Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
27 июня 2005 15:24   |   Э.М. Кузьмина, профессор
Зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний, МГМСУ

Типовая модель для разработки регионально ориентированных программ профилактики стоматологических заболеваний, предназначенных для детского населения.

Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных задач отечественного здравоохранения.
Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ, проведенного в 1996−98 гг. в соответствии с приказом Минздрава России №181 от 06.05.96г., продемонстрировали, что 78% детей в возрасте 12 лет имеют пораженные кариесом постоянные зубы (интенсивность по индексу КПУ равна 2,91), а в 15−летнем возрасте средняя распространенность кариеса достигает 88% (средняя величина КПУ — 4,37). У более половины 15−летних подростков выявлены признаки поражения тканей пародонта.
На сегодняшний день ситуация не изменилась. По данным, представленным в 2002 г. территориальными отделами здравоохранения, среди детей старших возрастных групп распространенность кариеса постоянных зубов составляет в среднем 80−85%, а в отдельных регионах этот показатель приближается к 100%. Остаются высокими цифры распространенности воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий (60% детей до 14 лет и 30% 15−17−летних подростков нуждаются в ортодонтическом лечении).
Остаются актуальными проблемы слабо развитой материально-технической базы в детских стоматологических учреждениях, недостаточного обеспечения необходимым оборудованием, инструментарием и медикаментами для эффективного проведения диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в детских учреждениях (школах и детских садах) сокращается число стационарных стоматологических кабинетов, детская стоматологическая служба недостаточно укомплектована врачами (на 75%) и средним медицинским персоналом (на 85%), средний возраст врачей приближается к 50−55 годам. Отсутствуют специалисты среднего звена (гигиенисты стоматологические), которые должны заниматься проведением профилактических мероприятий. Отмечается низкий уровень гигиенического воспитания и образования населения по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, в настоящее время назрела необходимость совершенствования стоматологической помощи детскому населению. Необходима смена приоритетов, которые должны быть направлены, в основном, на предупреждение стоматологических заболеваний, что требует разработки и широкого внедрения региональных программ профилактики, концентрации кадровых и материально-технических ресурсов, что приведет к снижению стоматологической заболеваемости и улучшению стоматологического здоровья детей. Данный факт подтверждается опытом индустриально развитых стран Западной Европы, где профилактические мероприятия успешно внедряются в течение многих лет, а также результатами внедрения комплексных программ профилактики среди детского населения в отдельных регионах России.
В связи с этим мы предлагаем проект типовой модели, которая может служить основой для разработки программы профилактики в том или ином регионе с учетом его особенностей. 
 
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ
 
1. Ситуационной анализ стоматологической заболеваемости и стоматологической помощи в регионе, который включает в себя:
1. определение стоматологической заболеваемости детского населения:
·        Проведение эпидемиологического стоматологического обследования детей и подростков ключевых возрастных групп (3, 6, 12, 15, 18 лет) по критериям, рекомендованным ВОЗ,
·        определение распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний (кариеса временных и постоянных зубов, воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и др.), на групповов и популяционном уровнях.
2. сбор, обработку, анализ статистических данных, в том числе:
·        показатели демографической ситуации: количество детского населения (из них детей дошкольного возраста и школьников), процент ежегодного прироста населения, соотношение городского и сельского населения;
·        количество детских учреждений (ДДУ, школ, детских домов, домов ребенка, интернатов);
·        количество учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детскому населению (количество детских стоматологических поликлиник, детских отделений и кабинетов в стоматологических поликлиниках общего профиля и детских поликлиниках общего профиля, стационарных стоматологических кабинетов в детских учреждениях);
·        степень оснащения детских стоматологических учреждений необходимым оборудованием, инструментами, медикаментами;
·        кадровый состав учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям и подросткам, укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом.
3. оценку состояния окружающей среды (содержание фторида в питьевой воде, климато-географические особенности, экологическая ситуация в регионе). 
2. Постановка целей и задач программы.
Для того, чтобы поставить конкретные цели и задачи программы для данного региона, необходимо учитывать глобальные цели стоматологического здоровья к 2020 г. для стран Европейского региона, изложенные в программном документе ВОЗ «Здоровье 21 — здоровье для всех в 21 столетии»:
1. Свыше 80% детей 6 лет должны иметь интактные зубы, при этом среднее значение кпу временных зубов не должно превышать 2,0.
2. У 12−летних детей средняя интенсивность кариеса по индексу КПУ не должна превышать 1,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта не должно быть менее 5,5.
3. У 15−летних подростков средняя величина индекса КПУ не должна превышать 2,3, при этом компонент “К” (нелеченный кариес) должен быть ниже 0,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,0.
4. У 18−летних не должно быть зубов, удаленных по поводу кариеса и болезней пародонта.
 
