Йога оздоровление духа и тела
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 августа 2002 02:38
Йога оздоровление духа и телаЧто же такое, в сущности, йога?
Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает “соединение”, но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь
Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994) считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога – это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит
Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру. Заниматься нужно систематически.
В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги:
1. Яма – межличностные взаимоотношения.
2. Нияма – внутриличностная самодисциплина.
3. Асана – позы.
4. Пранаяма – система дыхательных упражнений.
5. Пратьяхара – отход от чувственного восприятия.
6. Дхарана – концентрация мысли.
7. Дхяна – медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).
8. Самадхи – самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).
Причем следует учесть, что “восьмеричный путь” йоги делится на низшую ступень
Глава II
Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” – словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение
Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “
мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”.
Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. – все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника? Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует положительно. Небольшая специальная тренировка – и можно ускорять или замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока поверхность разреза – и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить” левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться. Раздражительному человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.
Незначительные траты энергии резко отличают
Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения,
Стесненные условия способствуют и тренировке дыхательной системы. Для поддержания жизнедеятельности наш организм непрерывно расходует энергию, которую получает при распаде сложных высокомолекулярных органических соединений на соединения с более простой структурой и меньшей молекулярной массой. Различные органические соединения, вступающие в химическое взаимодействие с кислородом воздуха, сгорают до более простых продуктов, и высвобождают энергию, необходимую для поддержания жизненных функций организма. Конечные продукты этого сгорания, наибольшую долю которых составляет двуокись углерода, непрерывно выделяются в окружающую среду. Таким образом, в течение всей жизни организм, постоянно контактируя с окружающей средой, постоянно поглощает кислород и выделяет двуокись углерода. Дыхательный процесс состоит из трех этапов: внешнего (легочного) дыхания, транспортировки кислорода из легких к тканям через кислород и внутреннего (тканевого) дыхания. При внешнем дыхании осуществляется обмен газами между кровью в легочных капиллярах и атмосферным воздухом (в альвеолах). Транспорт газов – перенос через кровь кислорода из легких к тканям и двуокиси углерода от тканей в легкие и внутреннее дыхание, включающее в себя все окислительные процессы. При нормальном дыхании диафрагма смещается приблизительно на 1 см. При дыхании по системе йогов это смещение достигает 7−13 см. Сравнение обычного дыхания с дыхательными упражнениями йогов показывает, что:
1. Если обычное дыхание осуществляется автоматически и регулируется дыхательным центром в продолговатом мозге, то дыхание йогов управляется сознанием.
2. При обычном дыхании йогов наблюдается определенная продолжительность вдоха и выдоха и их строгая ритмическая последовательность.
3. Полное дыхание йогов представляет собой комбинацию трех типов дыхания: диафрагмального, грудного и ключичного.
4. Во время выполнения дыхательных упражнений сознание сконцентрировано исключительно на самом дыхании.
Для правильного дыхания по системе йогов существенное значение имеет хорошая проходимость полости носа и отсутствие патологических изменений на ее слизистой. Целью йогов является оказание при помощи ритмического дыхания косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода.
В целом же в физиологическом аспекте
· развивает мышцы и повышает подвижность;
· массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу;
· устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения.
Глава III
Почти все заболевания возникают вследствие прямых или косвенных психологических, психоэмоцинальных причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие и неправильные поступки ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявляться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.
Для борьбы с этим и рекомендуется первая ступень йоги – Яма. Согласно индийской мифологии Яма – бог смерти, отсюда и позаимствовано название, что символически означает “смерть плохим привычкам”. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов:
1. Ахимса – не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, т. е. относиться к другим людям так, как мы бы хотели, чтобы другие относились к нам. Все остальные разделы логично вытекают из первого и расширяют его смысл.
2. Сатья – правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Если правда может нанести вред человеку, обманывать его все же не стоит, лучше вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его заботах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова.
