20 июля 2004 11:55 |
Лечение в школах: методы, обманувшие надеждыВ отношении частоты встречаемости миопии уже существуют обширные статистические данные, которые все время пополняются. Написано необозримое число книг. Но внимательное ознакомление со всей этой литературой едва ли может прояснить
Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что к моменту поступления в школу большинство детей не страдает миопией; как частота, так и степень этого нарушения зрения неуклонно возрастает за время обучения. Работой, которая впервые привлекла всеобщее внимание к этому вопросу, можно считать исследование профессора Германа Кона (Hermann Cohn) из Германии. Он обследовал зрение более чем десяти тысяч детей и обнаружил следующее: в Realschulen миопией страдало менее 1% учащихся, в гимназиях — 30 — 35%, а в профессиональных школах — 53 — 64% учащихся. Впоследствии исследования такого рода проводились во многих городах Европы и Америки, и результаты во всех случаях были примерно одинаковы.
Все специалисты сошлись во мнении, что миопия возникает
Что же касается детей, то многие специалисты предлагали такую теорию: в детском возрасте оболочки глаза более податливы, чем в зрелые годы, и потому они не выдерживают того внутриглазного давления, которое, как предполагалось, обязательно возникает при работе на близком расстоянии. Если у пациентов изначально имелись иные формы нарушения рефракции, например, гиперметропия или астигматизм, которые принято было считать врожденными, то развитие у таких больных миопии объясняли воздействием раздражения и напряжения, неизбежно сопровождающих аккомодативное усилие, направленное на то, чтобы видеть все более четко. Когда же требовалось объяснить, почему миопия возникла у взрослого человека, эти объяснения слегка модифицировали, чтобы сделать их подходящими к конкретному случаю. Правда, известен был и тот факт, что миопию нередко можно обнаружить у крестьян или других людей, никогда не занимающихся мелкой работой, при которой необходимо рассматривать
Отказаться от системы образования представлялось невозможным, и потому попытались хотя бы свести к минимуму это гипотетическое вредное воздействие чтения, письма и других занятий, являющихся необходимыми составляющими образовательного процесса. Специалисты со всей тщательностью разрабатывали правила, детально регламентирующие размер шрифта, допустимого в школьных учебниках, длину строк и интервалов между ними, расстояние, на котором нужно держать книгу, интенсивность освещения и расположение источников света, конструкцию школьных парт, время, в течение которого можно использовать глаза, не меняя фокуса, и так далее и тому подобное. Изобрели даже специальные подставки для подбородка: с их помощью предполагалось добиваться того, чтобы расстояние от глаз ребенка до парты оставалось неизменным, а дети не сутулились (принято думать, что сутулость приводит к скоплению крови в глазном яблоке, что способствует его удлинению). И немцы со всем своим прославленным педантизмом действительно применяли эти пыточные приспособления. Сам профессор Кон никогда не позволял своим детям писать без этих подставок, «даже если они сидели за партой самой совершенной конструкции, какую только можно себе представить».
Дальнейшее изучение этой проблемы лишь еще больше ее усложнило. Правда, постепенно стали стихать обвинения системы образования в том, что она повинна в развитии у детей миопии. Например, из Американской энциклопедии офтальмологии (American Encyclopedia of Ophthalmology) мы можем узнать, что «теория, согласно которой причиной миопии служит расположение объекта работы на близком расстоянии от глаз, усугубляемое неблагоприятными условиями освещения, постепенно опровергается данными статистики».
В нескольких тщательно отобранных школах Лондона проводились исследования, призванные обнаружить
Кроме того, эти исследования показали, что миопия с равной частотой встречается и в школах, где учащиеся много времени уделяют работе на близком расстоянии, и в школах с более «щадящим» для глаз режимом. Вообще, несмотря на то, что все дети пребывают примерно в равных условиях, миопия развивается только у некоторых из них. При этом даже у одного ребенка миопическим может стать только один глаз, в то время как второй останется здоровым. Теория, приписывающая развитие миопии
Согласовать эти факты с существующими теориями было весьма затруднительно, поэтому специалисты стали склоняться к тому, чтобы объяснять возникновение миопии наследственными факторами. Но и для этой точки зрения не нашлось
Распространенность миопии, невозможность удовлетворительно объяснить ее причины и найти средства для ее профилактики — все это заставило некоторых специалистов заключить, что удлинение глазного яблока является естественным физиологическим механизмом приспособления к условиям цивилизации. Против такой гипотезы можно выдвинуть два серьезных возражения.
