Повышение мотивации населения к поддержанию и укреплению здоровья полости рта – долгий и трудный процесс, который включает
санитарно-просветительскую работу, обучение правилам
гигиены полости рта и контроль их выполнения [3,6]. Младший школьный возраст наиболее приемлем для проведения стоматологических образовательных программ и выработки у детей сознательного санологического подхода к
профилактике и лечению стоматологических заболеваний [4,7,9].
Эффективность образовательных стоматологических программ в улучшении здоровья полости рта у детей младшего школьного возраста доказана и не вызывает сомнений [1,2,5,10]. У детей, участвовавших в образовательной программе с 1 по 3 классы, по сравнению со школьниками, не
обучавшимися по программе, достоверно улучшалось гигиеническое состояние полости рта, снижалась распространенность воспалительных заболеваний пародонта, уменьшалась распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов [7,8]. Однако недостаточно изученными остаются вопросы сохранения у школьников старшего возраста знаний и навыков, полученных в младших классах.
В связи с этим целью настоящего исследования было изучение отдаленных результатов проведения у школьников младших классов образовательной стоматологической программы.
Материал и методы исследования.
С 1997 года в школах г. Волгограда проводится образовательная стоматологическая программа «Ослепительная улыбка на всю жизнь», созданная компанией Colgate-Palmolive (адаптирована для российской системы образования, рекомендована к применению Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ в 1996г.). Программа утверждена департаментом образования г. Волгограда, включает 15 уроков, которые проводятся педагогами начальной школы в 1−3 классах (по 5 уроков в год). Образовательная программа направлена на выработку у детей личной ответственности за свое здоровье, мотивацию школьников к предупреждению основных стоматологических заболеваний, прежде всего кариеса зубов и заболеваний пародонта. Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы были изучены у школьников 9−10 классов. Для выполнения поставленной цели провели анкетирование и стоматологическое обследование учащихся 9−10 классов в девяти школах разных районов г. Волгограда. В анкетировании приняли участие 1721 школьников. Анкета содержала 28 вопросов, направленных на определение уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии, отношения старшеклассников к стоматологическому лечению и влияния состояния зубов на социализацию подростков. Школьники были объединены в две группы: первая группа (935 чел.) обучались по программе «Ослепительная улыбка на всю жизнь» в младших классах, вторая группа (786 чел.) не обучались. Обе группы были сопоставимы по возрасту и полу, проживали в семьях с примерно одинаковым социально-экономическим положением.
Клиническое стоматологическое обследование полости рта было проведено у трети респондентов: 317 из первой группы и 289 из второй группы (рандомизированная выборка). Стоматологический осмотр школьников проводили с помощью стандартного набора стоматологических инструментов при искусственном освещении. Изучали состояние гигиены полости рта подростков по данным индекса J.C. Green, J.R. Vermillion (OHI-S), распространенность воспалительных заболеваний пародонта оценивали по данным пробы Шиллера-Писарева. Состояние зубов детей оценивали визуально по критериям ВОЗ. Определяли распространенность кариеса и интенсивность поражения зубов (КПУ). Школьники участвовали в исследовании на добровольной основе, протоколы исследований были одобрены региональным этическим комитетом.
Результаты исследования и их обсуждение.
Изучение данных интервьюирования школьников позволило установить, что знания и навыки по уходу за полостью рта у старшеклассников исследуемых групп находились на разном уровне (таб. 1). Так, среди школьников первой группы регулярно чистили зубы 93,5% подростков, нерегулярно 6,5%. Во второй группе 82,9% опрошенных чистили зубы регулярно, 4,7% нерегулярно, а 12,4% ответили, что они вообще не чистят зубы.
Среди школьников, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 34,7% подростков первой группы и 38,2% второй группы, двукратную 58,8% и 44,9% соответственно. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 51,1% школьников первой группы и только 9,2% второй группы.
Дети обеих групп применяли для чистки зубов зубную щетку. Почти все подростки первой группы (93,0%) использовали зубную пасту, лишь некоторые зубной порошок (0,3%). Среди детей второй группы только 62,3% использовали зубную пасту, 6,9% зубной порошок, а 18,5% чистили зубы зубной щёткой, смоченной водой.