3. Астейя – не присвоение чужого в мыслях, на словах и в делах, избавление от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, ведут к подрыву доверия, калечат их сознание.
4. Брахмачарья – воздержание, умеренность во всем, в мыслях, словах и делах.
Несоблюдение этих правил привносит хаос в отношения между людьми и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества. Как считает ряд авторов [1,6,8], все вредные привычки и поступки вытекают из нарушений этих правил.
В начале занятий йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке, не менее 15 минут и не более часа. Желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые вы бы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотели бы избавиться. Заниматься следует постепенно, последовательно переходя от менее трудного к более сложному, регулярно. Когда все правила Ямы будут отработаны, продолжая их совершенствовать, можно перейти к следующей ступени – Нияме. Нияма – возрождение нового, положительного образа жизни, мышления. Нияма состоит из 5 разделов:
1. Шаоча – внутреннее и внешнее очищение.
2. Сантоша – победа над противоположностями.
3. Тапас – самодисциплина, направленная на создание положительного
характера. Бывает трех видов: а) тапас речи – говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание. Оптимальный вариант – молчать один день в неделю (выходной). В этот день нужно думать о возвышенном, о природе, космосе и т. п., и больше бывать на свежем воздухе. Кроме того, в речи нужно стараться быть кратким и конкретным и не говорить без необходимости. Здесь будет уместно вспомнить пословицу: “Слово – серебро, молчание – золото”. б) тапас ума – культивирование спокойствия, уравновешенности, хорошего настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. в) тапас тела – соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых йогой, закаливание, тренировка.
4. Свадхьяя – регулярное чтение, изучение литературы по философии, физиологии, т. е. той, что способствует самопознанию, расширению кругозора и знаний. “Невежество не имеет начала, но имеет конец, у знания есть начало, но нет конца”.
5.
Я считаю, что Яму и Нияму не следует изучать формально и применять прямолинейно. К этим аспектам следует подходить вдумчиво, руководствуясь общими положениями, претворять их жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Всегда следует подчинять свои мысли, слова, поступки общественным интересам, взяв на вооружение принципы гуманизма.
Читая многочисленную литературу, посвященную йоге, я заметила, что в описании асан встречаются такие рекомендации, как “думайте о приятном”, “вспомните
Часто ли мы обращаемся друг к другу с добрыми, хорошими словами? Есть ли у нас запас этих слов? Вот случай, который описывает Л. И. Латохина (1993) из собственной практики. На занятиях
Добрые слова должны естественно вливаться в нашу речь и стать руководством в наших поступках. Ведь еще Л. Н. Толстой говорил, что слово есть поступок. Доброе слово и мысли несут положительную энергию. Необходимо пополнять их запас и щедро делиться ими с окружающими, создавая атмосферу тепла, хорошего настроения и дружелюбия.
Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций. Нужно просыпаться с мыслью, что день принесет удачу и настраивать себя только на хорошее, внушая себе спокойствие и веру в собственные силы. Утренний психологический настрой поможет преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения, а улыбка способна создать и закрепить хорошее настроение, передать его другим людям.
Применение самовнушения представляется хорошим вариантом решения проблемы преодоления препятствий и затруднений, снятия психологических “зажимов”. Не следует применять формулы самовнушения, имеющие негативную эмоциональную окраску. Нужно концентрировать усилия на применении таких формул, как “даже если это совсем непросто, я с этим справлюсь”, “все будет хорошо”, “все изменится к лучшему” и т. п.
Если человек не настроен оптимистически, лишен жизнерадостности, активности, жизнь его будет трудной, ему всегда будет
Секрет умения быстро подавлять отрицательные эмоции и состояния, заменять их положительными кроется в повышенной способности к концентрации. Концентрация (и ее высшая степень – медитация) развивает волю, интеллект, регулирует эмоции и эмоциональные состояния, устанавливает психическое равновесие. Не следует забывать, что внутренняя дисциплина – необходимое условие для
По словам Вивекананды: “Тело есть то, что сделала из него мысль”.
