Сегодня 15 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
01 мая 2004 11:32   |   Бейтс У.Г. – Как обрести хорошее зрение без очков. Санкт-Петербург. 2002.

Лечение в школах: методы, которые принесли успех

 
Хочется еще раз, что невозможно в совершенстве увидеть нечто такое, чего вы никогда не видели прежде. Если вы смотрите на незнакомый вам объект, ваши глаза неизбежно в той или иной степени напрягаются для того, чтобы разглядеть его. И это всегда вызывает нарушение рефракции. И когда ребенку предлагают посмотреть на незнакомые слова или фигуры, изображенные на доске, или на географическую карту, висящую на некотором удалении, на какие-либо схемы или рисунки, у него всегда развивается миопия (что можно обнаружить при помощи ретиноскопа), — даже в том случае, если обычно этот ребенок обладает нормальным зрением. Сходная картина наблюдается и у взрослых людей, «рассматривающих удаленные от них незнакомые объекты. И совсем иначе обстоит дело, если человек смотрит на знакомый ему предмет. В этом случае можно не только  хорошо рассмотреть этот объект, не испытывая при этом  напряжения, но и с меньшими усилиями разглядывать после этого незнакомые предметы.
Все это я обнаружил во время обследований зрения сотен школьников из Гранд-Форкса, штат Северная Дакота. Часто детям с первого раза не удавалось прочитать все буквы на проверочной таблице, а вторая или третья попытка оказывались вполне успешными. Порой уже после того, как обследование класса было завершено, некоторые дети из тех, что при первой проверке видели плохо, просили разрешить им еще раз прочитать таблицу, и проделывали это, демонстрируя совершенно нормальное зрение. Подобное повторялось достаточно часто, чтобы можно было с уверенностью предположить, что само чтение проверочной таблицы каким-то образом улучшает зрение.
В одном из классов мне повстречался мальчик, у которого при первом обследовании выявилась довольно сильная степень миопии. Тем не менее, после того, как его несколько подбодрили, он  прочитал  все буквы на проверочной таблице. Учительница, сама считавшая мальчика очень близоруким, поинтересовалась у меня результатами обследования. Она была очень удивлена моими словами о том, что у мальчика нормальное зрение, и даже заподозрила, что он просто-напросто выучил все буквы с таблицы наизусть или же воспользовался подсказкой товарища. Учительница настаивала на том, что этот ребенок не в состоянии ни прочитать слова или цифры, написанные на доске, ни разглядеть географическую карту, схему или таблицу, висящую на стене, ни узнать человека, идущего по другой стороне улицы. По просьбе учительницы и под ее контролем я еще раз со всей тщательностью перепроверил зрение мальчика; при этом вероятность тех помех, о которых говорила учительница (вроде подсказки то­варища), была полностью исключена. Ребенку опять удалось прочитать все буквы на таблице. Так же успешно он прочитал и те слова и цифры, которые учительница написала на классной доске, а, в конце концов, по ее просьбе правильно назвал время, которое показывали часы, висевшие на стене в двадцати пяти футах от него.
В том же классе обнаружилось еще три подобных случая. Все эти дети в начале обследования очень плохо видели удаленные объекты, но за те несколько минут, что занимала проверка, их зрение становилось нормальным.
После всех этих открытий меня совсем не удивила просьба учительницы: отдать ей одну из наших проверочных таблиц, чтобы она могла повесить ее в классе. Я посоветовал детям хотя бы один раз в день прочитывать самые мелкие
буквы, какие только они могут разглядеть со своих мест, причем делать это обоими глазами вместе и каждым по отдельности (в последнем случае один глаз нужно было закрывать ладонью, не надавливая при этом на глазное яблоко). Детей с ослабленным зрением просили читать таблицу почаще. Вскоре их уже не нужно было поощрять к этому занятию: дети сами убедились в том, что благодаря чтению таблицы им становится легче разглядеть классную доску, и их больше не беспокоят головные боли и другие неприятные ощущения, которые раньше так досаждали им во время уроков.
