависти и деструктивного поведения.
|