Современные нейрофизиологи действие самовнушения объясняют возникновением доминантного очага возбуждения на общем фоне торможения активности коры головного мозга. При этом резко возрастает значение слова, как основного раздражителя. И сейчас будет уместно вспомнить о таком понятии, как аутогенная тренировка (АТ), поскольку закрепление реакций, возникающих в процессе АТ, приводит к тому, что для воспроизведения определенных ощущений достаточно повторение словесной формулы. АТ обладает большим организующим воздействием
Слово обладает лечебным действием. Как считает Г. Н. Сытин (1994), изобретенные им лечебные “настрои” – определенные тексты, которые можно, например, прослушивать в звукозаписи, обеспечивают это действие. При этом тон изложения должен быть деловым, твердым, убедительным, без всякого пафоса. Для повышения эффективности надо стараться вести себя как можно активнее: ходить, жестикулировать, и т. д.
Завершая главу, я хочу отметить, что под маской “новизны”, “нетрадиционности”, “оригинальности” могут быть преподнесены весьма сомнительные доморощенные приемы и наставления. Необходим разумный подход ко всему. Прикасаясь к древнейшей культуре йоги, не следует забывать, что это, в первую очередь – культура, а без культуры ничего не впрок.
Глава IV
Человек, решивший заниматься йогой, должен понять, что нет необходимости в слепой вере. Убеждает только собственный опыт. Однако существуют рекомендации, которых необходимо придерживаться, постепенно “поднимаясь по ступеням йоги”.Став на путь здоровья, мы не можем игнорировать учение йогов о здоровье, должны овладеть хотя бы минимумом приемов, доступных всем и каждому.
Теперь о возрастных ограничениях.
В 7−10 лет можно осваивать элементы дыхательной гимнастики (исключив из нее задержки дыхания), позы равновесия (например, поза дерева – Врикшасана) и позу лотоса (Падмасана).
В 10−17 лет в занятия включаются глубокое дыхание йогов, позы равновесия, поза лотоса, легкие упражнения для развития суставов (например, поза стрелка из лука – Акарна Дханурасана).
В 17−50 лет – все упражнения хатха-йоги.
В 50−60 лет занятия строятся в зависимости от состояния здоровья, но статичные упражнения можно выполнять все без исключения.
В 60 лет и старше занятия проводятся только в присутствии опытного инструктора и только с разрешения врача.
Если кроме упражнений йогов практикуется еще
Заниматься необходимо на пустой желудок: за 30−40 минут до еды или через 2,5−3 часа после еды. Кроме того, между упражнениями всегда, даже если кажется, что нет усталости, необходимы короткий отдых и расслабление, которое ускорит процесс восстановления. Упражнения следует выполнять на чистой подстилке или коврике (не синтетическом или синтетическом, покрытым хлопчатобумажной или льняной простыней). Одежда не должна стеснять движений, упражнения лучше делать босиком или в носках, но не в тапочках.
В освоении упражнений, да и во всех остальных случаях жизни надо придерживаться трех основных заповедей йогов:
1. Последовательность с постепенным переходом от простого к сложному
2. Регулярность и систематичность (перерыв в занятиях во время разучивания комплекса допустим не более, чем на 10 дней, иначе весь цикл упражнений придется начинать сначала). Если человек разучил весь комплекс и выполняет его целиком, но у него произошел перерыв в занятиях свыше 10 дней, то он может выполнить весь комплекс целиком, но сначала каждое упражнение делать минимальное число раз.
3. Умеренность во всем.
К асанам нужно подходить с учетом возраста, физической подготовки и состояния здоровья, а не в духе соревнования или соперничества с другими учениками йоги. Пределом движений для каждого должно быть ощущение “приятной боли”, испытываемое при выполнении асаны и не более.