Целью программы является снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, уменьшение количества осложнений.
Задачи программы (реальная величина снижения распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний) планируется с учетом ситуации в регионе: исходного уровня стоматологической заболеваемости детского населения ключевых возрастных групп, социально-экономических особенностей, факторов окружающей среды и др.
 
3. Выбор методов и средств профилактики.
Методы и средства профилактики выбираются с учетом особенностей конкретного региона (экономической ситуации, содержания фторида в воде, уровня стоматологической заболеваемости детского населения).
·       стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание населения, мотивация к ведению здорового образа жизни;
· обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;
· профессиональная гигиена полости рта;
·       эндогенное использование фторидов — фторирование питьевой воды, пищевых продуктов (молока, соли), прием фторидсодержащих препаратов, (данные методы, которые используются на популяционном и групповом уровнях, могут быть внедрены в районах с низким (ниже половины оптимальной дозы) содержанием фторида в питьевой воде и высоким уровнем интенсивности кариеса у детей);
·        местное применение реминерализирующих препаратов (покрытие зубов фторлаком, полоскание полости рта фторидсодержащими растворами, использование фторидсодержащих зубных паст, реминерализирующих растворов). Эти методы используются на групповом и индивидуальном уровнях;
·       герметизация фиссур зубов;
К методам вторичной профилактики относятся диспансеризация детского населения с целью выявления детей и подростков, имеющих стоматологические заболевания, и своевременное проведение санации полости рта для предупреждения осложнений.
 
4. Контингент.
Программой профилактики охватываются дети в возрасте от 0 до 14 лет и подростки 15−18 лет, а также беременные с целью антенатальной профилактики стоматологических заболеваний у детей (совместно со взрослой сетью).
 
5. Примерный комплекс профилактических мероприятий в различные возрастные периоды.
 
для детей от 0 до 3 лет
1        Мотивация родителей к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания (раздача памяток, брошюр и др.).
2        Обучение родителей рациональному уходу за полостью рта детей.
3        Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г.
4        Осмотр полости рта (2 раза в год), индивидуальные рекомендации по уходу за зубами.
5        Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям, начиная с 2−летнего возраста)
для детей от 3 до 6 лет
1        Стоматологическое просвещение.
2        Обучение воспитателей детских садов и родителей методам чистки зубов у детей.
3        Обучение гигиене полости рта детей с 3−х до 6 лет.
4        Местное применение реминерализирующих препаратов.
5        Герметизация фиссур первых постоянных моляров сразу после их прорезывания.
6        Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям).
7        Санация полости рта с целью профилактики осложнений кариеса. Атравматическое пломбирование с использованием стеклоиономерных цементов.
8        Профилактика зубочелюстных аномалий, которая включает в себя миогимнастику, массаж альвеолярного отростка, наблюдение за сроками, парностью и симметричностью прорезывания временных зубов, по показаниям — пластику уздечки языка, устранение вредных привычек, при необходимости — избирательное пришлифовывание временных зубов, протезирование.
для детей от 6 до 14 лет
1        Систематическое стоматологическое просвещение родителей, учителей, детей о значении гигиены полости рта, правильном питании, о необходимости лечения зубов на ранних стадиях заболевания.
2        Индивидуальное обучение методике чистки зубов.
3        Герметизация фиссур постоянных моляров.
4        Местное применение реминерализирующих препаратов.
5        Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям).
6        Профессиональная гигиена полости рта.
7        Обеспечение информационными материалами стоматологических кабинетов школ.
8        Ограничение кариесогенных продуктов в школьном питании детей.
9        Санация полости рта с использованием современных пломбировочных материалов (стеклоиономерных цементов, композиционных материалов и др.).
10    Профилактика зубочелюстных аномалий: наблюдение за сроками, парностью и симметричностью прорезывания постоянных зубов, по показаниям — пластика уздечек губ, мелкого преддверия полости рта, устранение вредных привычек, при необходимости — избирательное пришлифовывание временных зубов, протезирование.
для подростков 15−18 лет
1        Стоматологическое просвещение.
2        Контроль за гигиеническим состоянием полости рта и при необходимости инструктаж по чистке зубов и помощь в выборе средств гигиены полости рта.
3        Профессиональная гигиена полости рта.
4        Санация полости рта с использованием современных пломбировочных материалов.
5        Индивидуальные беседы на предмет выявления возможных факторов риска возникновения стоматологических заболеваний: избыточного употребления сладостей, неудовлетворительной гигиены полости рта.
 