Из сорока учеников другого класса (в возрасте от шести до восьми лет) у тридцати зрение стало нормальным во время его проверки. В дальнейшем, когда дети стали под руководством педагогов заниматься упражнениями с таблицей, развивающими зрение вдаль, и остальные ученики добились таких же успехов. Преподавательница, учившая этих детей, проработала в школе пятнадцать лет к давно заметила, что осенью, в начале учебного года, дети с легкостью разбирают написанное на доске, а к концу весны все они жалуются на то, что из написанного на доске не видят ничего, если находятся более чем в десяти футах от нее. Эта учительница убедилась в том, какую пользу могут принести ежедневные упражнения по развитию зрения вдаль, заключающиеся в рассматривании знакомых объектов, принимаемых за точку фиксации. Она поместила на стене своего класса проверочную таблицу, и каждый день просила детей прочитать ее. Результатом этого ее поступка стало то, что за последующие восемь лет ни один из ее учеников не потерял хорошего зрения.
Неизбежное падение зрения у своих учеников в течение учебного года эта учительница объясняла тем, что ее классная комната располагалась в подвальном помещении и была плохо освещена. Но и у детей, которые занимались в хорошо освещенных помещениях, были те же проблемы. Ухудшение зрения прекратилось после того, как во всех классах, независимо от их освещения, повесили проверочные таблицы и дети начали читать их каждый день. Более того, почти, что все дети стали видеть лучше. Те, у кого раньше зрение было понижено, стали видеть в пределах нормы, а у детей, обладавших нормальным зрением в 20/20, оно улучшилось до 20/15 — 20/10. При этом дети излечивались не только от близорукости, улучшалась и их способность видеть близко расположенные объекты.
Попечитель школ в Гранд-форксе рекомендовал распространить эту систему по всем школам города, что и было проделано. Занятия велись во всех городских шко­лах на протяжении восьми лет, и за это время, по моим подсчетам, распространенность миопии среди учащихся от 6% снизилась до менее чем 1%.
Спустя несколько лет эту систему начали внедрять и в школах Нью-Йорка; в общей сложности эта программа охватила более десяти тысяч школьников. Несмотря на это, нашлось немало таких учителей, которые отказывались признавать пользу занятий с проверочными таблицами, считая этот метод слишком простым, чтобы он мог принести желаемые результаты. И в самом деле, этот подход к исправлению зрения существенно отличался от всех тех методов, которыми принято было пользоваться раньше. Некоторые учителя хранили таблицы в закрытых шкафах и извлекали их оттуда только на время проведения упражнений: они опасались, что иначе дети выучат все буквы наизусть. Действуя, таким образом, эти учителя не только создавали себе дополнительные и ненужные хлопоты, но и совершенно разрушали самую суть этой системы, заключающуюся в том, чтобы предоставлять детям возможность ежедневного упражнения зрения вдаль на знакомых объектах.
Но немало оказалось и таких учителей, которые применяли эту систему настойчиво и разумно, и благодаря их действиям менее чем через год обнаружился следующий результат: из трех тысяч детей с ослабленным зрением, занимавшихся по данной системе, у тысячи зрение стало нормальным. Причем, как и в школах Гранд-Форкса, отмечались отдельные случаи, когда улучшение зрения наступало уже через несколько минут. Сами учителя тоже нередко добивались успехов в исправлении собственного зрения, причем некоторым удавалось делать это очень быстро. Некоторые из результатов применения этой системы оказались поистине поразительными. И все-таки в конечном итоге чиновники из Министерства образования, при поддержке специалистов-офтальмологов, признали применение этой системы нецелесообразным. Таким вот образом использование в школах проверочных таблиц было прекращено.
Учитель, работавший в классе для умственно отсталых детей, на протяжении нескольких лет вел записи, регистрируя уровень зрения своих учеников. При этом обнаруживалось, что с каждым годом их зрение неуклонно падает. Но с того времени, как были начаты занятия с проверочными таблицами, зрение детей стало улучшаться. Потом школу посетил врач, сотрудник местного отделения Министерства здравоохранения. Он проверил зрение учеников и всем детям без исключения), есть даже тем, кто видел достаточно хорошо) выписал очки. После этого учитель перестал проводить занятия с проверочными таблицами, посчитав излишним вмешиваться в это дело, — ведь очки, которые пришлось надеть его ученикам, были выписаны специалистом.
