Евгений Елизаров: Логика поступательного развития приводит к необходимости создавать нечто новое
6 декабря 2012 года в РК Golden Palace в Москве прошла торжественная церемония награждения лауреатов 1−ой ежегодной Международной премии аптекарей «Золотая ступка».
Предлагаем читателям портала «MEDICUS.RU – Посольство медицины» интервью Евгения Елизарова – генерального директора компании «Фитосила», ставшей лауреатом в номинации «Инновационный проект».
MEDIСUS.RU: Евгений Евгеньевич, прежде всего, разрешите Вас от всей души поздравить с получением престижной премии «Золотая ступка», тем более, в номинации, связанной с инновациями – направлением, которое сейчас у всех на слуху. Это серьёзный успех.
Е.Елизаров: Спасибо. Это особенно приятно, если
учитывать, что «Фотобиореактор» это наш первый
Думаю, Вы лучше поймете, в чем лежит предмет моей гордости получением этой
Премии, если я скажу, что основная деятельность компании – производство БАДов и
собственных линий лечебной косметики. Наша продукция востребована практически
во всех регионах России, и благодаря нашим зарубежным партнерам она известна и
в странах ближнего зарубежья, а также в Германии и Соединенных Штатах. Для
западных партнеров вопрос «чистоты» компании, с которой они сотрудничают, очень
важен: на Западе довольно трепетно относятся не только к качеству поступаемой
продукции, но и к таким аспектам деятельности компании как прозрачность
Начав в 1998 году с дистрибуции БАД и лечебной косметики, мы со временем перешли к разработке новых рецептур в собственной лаборатории и вывели новые продукты на производство. В 2006 мы запустили свою первую линию по производству лечебной косметики и БАД, и сейчас в Красногорске и Раменском у нас работают две косметические линии, и еще одна линия в Подмосковье работает на подготовку субстанций и производство БАД. На этих производствах мы стараемся использовать компоненты из сырья, произрастающего в экологически чистых регионах России и нам удается замещать импортные компоненты на отечественные. Сегодня на рынке присутствует около 50 продуктов, объединенных нашим брендом. У нас есть несколько зарегистрированных товарных знаков, в их числе такие известные препараты, как «Жабий камень», «Сустамед», «Микоспрей» и другие. Сегодня «Фитосила» это компания, которая ведет совместные разработки с научными институтами и лабораториями по созданию новых препаратов – и при этом стремится разрабатывать оригинальную рецептуру под имеющуюся симптоматику пациента.
Развивая оба направления дистрибуцию и производство
– мы и вышли на тот уровень, который позволяет назвать нас инновационной
компанией. Сама логика поступательного развития приводит к необходимости
создавать нечто новое – такое, чего до нас не было. Так получилось и с
биореактором. На протяжении многих лет занимаясь дистрибуцией продукции на
основе микроводорослей, мы пришли к выводу о том, что гораздо рентабельней
выращивать их в собственной лаборатории. Тогда мы и разработали установку
«Фотобиореактор генератор кислорода», в основу которой заложена культивация
микроводорослей, таких как спирулина, хлорелла гиметококус. Около трех лет мы
работали над этим проектом, запатентовали часть технологий и создали
собственную систему управления. И в результате пришли к выводу, что и само
созданное нами оборудование представляет собой определенную ценность:
проходящий через него воздух очищается от вредных примесей диоксида серы и
окиси азота, и одновременно сам генерирует кислород.
MEDIСUS.RU: Как Вы решились на участие в премии «Золотая ступка»? Были ли Вы уверены, заполняя заявку, что Экспертный совет выделит ваш проект?
Е.Елизаров: Мы знали, что биореактор – это в определенном смысле прорыв, во многом благодаря его мобильности и простоте использования. Это как раз тот случай, когда «гениальное – просто». Однако одно дело – уверенность творца или родителя, что его чадо «лучше всех», и совсем другое – признание этого факта обществом. Так что мы благодарны экспертам Премии, которые проголосовали за наш проект. И поскольку уже сегодня очевидна заинтересованность наших партнеров в этом проекте и мы готовимся к запуску в производство самого оборудования, могу только добавить, что эксперты Международной премии аптекарей «Золотая ступка» это стратегически мыслящие люди, и мы их не подведем.
Евгений Елизаров на Торжественной церемонии вручения премии «Золотая ступка»
MEDIСUS.RU: На отечественном рынке сейчас представлен довольно широкий спектр кислородного оборудования. В чём инновационность проекта «Фотобиореактор»?
Е.Елизаров: Основное отличие нашей разработки от других вариантов, присутствующих на рынке кислородного оборудования, заключается в том, что процесс генерации кислорода происходит естественным путём (путём фотосинтеза), который включает в себя процессы поглощения СО2 (углекислоты) и выделения О2 (кислорода). Кроме того, в процессе работы, фотобиореактор поглощает такие вредные для человека газы как SO2 (диоксид серы), NO(закись азота) и многие другие.
Уникальность фотобиореактора заключается в возможности
контролировать скорость выделения кислорода, т. е. устанавливать более или
менее интенсивный режим. Со временем мы планируем проанализировать возможность
контроля и над другими газами, загрязняющими воздух в помещениях. Наша
разработка стала остроактуальной для зданий мегаполисов с их повышенной
загазованностью воздуха. Система управления фотобиореатором позволяет
использовать его как для промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу, так
и в бытовых закрытых помещениях, в которых невозможно открыть окна. Уместна
его установка
MEDIСUS.RU: Что вообще для Вас означает «инновационность»? Будете ли Вы в дальнейшем делать ставку на инновационные проекты или вернётесь к более традиционным направлениям исследований и производства?
