30 декабря 2003 11:50 |
Да здравствуют «почемучки»!Какое преступление совершается в каждом из этих случаев, когда делается попытка подавить, заглушить бесценный, светлый дар воображения, из которого развились бы со временем, при бережном умелом взращивании, способности исследователя или художника, конструктора или поэта! В самом деле, такая банальная реплика может обернуться преступлением перед обществом: в результате неправильного воспитания общество может не получить талант, зерна которого бывают брошены в душу ребенка самой природой.
Давайте заглянем в любой детский сад и проанализируем сотни «почему?» одного малыша за один день
Да разве бывают неталантливые дети? Дети, не способные к творчеству и игре воображения? Маленькие исследователи, не жалеющие самую любимую игрушку, если, разломав ее, можно получить ответ на свое «почему»?
Но куда же деваются эти «почемучки» с годами? Один ли здравый смысл смиряет пыл их воображения?
Сегодняшнее народное образование, меняя свое содержание, ищет и совершенствует методы обучения и воспитания, наметился больший интерес к воображению ребенка, стремление активно включить эту сферу в процесс обучения.
Ярче всего проявляются особенности детского воображения на выставках детского художественного и технического творчества. Сегодня дети рисуют не только больше, чем десятилетие назад, но и интереснее, разнообразнее, самостоятельнее.
Даже если дети рисуют на заданную тему, их «работа» непременно — отражение индивидуальности. Каждый рисунок включает в себя элементы нового, представляет собою комбинацию и синтез различных плоскостей реальности, что является сущностью творческого процесса.
Детский рисунок — даже малопонятный с точки зрения взрослого - отражает стремление ребенка передать другим «выразительным» языком образы своего активного воображения, познающего мир. Здесь можно видеть неожиданные типы комбинаций, создающих новую художественную реальность, можно обнаружить, как реальные предметы и явления композиционно объединены с ассоциациями. Разные пятна и линии, наделенные своим смыслом, отражают особенности детского воображения, внутренний мир ребенка.
Одну и ту же вазу с цветами дети изображают неодинаково;
Содержание воображения взрослых более глубоко и носит более общественный характер. Его формирует больший запас наблюдений, переживаний, отношений с окружающим.
В творчестве взрослых больше присутствует мышление, критический анализ, у детей же творческий процесс почти целиком — плод воображения.
Взрослые с большим совершенствованием оперируют средствами, разумеется, здесь речь идет уже о навыках, о техническом совершенстве, приходящей с годами специализации. Но в некоторых отраслях творчества, «забытых» взрослыми, дети показывают преимущество. Творческому акту ребенка помогают чисто детские особенности: у ребенка чрезвычайно активны различные формы восприятия — слуховое, зрительное, двигательное. Все они участвуют в творчестве, усиливая в свою очередь воображение.
Особенность детского воображения может ощущать каждый человек, вернувшись через десятки лет в город в дом своего детства, бережно хранимый памятью.
Мы вдруг обнаруживаем, что образы улиц, домов предметов, которые созданы были нашим детским воображением, резко отличаются от реально существующих, контрастируют с действительностью. Краски будто бы потускнели, окружающее утратило свою таинственность и многозначительность. Кажется, что и сами размеры изменились: тесны стали комнаты, низки дома коротки улицы. И двор, хранившийся в воображении как едва ли не джунгли, оказался небольшим пространством с чахлыми кустами.
Один и тот же отрезок пути, один и тот же отрезок времени
Ребенок, проходящий
В целом создается синтетический образ иных размеров, отличных от реальных.
Когда мы расстаемся с местами детства, образы «уезжают» с нами в нашем детском восприятии и в дальнейшем мало изменяются. И только сопоставив их через годы с действительностью, мы обнаруживаем, какую шутку сыграло с нами детское воображение.
Разумеется, в этом процессе много привходящих моментов: человек с возрастом воспринимает мир менее образно и ярко, а воображение остается очень ярким, и его образы
Воображение детей не только более ярко, но и включает в себя больше элементов фантазии.
Присмотритесь, как играет ребенок, наделяя предметы не свойственными им качествами.
В самом деле, игра для ребенка — главная умственная и созидательная деятельность. Как быстро стульчик превращается в машину, корабль, ракету
Как преобразуется комната, где все теперь включено в игру и подчинено ее логике.