Большинство (81,0%) старшеклассников первой группы знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), а 59,7% применяли их на практике. Во второй группе знания о перечисленных методах дополнительной гигиены полости рта продемонстрировали 71,1% школьников, об их практическом применении сообщили 58,5% учеников. Жевательную резинку употребляли 95% школьников обеих групп, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0% подростков. Более половины старшеклассников применяли жевательную резинку «когда захочется».
Таблица 1.
Результаты анкетирования старшеклассников по вопросам ухода за полостью рта.
Варианты ответов | Частота ответов |
1 группа | 2 группа |
%±m | %±m |
Чищу зубы: ежедневно | 93,5±0,8 | 82,8±1,3** |
1 раз в день | 34,7±1,6 | 38,2±1,7 |
2 раза в день | 58,8±1,6 | 44,6±1,8** |
иногда | 6,5±0,8 | 4,7±0,8 |
не чищу | 0,0 | 12,4±1,2** |
Чистка зубов: после завтрака и перед сном | 51,1±1,6 | 9,1±1,0** |
до завтрака и перед сном | 7,7±0,8 | 35,5±1,7** |
Использую: зубную щетку и зубную пасту | 93,0±0,8 | 62,3±1,7** |
зубную щетку и зубной порошок | 0,4±0,2 | 2,1±0,5* |
зубную щетку и воду | 0,1±0,3 | 18,4±1,4** |
Знаю о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, зубочистка, ополаскиватель.) | 81,0±1,3 | 71,0±1,6** |
Применяю флоссинг, зубочистку, ополаскиватель | 59,8±1,6 | 58,5±1,8 |
| 95,8±0,7 | 94,5±0,8 |
после еды | 41,1±1,6 | 40,7±1,8 |
когда захочется | 54,7±1,6 | 53,8±1,8 |
* Достоверность различий между группами, р <0,01, ** р <0,001.
О культуре правильного питания старшеклассники обеих групп отвечали правильно, полезные и вредные для зубов продукты и напитки не путали. Однако большинство подростков не применяли на практике свои знания и употребляли легкоусвояемые углеводы в избыточном количестве. Почти все школьники обеих групп (97,6% первой и 99,2% второй) употребляли углеводсодержащие продукты (чипсы, пирожные, кексы и др.) и напитки (различные колы и подобные.) между основными приёмами пищи, причём считали, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки. Каждый второй подросток (49,9% первой и 51,1% второй групп) сообщил, что добавляет в чай более трёх ложек сахара.
Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал, что у подростков первой группы достоверно лучше были сформированы навыки ухода за полостью рта: они регулярнее, чем во второй группе, чистили зубы с помощью зубной щетки и пасты, чаще и правильно применяли двукратную чистку зубов (после завтрака и перед сном). У большинства подростков второй группы навыки ухода за полостью рта были недостаточными: менее половины школьников использовали двукратную чистку зубов, большинство неправильно выбирали время для чистки зубов, каждый пятый не использовал зубную пасту, а каждый шестой вообще не чистил зубы или делал это иногда.
В то же время у подростков первой группы не сохранились навыки правильного питания и регулярного применения дополнительных методов ухода за полостью рта, которые прививались в младших классах при проведении образовательной программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь». Частота практического использования флоссинга, зубочисток и ополаскивателей, применения жевательных резинок, знания и привычки питания были одинаковыми у школьников обеих групп.
Изучение ответов старшеклассников на вопросы, касающиеся отношения к стоматологическому лечению, выявило достоверные (p<0,001) различия между группами (таб. 2). О страхе перед посещением врача-стоматолога сообщили 36,6% старшеклассников первой группы и 89,2% второй группы, об отсутствии страха – 63,4% и 10,8% соответственно. Негативное отношение к врачу-стоматологу высказали 32,4% школьников первой группы и 51,1% второй группы, позитивное – 67,6% и 48,9% соответственно.