Как разучивать комплекс? Надо выбрать несколько упражнений (1−3), воздействующих на определенную часть тела, и делать их в течении 10 дней. Это время необходимо для воздействия каждого упражнения на организм. Через 10 дней добавлять еще несколько упражнений (1−3), и т. д. пока не будет освоен весь комплекс. Упражнения имеют направленность терапевтического воздействия, от головы к ногам. Выполняются они в следующей последовательности: сначала серия упражнений в положении стоя, затем – в положении сидя, далее – в положении лежа, и наконец, перевернутые позы. Число повторов зависит от следующих факторов:
1. Если не указано, сколько раз, то упражнение надо делать только 1 раз.
2. Если указано, что упражнение повторяется, то его выполняют два раза.
3. Если указано “от” и “до”, то в первые 10 дней упражнение выполняется минимальное число раз или секунд, а каждую декаду прибавлять по 1 разу или секунде, пока не достигли максимального.
4. Если указано, что упражнение выполняется на выдержку, то это значит, что,
Для успешного продвижения в йоге необходимо сначала усвоить
В рамках первой ступени йоги – Ямы – важно выработать в себе такие качества, как скромность, терпение и настойчивость, планомерность и систематичность занятий и умение сосредоточиться на одной цели. А по отношению к окружающим – терпимость, не навязывание другому ни своей правоты, ни своей истины. Насилие во имя любой идеи, любой догмы – это источник всех зол. Как считает ряд авторов [7,12,15], если нет необходимых качеств характера, соответствующих требованиям Ямы, не стоит идти к другим ступеням йоги. Если они есть или их можно воспитать путем переосмысления своих установок в жизни, то можно приступать к следующей ступени.
Нияма, вторая ступень йоги – внутриличностная дисциплина, свод правил, касающихся физической стороны подготовки, очищение физическое и духовное. Для достижения высших ступеней йоги выполнение всех сложных правил физической и психической гигиены йогов обязательно на протяжении всей жизни. Комплекс
Гигиена полости рта. После каждого приема пищи рот следует прополоскать водой для удаления крошек и остатков пищи. Основное внимание следует уделять не столько чистке зубов, сколько чистке десен, т. к. это улучшает питание корней зубов и является профилактикой парадонтоза. Укреплению корней зубов, их функциональной сохранности способствует употребление жевательной резинки натощак за 10−15 минут до приема пищи.
Гигиена полости носа. Это важная процедура, т. к. без свободного носового дыхания невозможны занятия четвертой ступенью йоги – Пранаямой. Очистка носа и одновременная закалка слизистой производится несколькими способами. Приведу один из них. Сифонная очистка. Для этого в 0,5 л теплой воды надо растворить 1 чайную ложку поваренной соли, опустить нос в банку и слегка втянуть в себя воду, запрокинуть голову, почувствовав, что вода попадает в полость носоглотки, опустить голову и с силой выдохнуть носом. Повторить эту процедуру 8−10 раз во время утреннего умывания. После промывания нос надо осушить, чтобы в его полости и пазухах не осталось жидкости. Через 1−2 месяца подобных процедур слизистая носа окрепнет, огрубеет, и грипп или ОРЗ уже не страшны. Исчезнут аллергические явления в полости носа, улучшится носовое дыхание.
Гигиена органов слуха. Для профилактики воспалительных заболеваний органов среднего уха обязательно дыхание носом и умение правильно опорожнять нос при насморке. Следует избегать длительного воздействия громких звуков.
Гигиена глаз. С целью улучшения питания сетчатки глаза и нормализации внутриглазного давления йоги рекомендуют следующие упражнения: зарыть глаза и сделать десять круговых вращений глазным яблоком по часовой стрелке и десять – против, а затем – движения сверху вниз и слева направо, по десять раз.
Гигиена органов брюшной полости. У йогов очищение органов брюшной полости и всего
Питание при занятиях йогой. Пища должна быть саттвической, т. е. овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, масло, мед, орехи, рис и другие крупы. Эта пища, по мнению йогов, легко усваивается, дает много энергии и делает ум чистым. Практикующий йогу должен употреблять только саттвическую пищу, однако резко менять диету не следует. Пережевывать пищу следует неторопливо, человек должен получать от пищи удовольствие и заканчивать прием пищи не ожидая полного насыщения.