Вот оживает кукла и разговаривает по телефону с медведем. Вот укладывают спать плюшевую собачку и ставят ей градусник
Любопытно, что ребенок воображает предметы не потому, что они отсутствуют, а потому, что того требуют воображаемые законы игры. Воображает не только реальные предметы, но и нереальные, вводя в свои действия элементы нового, делая игру творчеством. Появляются воображаемые машины и ракеты, которые дети тут же прячут в маленькие коробочки, не подчиняясь логике. Воображаемые друзья становятся подлинными защитниками, воображаемые ситуации предоставляют возможность чудесных приключений.
Игры детей сочетают реальное и воображаемое очень легко. Но чем больше в них реального, тем меньше потребность в воображении. Об этом всегда надо помнить и оставлять в любой детской деятельности место воображению, творчеству.
Для ребенка нет противоречия между реальным и воображаемым, но если представления смещаются, неизбежна реакция испуга: разницу меж воображаемым и реальным ребенок чувствует.
Для нормально развивающегося ребенка и испуг, и реакции страха вполне естественны, если они, конечно, кратковременны, эпизодичны, не занимают центрального места в психических переживаниях ребенка и не обнаруживают тенденции к усложнению.
Уже в первые месяцы после рождения можно заметить, что ребенок страшится потерять поддержку, проявляет страх при громких звуках, ярких вспышках света.
В возрасте от 5 до 9 месяцев у малыша возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, предметами, ситуациями. Любопытно, что никаких иных страхов в этот период ребенок не испытывает: его воображение еще не «прощупывает» реальность.
От 2 до 3 лет дети обычно боятся животных.
До 3−летнего возраста малыши, как правило, не бояться темноты, но после трех лет темнота может стать, если не единственной причиной страха.
С чем это связано?
Наблюдения показывают, что появление страха перед темнотой у ребенка совпадает по времени с развитием сферы воображения.
Известно, что в темноте воображение усиливается у взрослых людей. У ребенка же, для которого вымысел соседствует, с реальностью без противоречия, в большей степени проявляются особенности содержания воображения. Темнота бывает для него населена домовыми, колдуньями, чародеями и т. д. Дети и в реальном своем мире все наделяют волшебными свойствами: предметы у них «способны» говорить, думать, действовать
Взрослые не всегда учитывают эту особенность детского воображения и ведут себя подчас во вред ребенку. Если малышу 4—5 лет показать такой «нестрашный» для школьного возраста фильм, как «Руслан и Людмила», то ребенок ответит длительной реакцией страха: может вскакивать и кричать по ночам, бояться сумерек, пустой комнаты.
Сновидения детей часто отражают их страхи. Дети просыпаются в темноте от «страшного сна», долго не могут заснуть под впечатлением образов, а затем уже просто боятся «неизвестно чего».
В возрасте 6—7 лет содержание страхов становится шире; возникает боязнь пожара, животных,
По мере того как ребенок растет, расширяется и сфера его воображения, меняется и характер страхов. Преобладают страхи не перед реальностью, а перед воображаемыми опасностями или несчастьями, которые
В 8 лет содержанием страхов может стать тематика смерти. Ребенок с тревогой спрашивает: «Мама, а ты не умрешь? А я никогда не умру?» Он думает на эту тему, воображает ужас своего сиротства или одиночества, картины собственной смерти и т. д., и, если ему не помочь умело в такой период, может возникнуть серьезный невроз.
У ребенка более яркое восприятие, большая яркость зрительных образов, сильнее способность иллюзорно изменять объекты реальности в соответствии с содержаннем своего воображения — все это может способствовать усилению страха.
Подчас воспитательных мер в этом направлении бывает недостаточно, надо посоветоваться с детским психоневрологом и совместно разработать тактику поведения по отношению к такому ребенку. Выбирая для ребенка сказку, книжку, кино, спектакль, прежде всего надо помнить о возрастных особенностях детского воображения и восприятия.
У детей менее представлена способность дифференцировать реальность и фантазию. Как бы вы ни убеждали маленького человека, что в кино «все ненастоящее», что лешего на сцене играет «хороший дядя», ребенок не воспринимает ваших увещеваний, и образы будут занимать его воображение днем и ночью, доводя до невроза, и уж во всяком случае, направлять его поведение.