Правда, очень скоро дети начали терять, разбивать или просто выбрасывать свои очки. Одни жаловались на головные боли, вызываемые ношением очков, другие утверждали, что без очков чувствуют себя гораздо лучше. Не прошло и месяца, как большинство детей избавились от очков, которыми их «наградило» Министерство здравоохранения. Учитель как будто почувствовал себя свободнее и возобновил занятия с таблицами. И сразу же стал замечать улучшения, причем дети не только начинали лучше видеть, налаживалось и их психическое состояние. Спустя некоторое время уже можно было с уверенностью сказать, что многие из этих детей по своей успеваемости нисколько не отстают от своих здоровых сверстников, и их перевели в обычные классы.
Не менее интересные результаты отмечала и другая учительница, работавшая с «особенными» детьми. Все ученики в ее классе были «не такими, как все»: многие из них плохо учились, других принято было считать неисправимыми лодырями. И все эти дети обладали пониженным зрением. Учительница повесила в своем классе проверочную таблицу, чтобы все дети могли ее видеть, а затем приступила к занятиям, в точности выполняя все мои рекомендации. По истечении полугода лишь у двух учеников этого класса зрение не стало нормальным; правда, и они стали видеть гораздо лучше, чем раньше. За этот же срок самые безнадежные и злостные прогульщики превратились в примерных учеников.
Для того чтобы разрешить, наконец, все сомнения, связанные с причинами улучшения зрения школьников, было проведено исследование, в котором сравнивалось зрение детей, выполнявших упражнения с таблицами, и тех, кто этого не делал. Например, на протяжении недели регулярно проверяли зрение шести детей, которые плохо видели и не участвовали в занятиях с таблицами. Их зрение за указанный срок нисколько не улучшилось. Тогда в классе повесили таблицу и объяснили детям, как ею пользоваться. Дети читали таблицу каждый день, и к концу следующей недели их зрение улучшилось, причем у пяти школьников оно стало совершенно нормальным. Аналогичные результаты были получены и в другой группе детей с плохим зрением. На протяжении той недели, когда упражнения с таблицей не проводились, в их зрении не было замечено никаких перемен к лучшему. Но недельный курс занятий по развитию зрения вдаль при помощи проверочной таблицы привел к тому, что все дети стали видеть гораздо лучше, а через месяц все они уже обладали нормальным зрением.
Иногда, желая избежать каких-либо неточностей в записях учителей, директора тех школ, где применялась система, обращались в Министерство здравоохранения с просьбой прислать инспектора, который проверял бы зрение учеников. Все подобные проверки «со стороны» подтверждали истинность тех данных, которые регистрировались преподавателями.
Однажды, во время моего пребывания в городе Рочестере (штат Нью-Йорк), я связался с управляющим директором общественных школ и поведал ему о разработанном мною методе профилактики миопии. Директор был весьма заинтересован моим рассказом и предложил мне опробовать этот метод в одной из городских школ. Я последовал этому предложению, и через три месяца мне сообщили, что все дети в этой школе стали видеть гораздо лучше, причем у многих зрение обоих глаз стало совершенно нормальным. Правда, закончился этот опыт точно так же, как и в Нью-Йорке.
Моим методом пользовались в школах многих городов, и результат всегда оказывался положительным. Зрение большинства детей становилось нормальным; для этого в разных случаях могло потребоваться несколько минут, дней, недель или месяцев. Установить, действительно ли могут иметь место какие-то отрицательные последствия, непросто; но применение данного метода всегда улучшало зрение детей, и потому мы можем быть уверены, что моя система занятий не может привести к какому-либо ухудшению. Из этого следует, что, помимо всего прочего, этот метод эффективен и как средство профилактики миопии. Этого, кстати, нельзя сказать ни об одном другом профилактическом методе из всего того, что пытались применять в школах раньше. Предпосылкой для всех этих методов служит предположение о том, что миопия развивается из-за чрезмерной загруженности глаз работой на близких расстояниях. Как известно, ни один из этих методов не принес успешных результатов.