Гигиена психики. Любой успех возникает только в ответ на сконцентрированное усилие. Как считает Ю. А. Мерзляков (1994), итогом психической гигиены (как отражение перечисленных выше принципов и подходов Ямы – Ниямы) может служить положение о том, что сила любви безгранична. Любовь ко всему сущему, любовь к жизни созидательна и продуктивна.
Лишь придя в согласие с правилами Ямы и Ниямы, освоив методы физической и психической гигиены, можно продолжать усвоение дальнейших положений йоги и переходить к третьей ступени йоги – асанам. Асан великое множество, для достижения хорошего здоровья и профилактики заболеваний достаточно полтора десятка простых, легких в исполнении асан.
Отвечая на вопрос, что такое асана, Патанджали сказал: “асана – это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”. Это означает, что занимающися по системе йогов должен стремиться к достижению полного самоконтроля над телом при исполнении различных асан с тем, чтобы в течении длительного времени находиться в неподвижном положении и чувствовать себя спокойно и удобно. Чем характеризуются асаны?
1. Асаны – это медленные, умеренные движения, сочетающиеся с правильным дыханием и расслаблением. Во время исполнения асан сердце пропускает большее количество крови, чем в состоянии покоя. Это обусловлено сильным притоком венозной крови, вызванным сокращением скелетной мускулатуры.
2. Асаны – это преимущественно статичные упражнения с преобладанием изометрического компонента. Они повышают функциональную нагрузку мышц,
3. Выполнение асан не вызывает большого расхода энергии.
4. При исполнении асан необходима определенная концентрация внимания на определенных участках тела, служащих объектом воздействия.
5. Дыхание при исполнении асан должно быть естественным и непринужденным.
6. При асанах не накапливается молочная кислота, образующаяся при очень напряженной физической работе.
7. Асаны дают профилактический и терапевтический эффект, для занятий ими не требуется вспомогательных приспособлений, снарядов или специального оборудования.
Виды асан. Различают следующие основные виды асан: медитативные, антиортостатические (позы перевернутого тела), позы для позвоночного столба, упражнения для ног, позы равновесия.
Медитативные позы – это позы, предназначенные для концентрации внимания и мышления и для исполнения дыхательных упражнений (например “поза лотоса”).
Антиортостатические позы. Они благоприятно воздействуют на мозг, сердце, легкие и вены нижних конечностей. Их исполнение противопоказано при: повышенном артериальном давлении и заболеваниях сердца, например “стойка на голове”.
Позы для позвоночного столба. Такие позы можно разделить на 4 группы: позы с наклоном вперед, позы с наклоном назад, позы с наклоном в стороны, и скрученные позы. Например, из асан с наклоном вперед характерной является “поза плуга”, назад – “поза саранчи”, с наклоном в стороны – “поза треугольника”. Асанами скручивания позвоночника являются полупоза йога Матсьендры (“Ардха Матсьендрасана”).
Упражнения для ног многочисленны и разнообразны, к наиболее характерным из них можно отнести ту же “позу лотоса”.
Из большого числа разнообразных поз равновесия можно перечислить такие, как “поза павлина”, “поза вороны”.
К ряду поз опытным исполнителям можно приступать только после основательного усвоения их при ежедневной практике.
Противопоказания к исполнению асан. Противопоказания могут быть общими, т. е. относящимися вообще к занятиям
Концентрация при исполнении асан. Обычно различают два вида концентрации. Во время динамической фазы упражнения и во время статической фазы. Концентрация во время динамической фазы включает в себя следующие этапы:
1. Концентрация на правильном исполнении асаны. Она необходима больше всего начинающему исполнителю, который вначале должен направлять свое внимание исключительно на правильную технику позы.