Сказки и игры, безраздельно завладевая ребенком, могут формировать и нежелательный характер, если не учитывать психологию малыша: агрессия и жестокость в поступках трехлетнего человека могут быть вызваны поселившимися в его воображении образами.
Многие игры стимулируют воображение и возбуждение, если их не направлять, реакция агрессии может стать преобладающей в поведении ребенка.
Чаще всего игра проявляется как исполнение желаний, компенсация. Ребенок воображает события, которые протекают так, как ему хотелось бы видеть это в жизни.
У детского воображения особое содержание и особые функции: здесь и уменьшение страхов, стремление понять события путем зарисовки, сделать реальное событие в своей фантазии более приятным и т. д.
Игры и детские фантазии держат мозг ребенка постоянно занятым: это первая пища детского ума, самая важная его «работа».
В них не столько проявляется подражание, сколько изобретательность: сделать
Происходит процесс адаптации ребенка к миру, познание мира и отношение к нему через «проигрывание ситуаций» в воображении.
Дети живо переживают эти воображаемые ситуации и постоянно рассказывают о них. Взрослым кажется подчас, что дети просто обманывают, но малыши часто сами верят тому, что говорят. Им свойствен очень широкий диапазон возможностей: на одном полюсе находятся убеждения, что «все это правда», на другом может быть и сознательный обман, иногда имеющий характер защиты, иногда ставящий целью получение удовольствия.
Чтобы лучше понять психологию ребенка в этот период, стоит, наверное, впомнить
История знает много случаев, когда талантливо придуманные события становились основой для легенд, а нередко, если они не были фантастичны, а реально возможны, воспринимались как действительные события прошлого.
Без выдумки, без способности фантазировать не может быть нормальной психической деятельности, тем более не может быть гармоничным без выдумки мир ребенка.
Сегодня немало специальных исследований подчеркивают, что фантазия и сказки играют особую роль в возникновении и стимуляции мотивации поведения детей.
К сожалению, не у всех педагогов хватает опыта, терпения, а, быть может, собственного воображения, чтобы учитывать специфику детского воображения и широко использовать ее в своих целях.
Если в детском саду в целях воспитания ребенку зачастую «подыгрывают», применяются к его выдумке и развивают этот дар, то в первом классе происходит нередко неоправданная даже целью ломка: кончается праздник детства и начинается подчас муштра и зубрежка, хотя ребенок остается ребенком и продолжает играть не только в спортивные игры
.
Насколько важно увидеть в ребенке именно ребенка, а не уменьшенную копию взрослого, распознать секреты его детского мира и найти к нему ключик, знают сегодня все многие. Однако, остается еще и сегодня немало педагогов, пытающихся новое содержание образования, новые программы внедрять в жизнь старыми, рутинными методами, рассчитанными только на механическое запоминание и логику. И вот возникают разговоры о «непереносимой нагрузке в школе», о «заумных программах», с которыми дети не справляются, возникают требования «вернуться назад». Но вернуться назад можно только вопреки диалектике и требованиям жизни, которая все накапливает и усложняет любую информацию. Значит, выход не в том, чтобы «вернуться назад», в содержании учебников и всего учебного процесса, а в том, чтоб идти вперед в совершенствовании методов обучения и воспитания.
Изменения происходят в сегодняшнем мире значительно быстрее, чем
На практике нередко оказывается, что творческя способность человека настолько подавлена его образованием и опытом, что он не может даже оценить coбственный творческий потенциал, не говоря уж о то; чтоб реализовать его.
Только заложенные в детстве, в школе тенденции творческого развития способны помочь в такой ситуации. Но, к сожалению, мы не всегда находим достаточно времени, терпения, широкого взгляда на вещи, чтобы поддержать детское творчество, не погубить воображение.
Психологи наблюдают, что творчески одаренные дети и в школах подчас оцениваются как неинициативные, неактивные: они не высказывают своих идей, боясь быть осмеянными или просто непонятными.
Нередко еще творчески развитые дети оцениваются ниже, чем прилежные, но с посредственными способностями к воображению и исследованию. Объясняется это не столько пристрастием учителя к «прилежным», сколько пристрастием самого ребенка к своему творчеству, верностью мечте и невниманием к ряду предметов, «бесполезных» с его точки зрения для осуществления этой мечты.