6. Персонал, участвующий в программе.
В программе должны принимать участие врачи-стоматологи, средний медицинский персонал (гигиенисты стоматологические и медицинские сестры стоматологических кабинетов), работники акушерско-гинекологической и педиатрической служб, работники детских учреждений, родители.
Врач-стоматолог (руководитель программы) — осуществляет руководство программой, при необходимости обучает средний медицинский персонал.
Врач-стоматолог в женской консультации — проводит лечебно-профилактические мероприятия у беременных, дает рекомендации по уходу за полостью детей.
Врач-стоматолог детский — осуществляет плановую санацию полости рта детей, при отсутствии специально обученного среднего медицинского персонала осуществляет профилактические мероприятия.
Гигиенист стоматологический — проводит комплексные профилактические мероприятия, включая стоматологическое просвещение детей и их родителей, обучение правилам ухода за полостью рта, профессиональную гигиену полости рта, местное применение фторидсодержащих препаратов и реминерализирующих растворов; организует обучение работников детских учреждений, медицинского нестоматологического персонала методике проведения гигиенических процедур.
Медицинские сестры стоматологического кабинета — при отсутствии гигиениста после предварительного обучения могут выполнять некоторые профилактические мероприятия (стоматологическое просвещение, обучение правилам ухода за полостью рта).
Помимо этого, в программе должен быть задействован медицинский нестоматологический персонал:
—     врачи акушеры-гинекологи женской консультации — при первом посещении направляют беременную к стоматологу, объясняют необходимость рационального ухода за полостью рта.
—     врачи-педиатры и медицинские сестры детских поликлиник, ДДУ, школ — проводят санитарно-просветительскую работу с родителями (пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по ограничению употребления сладких продуктов, меры по профилактике и устранению вредных привычек), контролируют плановые посещения детьми стоматолога, в детских дошкольных учреждениях контролируют обучение ребенка правильной чистке зубов и воспитание навыков ежедневного самостоятельного ухода за полостью рта.
Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) — проводят контроль чистки зубов у детей, следят за рационом питания детей (ограничение употребления сладких продуктов), принимают меры по профилактике и устранению у них вредных привычек.
Непременным условием эффективности любой программы профилактики является участие в ней родителей, которых следует обучить, чтобы они могли контролировать у детей ежедневную чистку зубов и участвовать в воспитании у них здоровых привычек.
 