2. Концентрация на расслаблении (релаксация). Для первого этапа бывает достаточно нескольких дней. Исполнитель должен стремиться к поддержанию в расслабленном состоянии групп мышц, не несущих нагрузки.
3. Концентрация на дыхании. После того, как занимающийся сможет проделать упражнения без напряжения, можно переходить к сосредоточению внимания на процессе дыхания с тем, чтобы дышать нормально и непрерывно при исполнении упражнений.
4. Концентрация на равномерном исполнении асан. Йоги не допускают неравномерности – ускорения или чрезмерного замедления движений. Концентрация становится автоматической, поскольку синхронизация движений и поддержание равномерного замедления скорости полностью поглощает внимание исполнителя.
Концентрация во время статической фазы.
1. Концентрация на релаксации в покое (после принятия позы). Начинающим нужно концентрироваться на поддержании абсолютной неподвижности, связанной с удобством данной позы.
2. Концентрация на “стратегических” точках воздействия асан. Когда исполнитель уже приучил себя оставаться неподвижным и расслабленным в данной позе, дышит без затруднения, он может начинать концентрироваться на точках воздействия данной асаны. Эти точки указаны в древних трудах йогов и фактически представляют собой такие участки тела, где в начале при исполнении асан чувствуется максимальное растяжение и боль. Каждая асана определенным образом воздействует на данные участки тела. Они и являются точками, на которых исполнитель сосредотачивает свое внимание. Правила концентрации содержат указания для исполнителя независимо от уровня его квалификации.
Четвертая ступень йоги – Пранаяма. Этимологически слово “пранаяма” можно рассматривать как производное от слияния слов “прана” и “яма”. В этом случае Пранаяма означает действие, направленное на подчинение сознанию органов, регулирующих поступление (вдох) и выделение (выдох) субстанции, названной йогами “прана”. Можно считать, что Пранаяма представляет собой постигаемое в процессе упражнений искусство правильно дышать. Первый аспект Пранаямы в основном экзотерический (внешний), при котором внимание направлено главным образом на положение и действие участвующих в дыхании мышц и органов, тогда как второй, эндотерический (внутренний), при котором абсорбированная посредством сознательно контролируемых движений легких “энергия” (прана) движется по определенным путям и концентрируется в избранном участке тела. Эти два аспекта Пранаямы представляют собой единый процесс. Для йогов “прана” – это та жизненная энергия, без которой человек не может существовать. Для йоги “прана” – это то же самое, что электричество для нашей цивилизации. Целью йогов является оказание, при помощи ритмического дыхания, косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания, в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода, это и есть Пранаяма – управление биоэнергетическими взаимоотношениями в организме через дыхание. Все упражнения йогов, не только дыхательная техника, преследуют эту цель. Йоги считают, что “прана” поглощается только при полном дыхании через нос. Наукой установлено, что в воздухе содержатся радикалы молекул, без которых жизнь человека и животных невозможна. Это так называемые отрицательные ионы воздуха. Возможно, что “прана” воздуха и представляет собой отрицательные ионы. Ученые уже давно занимаются поиском “праны”. По мнению одних, “прана” – это озон, по мнению других – азот, по мнению третьих, это – углекислый газ (CO2), а сами йоги считают, что “прана” – это космические флюиды, которые в сочетании с солнечной энергией дают жизнь. Наибольшее количество “праны”, утверждают они, содержится в воздухе рано утром, сразу же после восхода солнца, а наименьшее – в предвечернее время. Наибольшее количество “праны” имеется вблизи водопада, в горах, у берега моря, наименьшее – в атмосфере городских улиц, в закрытых и непроветренных помещениях. Вот почему при длительном пребывании в таких местах наблюдается усталость, появляются слабость, головная боль, возникает нервозность. По мнению йогов, “прана” всегда заполняет человеческое тело, которое следует считать аккумулятором и трансформатором “праны”. Как считает ряд авторов [ ], жизнеспособность и здоровье человека зависят от количества аккумулированной праны и от правильного ее использования организмом (в сущности, живые органы генерируют, аккумулируют биохимическую энергию и трансформируют ее в различные другие формы энергии). Пранаяма предлагает психофизиологические методики тренировок, необходимые для достижения контроля над органами и сознательного аккумулирования праны.