Таблица 2.
Отношение и причины обращений старшеклассников к стоматологу.
Варианты ответов | Частота ответов, |
1 группа | 2 группа |
%±m | %±m |
Испытываю страх перед посещением стоматолога | 36,6±1,6 | 89,2±1,1* |
Нет страха перед посещением стоматолога | 63,4±1,6 | 10,8±1,1* |
Испытываю неприязнь к врачу-стоматологу | 32,4±1,5 | 51,1±1,8* |
Положительно отношусь к врачу-стоматологу | 67,6±1,5 | 48,9±1,8* |
Причина обращений к стоматологу: лечение зубов | 59,9±1,6 | 85,6±1,3* |
профилактика | 65,7±1,6 | 35,0±1,8* |
* Достоверность различий между группами, р <0,001.
По-видимому, отношение детей к стоматологическому лечению влияло на причину обращений к стоматологу. Школьники первой группы чаще всего наносили визит к врачу для проведения профилактических процедур (65,7%), реже – для лечения зубов (59,9%). Во второй группе почти все подростки главной причиной обращения к стоматологу назвали необходимость лечения зубов (85,6%). С профилактической целью к стоматологу обращались всего 35,0% старшеклассников второй группы (таб. 2).
Таким образом, у школьников первой группы достоверно (p<0,001) чаще, чем во второй группе, было выявлено позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха перед лечением зубов, профилактическая направленность визитов к врачу.
Анализ влияния состояния зубов на социализацию подростков показал одинаковые результаты в первой и второй группах. Большинство (92,0%) школьников обеих групп признавали влияние плохих зубов на личную жизнь, уверенность в себе, успех в жизни, но не связывали это с выбором профессии и общим здоровьем. Многие (64,6%) ученики причиной неуверенности в себе назвали плохой запах изо рта, который мешает общению с другими людьми. А 23,0% подростков сообщили о том, что они стеснялись улыбаться из-за плохих зубов. Однако только в первой группе большинство (63,2%) старшеклассников осознавали недостаточность своих санитарно-гигиенических знаний в области профилактической стоматологии и признавали необходимость их расширения и обновления. Во второй группе подобные ответы дали только 25,8% учеников. Полученные данные подтверждают недостаточный уровень мотивации старшеклассников к заботе о сохранении здоровья полости рта.
Изучение результатов стоматологического обследования подростков (таб. 3) показало, что состояние гигиены полости рта у школьников первой группы было лучше, чем во второй группе: среднее значение индекса OHI-S 1,88±0,13 и 2,91±0,15 соответственно, р<0,05. Однако хорошая или удовлетворительная гигиена полости рта была выявлена менее чем у половины (42,3%) школьников первой и менее чем у трети (31,5%) школьников второй группы. Большинство подростков обеих групп имели неудовлетворительную гигиену полости рта: в первой группе – 57,7%, во второй – 68,5%.
Положительная проба Писарева-Шиллера у подростков первой группы выявлялась достоверно реже, чем у школьников второй группы (77,3% и 85,5% соответственно, р<0,05), что свидетельствовало о меньшей частоте воспалительных заболеваний пародонта. Полученные данные подтверждают взаимосвязь состояния пародонта и гигиены полости рта у подростков, а также отражают общий высокий уровень воспалительных заболеваний пародонта у детей, находящихся в периоде полового созревания.
Распространенность кариеса постоянных зубов у подростков обеих групп была примерно одинаковой (в первой 81,4%, второй – 82,7%), однако интенсивность поражения зубов кариесом у школьников первой группы была ниже, чем во второй группе (КПУ 3,36±0,07 3,52±0,09), хотя различия не были достоверными статистически (р>0,05).
Таблица 3.
Показатели стоматологической заболеваемости старшеклассников.
