18 мая 2004 14:27 |
Спутники страхаСтрах и любопытство
Так и в реальной жизни. На протяжении всей истории человечества страх и интерес боролись, но шли рука об руку. И страх перед неизвестным был не раз побежден человеческим любопытством. В противном случае мы бы до сих пор прыгали по деревьям и чистили бананы ногой.
Животные не экспериментируют, когда испытывают страх, — они или спасаются бегством, или нападают. Только человеку присущи желание и умение преодолевать себя. Порой это желание перерастает в потребность, и человек намеренно ищет «приключений», чтобы испытать это сладостное чувство победы над страхом. Отсюда — экстремальные виды спорта, безрассудный риск и лихачество. Отсюда — открытия и ослепительная радость бытия, и вера в собственные силы. Взращивайте в себе любопытство, интерес ко всем проявлениям жизни — это сделает вас неуязвимым для страхов. Страх — это эмоция, а эмоции возникают там, где отказывает логика и нет точной информации. Да, с одной стороны, «меньше знаешь —
Помните, мы говорили о трех причинах возникновения проблем? Так вот, «сброс балласта», отказ от установок, навязанных нам, засоряющих наше мышление, ограничивающих нашу связь с миром, — одно из условий избавления от страха.
Страх и агрессия
Агрессия тоже очень часто сопутствует страху. В этом мы мало отличаемся от животных. Общеизвестно, что агрессия — оборотная сторона трусости. Криминологические исследования показали, что самые жестокие преступления совершают самые трусливые члены преступных группировок. В основе трусости лежит страх. Но нельзя ставить знак равенства между страхом и трусостью и на этом основании стыдиться своих страхов. Трусость — это неумение преодолевать страхи и комплексы. Неуверенность в себе прикрывается агрессией, демонстрацией силы, которую действительно сильному человеку нет надобности демонстрировать.
С другой стороны, вы никогда не задумывались, почему собаки преимущественно нападают на людей, которые их боятся? А почему женщины, однажды пережившие насилие, автоматически попадают в группу риска — для них в несколько раз возрастает вероятность подвергнуться насилию снова? А некоторые люди просто притягивают к себе криминальные ситуации? В практической психологии даже появился новый раздел — виктимология — наука об образе мыслей и поведении жертвы. Психологи установили, что человек, боящийся преступников (или собак), подает им невербальные сигналы, свидетельствующие об испытываемом страхе. Эти сигналы безошибочно, на уровне инстинкта, считываются агрессором, и для нападения в большинстве случаев избирается человек с психологией жертвы. Этот инстинкт — нападать на слабого — существует в дикой природе, где из поколения в поколение идет своеобразная «чистка», то, что принято называть «естественным отбором». И некоторые наши соплеменники, недалеко ушедшие в своем развитии от неандертальцев, пытаются привнести подобные отношения в социум.
Невербальные сигналы — это сигналы, которые человек подает своим телом: позой, мимикой, жестами, интонацией. Сигнализируют об испытываемом чувстве страха с
И вот еще что если человек многократно «проигрывает» у себя в голове
Мы склонны воспринимать мир как хороший или плохой. Это не совсем верно. То великолепие и роскошь, которые мы воспринимаем как «добрый мир», на самом деле могли быть построены на адском труде сотен людей, проклинающих эту роскошь.
Так же и «злой мир». На самом деле мир нейтрален, это мы окрашиваем его в разные цвета.
Бывает так, что в нашем «добром мире» затаилась частичка «злого мира». Например, после момента упоения достигнутым результатом приходит мысль о том, что до финиша еще далеко и нужно продолжать трудиться. Ложка дегтя в бочке с медом.
А встреча со «злым миром» может стать источником счастья, особенно если вы победили всех обитателей этого мира и вышли сухим из воды.
Мы видим мир хорошим или плохим исходя из прошлого опыта и планов на будущее. Естественно, если некогда в прошлом вы встречались
Такое видение мира свойственно только человеку, ведь только человек обладает способностью анализировать опыт. Поэтому окружающий мир, общий для всех, — для каждого человека разный, единственный и неповторимый в своем роде.
Так же и с картиной мира. Мы постоянно получаем новую информацию, изобретаем новые способы реагирования на нее. При этом в течение жизни человек остается индивидуальностью, а его мир, несмотря ни на что, не меняется.
Бывают дни, когда его мир злой или печальный, иногда он грозный и воинственный, а чаще (хочется верить) — радостный и манящий.
И надо всегда помнить о том, что наш мир мы строим сами. Комментарии
Смотри также
25 мая 2004 | 12:05
Теории возникновения болезней зависимости
Природа данной группы заболеваний до сих пор полностью не изучена, хотя первые публикации, посвященные этой проблеме, появились в конце XIX—начале XX веков.
10 мая 2004 | 14:05
Реакция людей разных типов личности при наступлении болезни
Драматические переживания, происходящие в душе больного человека, безусловно связаны с индивидуальными особенностями его характера. И для удобства стоит ввести понятия слабой и сильной личности.
01 мая 2004 | 11:05
Эротическое или любовное сумасшествие
Главную сущность этого психического расстройства составляет бред о любви, будто бы питаемой к субъекту особой другого пола, которая обыкновенно принадлежит к высшим слоям общества.
30 апреля 2004 | 10:04
Обретение душевного равновесия по Дейлу Карнеги
В книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» Дейла Карнеги содержится немало приемов и способов самоуправления психическими реакциями на трудные жизненные ситуации. С прикладной, практической стороны Карнеги вплотную приблизился к открытию психологических закономерностей общения с собой, сформулировав многие важные положения «технологии обработки человеком самого себя», своих взглядов и установок. Серьезный научно-прикладной анализ и систематизация «принципов саморегуляции», по Карнеги, со временем могли бы составить такую же систему саморегуляции человека в бодрствующем состоянии, какой является аутогенная тренировка применительно к самовоздействиям в измененных состояниях сознания.
09 апреля 2004 | 11:04
Религия и психиатрия
Неотомизм (религия и психиатрия). Н. (греч. nеos — новый, Thomas — имя христианского богослова XIII в. Фомы Аквинского). Официальная философия католической церкви, главное течение неосхоластики, доктрина, соответствующая христианским догмам, идейная опора клерикализма — политического направления, широко использующего религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
|