Также очевидно, что предложенный нами метод должен предотвращать и развитие других нарушений рефракции. Таким образом, речь идет о проблеме, которую раньше никто даже не рассматривал всерьез, — ведь и гиперметропия, и с недавних пор астигматизм в большинстве случаев рассматриваются как врожденные заболевания. А между тем каждый, кто умеет пользоваться ретиноскопом, в несколько минут может убедиться в том, что оба состояния носят приобретенный характер. Независимо от того, каким именно нарушением рефракции страдает человек — гиперметропией или астигматизмом, когда он направляет взгляд на чистую пустую поверхность, на которой не пытается ничего разглядеть, его зрение становится нормальным. Но во время обучения чтению, письму, рисованию или шитью, вообще при выполнении какой-либо работы, связанной с рассматриванием вблизи незнакомых предметов, у детей всегда развивается гиперметропия или гиперметропический астигматизм. В той же мере это относится и к взрослым.
Такие сведения позволяют думать, что дети нуждаются в первую очередь, в тренировке глаз. Для того чтобы они смогли добиться каких-то значительных успехов в учебе, им нужно сначала научиться смотреть на незнакомые буквы или другие объекты, расположенные вблизи, не испытывая при этом напряжения. Доказано, что каждый ребенок, с которым занимались по нашему методу упражнения зрения вдаль, предлагая ему каждый день читать проверочную таблицу, добивался таких результатов. А после того как благодаря таким упражнениям ребенок начинал хорошо видеть вдаль, для него обязательно становилось возможным без напряжения рассматривать и близко расположенные объекты.
Наиболее эффективным этот метод оказывается в том случае, если и сами учителя отказываются от ношения очков. Было замечено, что дети, во-первых, склонны подражать привычкам своего учителя, а во-вторых, легко «заражаются» тем состоянием нервного напряжения, которое испытывает учитель с плохим зрением. Среди детей одного возраста, занимающихся в одинаково освещенных помещениях, зрение тех, кто учится под руководством педагога, не носящего очки, всегда бывает лучше, чем у тех учеников, чей учитель носит очки. Однажды я проверял зрение детей, учительница которых носила очки. У всех детей зрение оказалось пониженным. Потом учительница на некоторое время покинула класс, и я повторил обследование — на этот раз результаты оказались значительно лучшими. По возвращении учительница поинтересовалась у меня зрением одного из учеников, достаточно нервного ребенка. Я опять приступил к проверке, но тут она встала перед ребенком и начала давать ему указания: «Сейчас доктор попросит тебя прочитать проверочную таблицу. Делай это хорошенько!» Мальчик ничего не смог увидеть. Тогда я попросил учительницу отойти и встать за спиной у ребенка. На этот раз, как и в том случае, когда ее вообще не было в классе, мальчик успешно прочитал все буквы на таблице.
Сегодня среди школьников Соединенных Штатов насчитывается несколько миллионов детей с плохим зрением. Это мешает им в полной мере воспользоваться той возможностью получать образование, которую предоставляет им государство, это ослабляет их здоровье и в конечном счете ведет к тому, что деньги налогоплательщиков выбрасываются на ветер. Рассматривая же эту проблему в долговременном плане, необходимо сказать и о том, что плохое зрение остается серьезной помехой для этих детей и позже, когда они становятся взрослыми, и все это приводит к дополнительным денежным расходам. Ослаблен­ное зрение нередко причиняет человеку неподдельные страдания. А между тем едва ли не во всех случаях плохое зрение можно исправить, а развитие новых нарушений — предотвратить, и для этого не требуется ничего более сложного, чем ежедневное чтение проверочной таблицы.
Почему же наши дети должны страдать, почему их вынуждают носить очки, если существует столь простое сред­ство помочь им? Ведь это средство практически ничего не стоит. Как правило, нет даже необходимости в приобретении новых проверочных таблиц: они и так повсеместно используются для проверки зрения детей. Для учителей, я думаю, не составило бы большого труда повесить эту таблицу на стенку, зато их работа может значительно облегчиться благодаря улучшению зрения учеников, их здоровья, характера и умственных способностей. Именно к таким результатам обычно приводит использование таблицы; с другой стороны, никто не может утверждать, что подобные упражнения могут принести хоть какой-то вред.