Показатель | Значение показателя |
1 группа | 2 группа |
%, М ± m | %, М ± m |
Индекс гигиены полости рта (OHI-S), баллы | 1,88±0,13 | 2,80±0,15*** |
Количество подростков с хорошей и удовлетворительной гигиеной полости рта, % | 42,3±2,8 | 31,5±2,7** |
Количество подростков с неудовлетворительной гигиеной полости рта, % | 57,7±2,8 | 68,5±2,7** |
Распространенность положительной пробы Шиллера-Писарева, % | 77,3±2,4 | 85,5±2,1* |
Распространенность кариеса зубов, % | 81,4±2,2 | 82,7±2,2 |
Интенсивность кариеса постоянных зубов, КПУ | 3,36±0,07 | 3,52±0,09 |
* Достоверность различий между группами, р<0,05, ** р<0,01, *** р<0,001.
Таким образом, через 5−6 лет после окончания проведения среди детей младших классов образовательной профилактической программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь», у большинства старшеклассников сохранились основные знания и некоторые навыки ухода за полостью рта, позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха и привычка профилактических посещений врача. Положительное влияние школьной образовательной программы подтверждает тот факт, что дети, не прошедшие соответствующее обучение в младших классах, имели худшие навыки гигиены полости рта, почти все испытывали страх перед посещением стоматолога, многие негативно относились к врачу-стоматологу и посещали его, главным образом, для лечения зубов.
Однако, несмотря на эти различия, достигнутые результаты оказались значительно ниже ожидаемых. Хотя у старшеклассников, участвовавших в образовательной программе, было выявлено лучшее состояние гигиены полости рта, меньшая распространённость воспалительных заболеваний пародонта и более низкая интенсивность кариеса зубов, чем у детей, не обучавшихся по образовательной программе, все изученные показатели отразили высокую стоматологическую заболеваемость подростков.
Этому, безусловно, способствовала потеря детьми многих знаний и навыков после завершения образовательной программы, что особенно ярко проявилось в отношении сахаросодержащих продуктов и напитков, которые, как показали результаты исследования, употребляли почти все подростки в промежутках между основными приемами пищи.
Независимо от участия в образовательной программе, старшеклассники осознавали негативное влияние патологии органов и тканей полости рта на личную жизнь, успех, уверенность в себе и способность к коммуникации, что отражает влияние стоматологического здоровья на социализацию школьников. Однако подростки не связывали стоматологические заболевания с выбором профессии и общим здоровьем. Это, как и выявленные нарушения правил гигиены полости рта и культуры питания подростков, свидетельствует о недостаточности санитарно-просветительской работы стоматологов со школьниками старших классов.
Заключение.
Проведение в младших классах образовательной стоматологической программы оказало позитивное влияние на уровень знаний и навыков подростков в области профилактической стоматологии, однако мотивация школьников старших классов к заботе о здоровье органов и тканей полости рта остается недостаточной. Через 5−6 лет после завершения программы происходит потеря многих полезных привычек, в связи с чем у подростков определяется высокая распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Следовательно, необходима разработка новых пролонгированных образовательных программ с целью сохранения и улучшения у школьников старших классов результатов первичного (в младшем школьном возрасте) обучения правилам профилактической стоматологии.
Литература:
1. Авраамова О.Г. Использование фторидсодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность). – Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2005. – 45 с.
2. Кондратов А.И. Медико-социальная эффективность образовательной программы в комплексной профилактике стоматологических заболеваний: Автореф. дис. … докт. мед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 36 с.
3. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. – C. 115−122.
4. Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.
5. Леонтьев В.К., Аврамова О.Г. //Стоматология для всех. – 2000. – № 1. – С. 14–16.
6. Лукиных Л.М. //Нижегородский медицинский журнал. – 2003. – С. 27 – 28.
7. Лунёва Н.А. Эффективность образовательной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2002. – 17с.
8. Лунёва Н.А., Маслак Е.Е. //Стоматология детского возраста. – 2002. – № 3−4. – С. 42−44.
9. Oral health promotion through schools: WHO Information Series on School Health, document 11. – Geneva: WHO, 2003.
10. Vigild M. et al. //Community Dent. Health. – 1999. – № 16. – P. 102−106.
Источник: журнал «Стоматология детского возраста и профилактика», www.detstom.ru