Наблюдения педагогов и врачей показывают, что люди с бедным воображением подвергались излишнему дывлению и критике своих идей и образов в раннем детском возрасте. Они стали бояться думать, искать, воображать.
Мало того, ученик, которому учитель раз или два не ответил на вопрос или, еще хуже, ответил раздраженной репликой, стесняется своего воображения и утрачивает любознательность. «Почемучки» редеют от класса к классу, и утрата эта невосполнима: ограниченная любознательность и ограниченное воображение формируют только ограниченных людей.
Только симпатии заслуживают дети, задающие вопросы. Велика цена этому исследовательскому любопытству. Любознательность отражает сложнейшие манипуляции воображения, необычную его комбинаторику, Родителям и учителям много хлопот с таким ребенком, но много и радости, много надежд. Фантазерам надо лишь помогать правильно ставить вопросы, помогать правильно искать ответы и проверять их реальностью, чтобы ребенок не стал жертвой своих фантазий в будущем.
Если ребенок задает бесчисленные «почему?» и стремится к независимости, если страстная мечта руководит его поступками — значит, крылья воображения уносят его все дальше и выше, все ближе к творчеству, к расцвету личности.
Дети обучаются не физическим принуждением и нотациями (это ненавистная всякому ребенку «система»), а путем собственных проб и ошибок. Детям надо пробовать, терпеть поражения, искать варианты и снова пробовать, чтобы научиться отличать истинное, научиться побеждать и принимать правильное решение самому.
Комментарии
Смотри также
09 января 2004 | 11:01
Почему мужчины не любят ошибаться, скрывают свои эмоции и предпочитают самостоятельно принимать решения
Современный мужчина все еще не избавился от наследия, приказывающего ему быть храбрым и не показывать слабости. Женщины во всем мире спрашивают: «Почему он всегда должен быть таким сильным, почему он не покажет мне, что он на самом деле чувствует?» «Когда он встревожен или сердится, он замыкается в себе и становится отчужденным и далеким». «Когда дело касается его проблем, из него слова клещами не вытащишь».
26 декабря 2003 | 10:12
Чем мужчина и женщина отличаются в восприятии действительности
Мужчины и женщины одно и то же явление воспринимают по-разному. Мужчина видит вещи и объекты в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картинку мира из мозаики. Женщина сразу вбирает в себя более широкую картину. Она подмечает в основном детали, ее интересует взаимоотношение каждой частицы мозаики с соседней, но не пространственная взаимосвязь всех частиц.
16 декабря 2003 | 10:12
О шизофрении. Бред. (часть вторая)
Бредовые идеи могут быть разрозненными — налицо единичные высказывания, быстро растворяющиеся в других симптомах, а могут разрастаться в целую бредовую систему, очень сложную, всеобъемлющую и временами даже занятную. Интересно, что и на бредовые построения больных современная эпоха накладывает свой отпечаток. Так, до революции бредовые идеи величия обычно заключались в мечтах о громадном богатстве: было очень много «миллионеров» и «миллиардеров», появлялись лица царского происхождения. После революции возникли сыновья или более дальние родственники людей, получивших известность.
11 декабря 2003 | 11:12
Великая роль «симптома»
К психотерапевту обращаются с самыми разнообразными симптомами - страхами, полным отсутствием настроения, тотальной усталостью, апатией (ничего не хочется делать), вспышками раздражительности и т. п. В качестве симптома выступают навязчивые состояния, когда «что-то постоянно гоняешь в голове», «не можешь переключиться», «думаешь об одном и том же» и т. п. Кроме того, часты жалобы на телесные недомогания, корни которых уходят в психологические проблемы - это головные боли, нарушения сна, сердцебиения, ощущение перебоев в работе сердца, слабость, чувство затрудненного дыхания, перепады артериального давления, остеохондроз ...
05 декабря 2003 | 12:12
Сон - целитель
Помните, что сон-целитель — символический мост между сознанием и подсознанием. Он поможет вам установить связь с вашим глубинным «Я» и спросить совета о тех шагах, которые вам следует предпринять для улучшения своего физического здоровья.
|