Е.Елизаров: По определению, «инновация» это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности или продукции, востребованное рынком. На мой взгляд, данный проект затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, так как большинство процессов получения энергии основаны на окислении. А ресурсов для обеспечения обратного процесса поглощения углекислого газа и выделения кислорода на планете становится всё меньше и меньше, что, безусловно, влияет на окружающую среду. В связи с этим у нашего проекта – огромный масштаб востребованности в различных сегментах жизнедеятельности человека, начиная от обеспечения чистым и насыщенным кислородом воздухом людей в жилом помещении и до фильтрации продуктов сгорания и регенерации воздуха на больших предприятиях.
Сейчас фотобиореактор находится на стадии выпуска
промышленного образца, но в скором времени мы планируем вывести установку на
рынок. И к нам уже поступают заказы на его приобретение – причем, в большей
степени, из‑за рубежа. Это объясняется тем, что в Европе, например,
выделяются квоты на утилизацию СО2 и предприятиям, оснащенным подобным
оборудовании, государство компенсирует определенные затраты. При этом
оборудования, сопоставимого по мобильности и другим характеристикам нашей
установки, там пока нет.
Так что я могу совершенно ответственно заявить: наша компания занимается очень
полезным делом – мы не просто зарабатываем деньги, но делаем это, внося свою
лепту в решение проблем окружающего мира в глобальном масштабе. Например,
парниковый эффект становится планетарной проблемой – и решить ее можно вот так,
всем миром, точечно «освобождая легкие» планеты для дыхания. Просто таких
«точек» должно быть много, очень много.
MEDIСUS.RU: В 2013 году компании «Фитосила» исполнится 15 лет. Это немалый срок, за который наверняка сформировался особый подход к ведению бизнеса, к управленческим технологиям, мотивации персонала и т.д. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
Е.Елизаров: Да, действительно 15 лет это приличный
срок. По статистике, 90% всех вновь открываемых предприятий разоряются в
течение первых четырех лет. Если кратко сформулировать мое деловое кредо, то
оно сведется к трём простым правилам.
MEDIСUS.RU: В настоящее время Правительством РФ делается ставка на наполнение российского рынка лекарств и медицинских средств отечественной продукцией. Каковы конкурентные преимущества Вашей компании в новых условиях?
Е.Елизаров: Мы отечественная компания, но в связи с глобализацией экономики реалии рынка лекарств таковы, что очень сложно в отдельно взятой стране, совершенно обособившись от общемирового контекста, создать высокоэффективное лекарство. При этом в своём производстве мы всегда останавливаем свой выбор на отечественном сырье – при условии, что оно по своему качеству не уступает импортному. Это единственно верное решение в условиях бизнеса – любой предприниматель, руководствуясь здравым смыслом, из двух одинаковых по качеству продуктов выберет тот, что ближе – хотя бы для того, чтобы минимизировать транспортные издержки и избежать таможенных расходов.
MEDIСUS.RU: Уже понятно, что основой здравоохранения будущего станут технологии – как информационные, так и биомедицинские. Если это возможно, приподнимите завесу – на чем сейчас работаете, чем компания удивит и порадует потребителя в обозримом будущем?
- Вы верно расставили акценты: действительно, в первую очередь информационные, и только во вторую биомедицинские. И эти технологии неразрывно связаны друг с другом. Поскольку деятельность нашей компании сориентирована в большей степени на концепцию профилактики здоровья населения, то и технологии свои мы развивать будем именно в этом направлении. Согласитесь, гораздо уместнее предотвратить проблему, чем потом ломать голову над тем, как справиться с ее последствиями. И, думаю, что в этих своих ориентирах мы на верном пути.
MEDIСUS.RU: «Золотая ступка» международная премия аптекарей, поэтому задам вопрос по «аптечной» теме. Считаете ли Вы, что лекарственные средства, даже безрецептурные, а также БАДы должны продаваться только в аптеках или являетесь сторонником развёртывания их продаж в супермаркетах? Вот, скажем, нуждается ли человек, покупающий продукцию Вашей компании, в консультации фармацевта?
Е.Елизаров: Я считаю, что все лекарства, в том числе и биологически активные добавки, должны продаваться только в аптеках, так как многие из них имеют противопоказания и обычный продавец, не имеющий фармацевтического образования, не сможет квалифицированно о них рассказать и предостеречь покупателя от неосторожного использования. Только так может быть обеспечен главный принцип медицины – «не навреди». И в этом контексте я бы еще обязал всех работающих в розничном сегменте фармацевтов проходить курсы повышения квалификации, обеспечивающие их актуальной информацией о лекарствах и препаратах, которые они продают.
MEDIСUS.RU: Будет ли «Фитосила» участвовать в премии «Золотая ступка» в 2013 году?
Е.Елизаров: Я уже говорил выше о том, что дало нашей компании получение приза «Золотая ступка». Публичное признание авторитетными экспертами профессионального сообщества наших усилий – это такой репутационный актив, который невозможно переоценить, просто потому, что это бесценно. И, конечно, наша компания с удовольствием будет участвовать в том процессе, который появился благодаря Премии. Я оценил качество и масштаб этого процесса, оказавшись на церемонии награждения лауреатов Премии. И должен сказать, что собрав в одном месте столько успешных, авторитетных и профессиональных людей и компаний, «Золотая ступка» фактически стала одной из совсем немногих экспертных площадок, где можно в неформальной обстановке не только обсуждать актуальные проблемы фармацевтической розницы, но и сообща, всем миром, постепенно их решать.
Беседовала Елизавета Макарова
Добавить комментарий