Все по-настоящему гениальные открытия человечества, будь то закон всемирного тяготения или веселящий газ, были сделаны случайно. Та же судьба ожидала и открытие, сделанное профессором стоматологического колледжа Нью-Йоркского университета Кеннетом Алленом, которое, судя по всему, приведет к радикальному пересмотру такой «священной коровы» образования, как строжайший запрет жевательной резинки во время уроков.
Путь доктора Аллена к славе был таков. Как и всякий дотошный учитель, он пытался усовершенствовать обучение своих учеников. И вот ему в голову пришла идея сопоставить уровень усвоения ими знаний по зубной анатомии, полученных на традиционных лекциях и при помощи CD-ROMa.
Он отобрал для эксперимента две группы учащихся, и в этот самый момент его личное «ньютоново яблоко» упало с ветки.
Как потом рассказывал сам профессор, он стал искать спонсоров
и тут-то представители родного колледжа вдруг вспомнили, что компания
Wrigley ищет возможность провести исследование, связанное с выпускаемой ею
жевательной резинкой. «А где же проводить такое исследование, как не в стоматологическом колледже. Стоматологи – не такие ярые ненавистники жвачки (по крайней мере, той, что без сахара), как учителя, – иронично отмечает профессор. – И многие из нас вдобавок свято верят, что при жевании вырабатывается слюна, которая очищает зубы».
Как выяснилось, в истории жвачки довольно много неразгаданных еще моментов.Правда ли, что проглоченная жвачка не растворяется в желудке целых 7 лет? Правда ли, что, как уверял Линдон Джонсон, Джеральд Форд не мог жевать жвачку на ходу? Аллен изучил всю имеющуюся литературу и обнаружил, что полученных знаний ему явно недостаточно.
Как-то раз профессору на глаза попалась информация о том, что некоторые наиболее заядлые «жевальщики» считают, что резинка помогает им сосредоточиться. «А как же бейсболисты, – сразу же подумал про себя Аллен. – Им она тоже помогает сконцентрироваться?» Кроме того, нашлись молодые люди, уверявшие, что постоянные движения челюстей, производимые при жевании, слегка убыстряют
ритм работы их сердца, что, в свою очередь, способствует лучшему притоку кислорода в мозг. «Последние исследования подтверждают, что в результате жевания в человеческом мозге повышается уровень гемоглобина», – прочитал Аллен в одном из трудов, посвященных этой проблеме. Впрочем, стоит заметить, что исследования, подтверждающие прямую корреляцию между жеванием и увеличением способности к усвоению знаний, были сочтены научным миром несерьезными.
Таким образом, идея Аллена о CD-ROMах получила новый поворот.
Он попросил половину студентов каждой из контрольных групп во время занятий жевать резинку, а второй половине – самым отъявленным «ботанам» – категорически запретил это делать. Эксперимент получил громкое название «Воздействие интерактивных CD и использования жевательной резинки на интенсивность изучения зубной анатомии». Само собой, что компания Wrigley согласилась, во-первых, обеспечить эксперимент жвачкой, а во-вторых, профинансировать возникшие дополнительные расходы.
Через три дня бесконечного инструктирования волонтеров (лично, через CD, со жвачкой и без) Аллен протестировал их на усвоение пройденного материала. К его изумлению, ответы группы «жующих» в среднем можно было оценить на «четыре с минусом», в то время как средняя оценка тех, кто этого не делал, не превышала «три с плюсом».
Заметим, что существенной разницы между знаниями тех, кто использовал CD-ROM, и остальными зафиксировано не было. Пока Аллен и сам не знает, как повлияют полученные результаты на его видение «проблемы жевательной резинки».
«Думаю, что большое значение здесь имеет негативное отношение к жеванию с точки зрения правил приличия», – считает он.
Тем не менее, полученные результаты научных исследований еще предстоит осмыслить и по достоинству оценить. В них принимали участие 56 учащихся, но, по словам доктора Аллена, «теперь необходимо провести тот же эксперимент в больших масштабах: чтобы исключить всякие сомнения, в нем на этот раз должно участвовать не менее 200 человек». Он уже обратился за поддержкой нового проекта к компании
Wrigley, представив тем временем результаты своих первых исследований в Американскую ассоциацию стоматологических исследований на Гавайях. Безусловно, остается ряд вопросов. Если процесс жевания так благотворен для умственной деятельности, то распространяются ли его преимущества, скажем, на жевание табака или на то, чтобы грызть ногти? Каково стимулирующее воздействие на человеческий мозг продукции
Wrigley в сравнении с такими стимуляторами, как, скажем, шалфей, рыбий жи
р или женьшень?
И почему так вышло, что на жевание резинки существует стойкий запрет, причем не только в школах?
Конечно, у проблемы есть и гигиенический аспект, и это может подтвердить каждый, кто хоть раз наступал на жвачку или неожиданно для себя хватался за нее рукой на столе где-нибудь в публичной библиотеке.
Однако в значительной части неприятие резинки, вероятно, проистекает из ассоциации с определенным типом людей, которые ее жуют.
Возможно, с помощью доктора Аллена, который, кстати, сам жвачку не употребляет, наши челюсти вскоре раскрепостятся.
Перевод: Марина Лемуткина, «Газета.ру» (http://www.gazeta.ru/education/2004/07/08_a_132878.shtml)