Правила применения проверочной таблицы для улучшения зрения в шальных условиях
Таблицу нужно повесить на стене классной комнаты. Каждый день дети должны читать (про себя) самые маленькие буквы, какие только могут увидеть со своих мест. Читать нужно каждым глазом по очереди, закрывая при этом второй глаз ладонью так, чтобы избегать давления на глазное яблоко. На это занятие требуется совсем немного времени, но этого оказывается достаточно для того, чтобы уже через неделю все дети стали видеть гораздо лучше. Исчезновение всех нарушений рефракции может занять несколько месяцев, год или больше.
Тех детей, которые видят значительно хуже, чем все другие, нужно поощрять к тому, чтобы они читали таблицу почаще. Не нужно побуждать к подобным упражнениям детей, носящих очки: они обязаны находиться под наблюдением врача, а до тех пор, пока они остаются в очках, эти занятия вряд ли принесут им пользу.
Ведение записей не является обязательным, но может оказаться весьма полезным. Так что будет неплохо, если учитель начнет регистрировать уровень зрения каждого ученика, начиная со дня первого занятия и затем через любые удобные промежутки времени — раз в год или чаще.
Подобные записи включают в себя имя и возраст ребенка, уровень зрения каждого глаза при расстоянии до таблицы в 20 футов и дату. Вот как могут выглядеть такие записи:
 
Джон Смит, 10 лет, 15 сентября 19.. г.
ЗП {зрение правого глаза) 20/40
ЗЛ (зрение левого глаза) 20/40
 
Джон Смит, 11 лет, 1 января 19.. г.
ЗП 20/30
ЗЛ20/15.
 
Осуществление определенного контроля является совершенно необходимым. Некто, владеющий данным методом, должен, по крайней мере, раз в год посещать каждый из классов, где проводятся занятия. Такой человек может ответить на все возникшие вопросы, поддержать желание учителей продолжать занятия, сообщить какие-то новые достоверные данные о применении метода. Разумеется, ни инспектора, ни учителя, ни дети вовсе не должны при этом погружаться в изучение физиологии органа зрения.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
17 мая 2004  |  13:05
Краснота глаз, способы отделаться от нее
Промойте глаза водой. "Это - очевидно, но если ваши глаза красны от недостатка сна, найдите время выспаться", - говорит д-р Митчелл Фридлэндер, калифорнийский офтальмолог и директор секции болезней роговой оболочки в отделении офтальмологии Клинического и исследовательского фонда Скиппса в Ла Джолла, Калифорния
26 апреля 2004  |  15:04
Профилактика ухудшения зрения
Существует множество рекомендаций относительно профилактики глазных болезней. Здесь приводятся наиболее простые, но весьма действенные упражнения из древнекитайской медицины. Обратите внимание и на комплексы упражнений для укрепления глазных мышц, разработанные известными офтальмологами.
14 апреля 2004  |  09:04
Какие бывают заболевания сетчатки
Самые серьезные нарушения зрения связаны, несомненно, с сетчаткой. Большинство случаев слепоты вызываются болезнями и нарушениями сетчатки и хороида лежащего под ней слоя питающих кровеносных сосудов. Если какая-то часть сетчатки повреждена, очень вероятно, что зрение в какой-то степени будет утрачено. Сетчатка не восстанавливается, так что утрата невосполнима.
09 апреля 2004  |  10:04
Уход за бровями и ресницами
Гармония бровей с глазами и другими деталями лица придает ему миловидность. Густые широкие брови делают лицо суровым, приподнятые, аркообразные — улыбчивым, веселым. Брови должны быть хорошо очерчены, цвет бровей немного темнее цвета волос на голове, но на полтона светлее ресниц.
05 апреля 2004  |  14:04
Ясные глазки
Если у вас есть какие-то проблемы со зрением, к родам придется готовиться особенно тщательно. Но помните: консультации врача-офтальмолога необходимы всем будущим мамочкам. Многие женщины с высокой степенью близорукости, забеременев, испытывают совершенно естественное беспокойство: а как пройдут роды? И не придется ли делать кесарево сечение.