7. Материально-техническое обеспечение программы.
Для обеспечения работы программы необходимы:
· помещения: стоматологические кабинеты и кабинеты профилактики, оснащенные стоматологическими установками, инструментарием и расходными материалами для проведения лечебно-профилактических мероприятий в детских стоматологических поликлиниках, детских отделениях стоматологических поликлиник общего профиля и детских поликлиниках общего профиля, женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, а также комнаты гигиены в детских дошкольных учреждениях и школах, (для привлечения в детскую стоматологическую службу молодых кадров необходима модернизация стоматологического оборудования и внедрение новых технологий в сети детских стоматологических учреждений);
· медикаменты и материалы — потребность в медикаментах и материалах для проведения профилактики (фторлак, фторидсодержащие растворы, герметики и др.) определяется в ходе разработки программы для каждого конкретного региона, исходя из объема планируемого комплекса профилактических мероприятий и экономических возможностей. Следует отметить, что для полноценной реализации комплексных программ профилактики требуется дополнительное финансирование;
·   средства гигиены полости рта — зубные щетки, зубные пасты и другие средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта родители приобретают детям и подростком после консультации со стоматологом или гигиенистом.
·   информационные материалы по вопросам профилактики стоматологических заболеваний (памятки, буклеты, брошюры, стенды, выставки, плакаты, учебные кино-видеофильмы и др.) могут разрабатываться и изготавливаться оргметодотделами органов управления здравоохранением с обязательным привлечением фирм-производителей средств гигиены полости рта.
 
8. Организация программы.
В организации программы должны участвовать руководители различных учреждений и разных уровней.
Областная и районная администрация:
· утверждение программ профилактики для внедрения медицинскими и педагогическими учреждениями района;
· издание административных документов для внедрения программы;
· контроль выполнения программы.
Органы управления здравоохранением:
· разработка и внедрение программы профилактики;
· определение обязанностей лечебно-профилактических учреждений, участвующих в программе;
· назначение ответственных за внедрение программы;
· издание инструкций и приказов по внедрению программы;
· обеспечение взаимодействия с органами управления образованием по реализации программы;
· контроль выполнения программы.
Органы управления образованием:
· обеспечение взаимодействия с органами управления здравоохранением по внедрению программы в школах и дошкольных учреждениях;
· определение обязанностей работников системы образования для реализации воспитания здорового образа жизни детей;
· издание инструкций и приказов по внедрению программы в ДДУ и школах;
· контроль выполнения программы в ДДУ и школах.
Санитарно-эпидемиологическая станция:
· контроль и оказание помощи в обеспечении рационального питания (нормирование сахара и др.) в организованных детских коллективах;
· контроль и оказание помощи в обеспечении правильного состава средств гигиены полости рта и средств профилактики в организованных детских коллективах.
Женские консультации:
· стоматологическое просвещение беременных по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей;
· взаимодействие со стоматологическими поликлиниками по вопросу 100% охвата и полноценного стоматологического обслуживания беременных.
Детские поликлиники:
· стоматологическое просвещение родителей и работников детских учреждений по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;
· координация и практическая помощь стоматологической службе в осуществлении программы профилактики в ДДУ и школах;
· контроль питания в отношении сладких продуктов в ДДУ и школах;
· организация работы стоматолога в комнатах здорового ребенка;
· контроль и содействие ежегодным посещениям стоматолога неорганизованными детьми.
Детские стоматологические поликлиники:
·   планирование и обеспечение необходимыми средствами профилактики;
·   обучение медицинского персонала и педагогов, участвующих в программе, методам стоматологического просвещения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;
·   обучение воспитателей ДДУ методам чистки зубов у детей;
·   практическое осуществление профессиональных профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе;
·   плановая санация полости рта детей и подростков;
·   контроль эффективности программы профилактики в целом и отдельных ее компонентов.
Стоматологические поликлиники:
· планирование и обеспечение необходимыми средствами профилактики;
· координация работы врачей-стоматологов женских консультаций;
· взаимодействие с женскими консультациями по вопросам 100% охвата беременных стоматологическим обслуживанием;
· проведение лечебно-профилактических мероприятий и стоматологическое просвещение беременных по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей.
Детские дошкольные учреждения:
· взаимодействие с педиатрической и стоматологической службами по вопросу внедрения профилактики;
· практическое обеспечение ежедневной чистки зубов детей;
· стоматологическое просвещение родителей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей;
· обеспечение рекомендуемых норм рационального питания у детей.
Школы:
· проведение плановых уроков здоровья, включая вопросы профилактики стоматологических заболеваний;
· обеспечение условий для проведения медицинским персоналом лечебно-профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе профилактики.
 