Если миопия представляет собой попытку природы приспособить глаз к условиям цивилизации посредством удлинения глазного яблока, то эту попытку никак нельзя считать удачной. Многие специалисты, как известно, признают существование двух видов миопии: менее вредного физиологического и патологического. В каждом конкретном случае невозможно определить, будет ли миопия прогрессировать. Поэтому отнесение миопии к одному из этих видов, даже если оно окажется правильным, может представлять лишь академический интерес, но не практический.
На протяжении веков исследователи двигались в неверном направлении, обнаруживая все больше противоречий, и, в конце концов, это привело их в отчаяние. Если же рассмотреть эту проблему в ее истинном свете, то она предстанет совсем простой. Ведь целью всех этих попыток было уменьшение напряжения, которому подвергается глаз при выполнении работы на близком расстоянии; при этом никто не вспоминал о том усилии, которое совершает человек, пытающийся рассмотреть удаленные объекты, и никто не учитывал влияния психического напряжения, которое и лежит в основе напряжения зрительного.
Дети в первобытных племенах и дети цивилизованные развиваются в разных условиях; в конце концов, последние овладевают навыками письма и читают книги, чего не делают «нецивилизованные» дети. Образовательный процесс подразумевает, что по несколько часов в день дети. Проводят в четырех стенах, в обществе преподавателей, которые бывают порой нервными и раздражительными.
Более того, ребенка могут заставлять на протяжении долгого времени оставаться в одном и том же положении. Дети должны изучать множество вещей, которые нередко преподносятся им в мало увлекательной форме. И при всем при этом им приходится гораздо больше беспокоиться о хороших оценках и одобрении взрослых, чем о том, чтобы узнавать
Одни дети лучше приспосабливаются к этим противоестественным условиям, чем другие. Но у многих не хватает сил, чтобы выдержать это напряжение. В результате школы становятся настоящими рассадниками не только миопии, но и многих других нарушений зрения.
Комментарии
Смотри также
23 июля 2004 | 13:07
Контактные линзы – немного истории
Идея применять линзы, находящиеся в прямом контакте с глазами не нова. Еще в 1508 г. Леонардо да Винчи описал линзу, которая при помещении на глаз должна была изменить оптические свойства глаза. Есть даже рисунок "Глаз с надетой на него ванночкой, заполненной водой". Триста лет спустя, в 1827 г., английский астроном Джон Гершель описал стеклянную контактную линзу, изготовленную так, чтобы ее форма соответствовала форме глаза.
15 июля 2004 | 12:07
Синдром продвинутого пользователя. Зри в корень.
С большей серьезностью пользователи относятся к вреду, который причиняет монитор. Каждый хотя бы раз сталкивался с тем, что после нескольких часов работы за компьютером глаза начинают слезиться и возникает ощущение рези. Большинство непосвященных пользователей считают, что главный вред для глаз заключается в ионизирующем излучении (или электромагнитном излучении низкой или сверхнизкой частоты).
12 июля 2004 | 11:07
Мир, отраженный в детских глазах
Зрение - исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие
09 июля 2004 | 12:07
Поза и астигматизм
Астигматизм — это состояние, при котором деформированные глазное яблоко и/или роговица искажают или затуманивают изображение на сетчатке. В некоторых случаях это искажение похоже на отражение в кривом зеркале, которое делает человека невероятно высоким и худым или коротким и толстым.
05 июля 2004 | 14:07
Ближний стресс и близорукость
Основной характеристикой близорукости является неясное расплывчатое видение удаленных объектов, хотя ближние человек видит отчетливо. Если вы близоруки, то ваши «корректирующие» линзы будут минусовыми. Чтобы удостовериться в этом, держите их в нескольких сантиметрах над страницей печатного текста.
|