Йоги различают три вида дыхания: брюшное, реберное и ключичное. Полное дыхание йогов является комбинацией этих трех видов.
Брюшное дыхание. Из всех видов дыхания брюшное дыхание в покое обеспечивает наибольший дыхательный объем воздуха. При этом основание легких (нижняя и средняя их часть) наполняется воздухом.
Реберное дыхание. При этом виде дыхания наполняется средняя часть легких, это – так называемое “атлетическое дыхание”.
Верхнее дыхание. Обеспечивает наполнение воздухом лишь самой верхней части легких. Самый неполноценный вид дыхания – он требует наибольших усилий и приносит наименьшую пользу.
Полное дыхание. Такое дыхание включает в себя все три вида, объединяя их в одно целое. В процессе такого комбинированного дыхания ни один участок легких не остается незаполненным воздухом.
Йоги говорят, что каждому человеку от рождения отпущено определенное число дыханий и нужно беречь этот запас. В такой оригинальной форме они призывают уменьшить частоту дыхания. Действительно, каждый орган, каждая клетка имеет генетически заложенную программу работы с определенным пределом. Оптимальное выполнение этой программы принесет человеку здоровье и долголетие (насколько позволит генетический код). Пренебрежение ею, нарушения законов природы ведут к болезням и преждевременной смерти.
Выводы
1. Физического расслабления невозможно достичь при умственном напряжении, йога обеспечивает первый шаг для устранения умственного напряжения.
2. При занятиях Ямой (первая ступень
3. Тело есть то, что сделала из него мысль.
4.
5. При занятиях
6. Не использовать упражнения и приемы
7. Йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели.
Приложение. Примерный комплекс асан для укрепления здоровья.
Для профилактики заболеваний и укрепления своего здоровья рекомендуется выполнять все асаны в том порядке, в каком они даны. Для освоения более сложных асан и пранаям, а также для углубленного изучения
Сидхасана (рис. 2). Эта асана является начальной в комплексе занятий и относится к группе медитационных поз.
Исполнение: выполняется сидя
Исполнение: стать на колени и сесть на пятки, которые слегка разведены в стороны. Руки за спиной. Запястье правой руки сжать кистью левой. С выдохом медленно наклониться вперед и коснуться лбом пола перед коленями. В этом положении остаться столько времени, насколько хватит воздуха. Затем медленно с вдохом выпрямиться. Концентрация внимания – между бровями или на солнечном сплетении. Упражнение повторять 5 раз.
Терапевтическое действие: происходить массаж органов брюшной полости и как следствие улучшение их работы, улучшается питание клеток головного мозга, нормализуется АД, происходит стимуляция всех жизненных сил организма за счет улучшения работы гипофиза и коры надпочечников.
Противопоказания: гипертоническая болезнь 2А и 2Б степени.
Випарата
Исполнение: лечь на спину. Медленно поднять выпрямленные ноги, завести их за голову. Рывком оторвать таз от пола и положить его на согнутые под прямым углом (в локтях) руки. Вдох носом, выдох ртом. В таком положении следует находиться вначале 15 с, затем еженедельно прибавлять по 5 с и общее время довести до 2−3 мин. Затем медленно опустить ноги. Концентрация внимания – прилив крови, энергии (праны) к щитовидной железе.
Терапевтическое действие: усиливает функцию щитовидной железы и гипофиза. Способствует разглаживанию морщин на лице. Полезна при запорах, хроническом гастрите, заболеваниях печени и поджелудочной железы. Полезна при бессоннице, улучшает память.
Халасана (рис. 5) также относится к серии перевернутых поз.
