Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
20 мая 2003 13:59

Обучение детей гигиене полости рта

   
gigiena
Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2−4−летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.
   Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.
 
   Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.
Обучение детей 5−7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.
Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 
gigiena
последовательных этапов: 1) мытье рук; 2) полоскание рта водой; 3) мытье зубной щетки с мылом; 4) нанесение зубной пасты на головку щетки; 5) чистка зубов; 6) полоскание рта водой; 7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.
Дошкольников 2−4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:
1−е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;
2−е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;
3−е занятие — рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;
4−е занятие — обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;
5−е занятие — чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.
6−е занятие — чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);
7−е занятие (дома) — чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.
gigiena
У дошкольников 5−7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное — контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.
Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать «вкусную» пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.
У детей младшего школьного возраста (1−4−е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по 
gigiena
профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.
   В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.
Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема. Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5−1 мин.
Для усиления профилактического эффекта полоскания пользуются эликсирами, оказывающими выраженное дезодорирующее и противовоспалительное действие.
gigiena
Для гигиенического полоскания на стакан воды комнатной температуры добавляют 10−15 капель эликсира и полощут рот в течение 1/2−1 мин.
Для улучшения гигиены полости рта, усиления процессов самоочищения целесообразно употреблять в пищу овощи и фрукты, обладающие высокими тающими зубы и полость рта свойствами: морковь, капуста, редиска, редька, яблоки, груши.
Рис 5
 Жевание этих продуктов усиливает слюноотделение, механически отчищает зубы от налета и остатков пищи. Такие продукты наиболее целесообразно принимать на десерт или между приемами пищи.
 

Поделиться:





Комментарии
Смотри также
10 июня 2003  |  13:06
Щетка для языка: новое – хорошо забытое старое
Сама идея очищения языка не нова - щетка для языка гармонично дополняет имеющиеся в арсенале человечества зубную пасту, зубную щетку и флосс уже со времен зарождения йоги. Известно, что язык является индикатором для диагностики некоторых заболеваний внутренних органов. Спинка языка остро реагирует на патологические процессы, протекающие в организме, такие как расстройства пищеварения, заболевания крови, инфекционные заболевания...
06 мая 2003  |  17:05
Жвачка: опасно для блондинов!
Сегодня жуют все - и дети, и взрослые. Свидетельством тому стабильный рост российского рынка жевательной резинки. В настоящее время его емкость оценивается экспертами в $50-60 млн. А основная конкурентная борьба ведется в «детском» сегменте - поскольку взрослых россиян уже давно «поделили» между собой примерно поровну американская компания Wrigley и датская Dandy...
21 апреля 2003  |  11:04
Зубная нить: необходимость или излишество?
На протяжёнии десятилетий мы были уверены в том, что на свете существуют лишь два предмета зубной гигиены - щётка да паста. Последние несколько лет изрядно поколебали этот въевшийся стереотип. Зарубежные производители озадачили нас огромным количеством различных стоматологических средств. На прилавках магазинов появились противовоспалительные эликсиры, антибактериальные гели, специальные жевательные резинки и даже скребки для языка. Надо сказать, что среди консервативных россиян все эти новинки большого распространения не получили. Одним из самых трудно продвигаемых приспособлений были признаны флоссы, проще говоря, зубные нити.
15 апреля 2003  |  16:04
Ультразвуковая электрощётка UltraSonex: Новая технология или старая технология в новой упаковке?
Ультразвуковая щетка Ultrasonex представляется как профессиональный, безопасный, эффективный, неабразивный, удобный прибор для ежедневного домашнего применения, который возможно приобрести только через клиники или дилеров стоматологических материалов. Используя Ultrasonex можно максимально удалить зубной налет не только с поверхности эмали, но из-под десны.
11 апреля 2003  |  12:04
О покупателях и потребителях. О зубных пастах и привычных стереотипах при их выборе.
Согласно некоторым исследованиям, в большинстве семей родители полностью полагаются в этом вопросе на детей. Интересно, ведь в большинстве важных вопросов родители настаивают на том, чтобы их мнение учитывалось. Многие скажут: “А что важного в покупке зубной пасты? Чистит и нормально…”. Для стоматолога понятно, что подобные заявления ничего, кроме незнания основных норм гигиены полости рта, ничего значить не могут, а вот большинство населения пока пребывает в заблуждении относительно реальной эффективности тех средств, которыми они чистят зубы.