9.     Источники финансирования.
Бюджет, ОМС, возможна спонсорская помощь фирм-производителей средств гигиены полости рта и стоматологических материалов в виде предоставления средств гигиены и материалов для стоматологического просвещения. Доля каждого источника финансирования индивидуальна для конкретного региона
 
10. Оценка эффективности программы профилактики.
Медицинская эффективность
Показателем, свидетельствующим об эффективности программы профилактики, является увеличение числа детей с интактным зубным рядом и не имеющих признаков поражения тканей пародонта. Кроме того, об эффективности программы можно судить по динамике показателей индексов интенсивности кариеса временных и постоянных зубов (кпу и КПУ), гигиенических индексов, изменению количества секстантов пародонта, имеющих признаки поражения у детей ключевых возрастных групп. Окончательная оценка эффективности программы в популяции проводится через каждые 5 лет, промежуточная оценка позволяет при необходимости модифицировать программу для достижения максимального профилактического эффекта.
 

Экономическая эффективность

Зависит от объема планируемых профилактических мероприятий, индивидуальна для каждого региона. По опыту зарубежных стран, широкое внедрение профилактики позволяет сократить затраты на лечение стоматологических заболеваний в 5−6 раз.

Поделиться:





Комментарии
Смотри также
05 июля 2005  |  13:07
Фтор в стоматологии: за и против
Дискуссии относительно рациональности фторирования становятся все более ожесточенными. С одной стороны фторирование полезно для наших зубов. Однако с другой стороны оно может наносить вред нашему здоровью в целом. Обоснован ли такой компромисс?
27 июня 2005  |  13:06
В поисках сладкой жизни или еще раз о сахарозаменителях
В погоне за «тощим мясом» человечество изобрело обезжиренные продукты, «облегченные» масла, некалорийные лимонады и, конечно же, заменители сахара. В 70-х годах прошлого века глюкоза была признана «белой смертью» и чуть ли не самым вредным продуктом на Земле.
07 июня 2005  |  20:06
Предупреждение кариеса в 21-м веке. Часть II.
Главный недостаток используемых в настоящее время зубных паст, составов для ополаскивания рта и местных аппликаций - это тот факт, что их способности к реминерализации эмали ограничены низкой концентрацией ионов кальция и фосфора, имеющихся в слюне.
07 июня 2005  |  18:06
Организация профилактической работы по предупреждению зубо-челюстных аномалий у детей дошкольного возраста в системе детских муниципальных учреждений
Аномалии развития зубо-челюстной системы занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний детского возраста (до 80%). Немаловажно при этом, что лишь около 30% из них наследственные, остальные 70% обусловлены отсутствием массовой профилактики и своевременной диагностики. Несмотря на проводившуюся ранее плановую профилактическую работу в детских дошкольных и школьных учреждениях, проблемам ранней диагностики и профилактики ортодонтических аномалий в нашей стране до настоящего времени не уделялось фактического внимания.
26 мая 2005  |  15:05
Предупреждение кариеса в 21-м веке. Часть I.
В то время как количество случаев кариеса в течение последних 50 лет снизилось, благодаря появлению фторированной воды и фторсодержащих зубных паст, кариес все еще широко распространен. Усовершенствованные терапевтические методики, использующие новейшие методы лечения по замене потерянного кальция и фосфатных минералов из ранних кариесных поражений, будут в будущем снижать необходимость хирургического вмешательства. Методики раннего обнаружения кариеса, разрабатываемые в настоящее время, позволят стоматологам предельно увеличить пользу этих методов лечения.