Исполнение: начало выполнения такое же, как и Випарата карани, однако ноги при занесении их за голову продолжают продвигаться дальше, пока их пальцы не коснутся пола. Руки при этом вытянуты, ладони упираются в пол. Когда пальцы ног коснутся пола, руки можно завести за голову. Дыхание – вдох носом, выдох ртом. Концентрация внимания – на щитовидной железе и солнечном сплетении. Время выполнения 10 с. Затем еженедельно добавлять по 1с и общее время довести до 2−3 мин.
Терапевтическое действие: благодаря растяжению задней части позвоночника и сжатию внутренней улучшается его кровоснабжение, что способствует ликвидации солевых отложений. Благотворно действует при диабете, уменьшает жировые отложения на животе. Помогает при головных болях, при нарушениях мозгового кровообращения.
Противопоказания: гиперфункция щитовидной железы и обострения хронического радикулита.
Исполнение: стать на колени, при том они должны быть сомкнуты. Пятки разведены так, чтобы между стопами можно было сесть на пол. Затем медленно, помогая себе руками, откинуться назад, выгнуть дугой вперед грудь и макушкой головы коснуться пола. Локтями рук упереться в пол. Дыхание – полное глубокое ритмичное дыхание йогов. Концентрация внимания – в области шеи и поясницы. Время выполнения – то же, что и для Халасаны.
Терапевтическое действие: поза полезна при шейном остеохондрозе, грудном радикулите и хроническом тонзиллите. Благодаря растяжению в коленных суставах и позвоночнике увеличивается их гибкость и подвижность.
Пашиматасана (рис. 7).
Исполнение: сесть на пол с вытянутыми вперед ногами. Согнуться в тазобедренных суставах за счет растяжения ягодичной группы мышц и опустить туловище вниз, помогая себе руками, кисти которых обхватывают щиколотки. Спина прямая. Прижать лицо к коленям. Локти прижаты к полу по обеим сторонам голеней. Колени прямые, ноги в коленных суставах не сгибать. Дыхание обычное. Концентрация внимания – на пояснице и почках.
Начинать выполнение упражнения необходимо с 5 с и прибавлять по 1 с в неделю и общее время довести до 1−2 мин. Упражнение повторять 2−5 раз.
Терапевтическое действие: поза полезна при запорах, геморрое и особенно при заболеваниях предстательной железы у мужчин, радикулитах
Вакрасана (рис. 8).
Исполнение: сесть, ноги вытянуть вперед. Правую ногу согнуть в колене и ее ступню поставить с наружной стороны левого коленного сустава. Правое плечо отвести как можно дальше назад. Кисть правой руки опирается о пол, левой обхватывают левый коленный сустав, а плечевая наружная часть руки упирается в правое бедро и отводит его влево. Голова повернута максимально влево. Дыхание обычное. Концентрация внимания – на позвоночнике. Время выполнения 30 с. Затем положение рук, ног и головы меняется на противоположное. Упражнение повторить 2−3 раза.
Терапевтическое действие: поза укрепляет позвоночник и придает гибкость. Улучшает работу почек, печени, селезенки, кишечника. Является действенным средством при
Бхуджангасана (рис. 9), поза “кобра”, при которой позвоночник растягивается в передних отделах и сжимается в задних. Необходимо включать в комплекс позы Халасана или Пашиматасана.
Исполнение: лечь на живот. Ноги вытянуты, пальцы ног упираются в пол. Ладони рук – на полу на уровне плеч. Медленно вдыхая, поднимают голову как можно выше. Затем, напрягая мышцы спины, медленно поднимают плечи и грудь кверху и отводят их назад без помощи рук (руки слегка помогают поддерживать туловище). Пупок отрывать от пола не следует. В состоянии максимального напряжения следует замереть на 5−15 с и задержать дыхание. Затем, медленно выдыхая, следует возвратиться в исходное положение. Концентрация внимания – вначале на щитовидной железе, потом, по мере перенесения напряжения, на позвоночнике и почках. Упражнение повторить 3−5 раз.
Терапевтическое действие: в результате мощного напряжения мышц спины и поясницы происходит особенно сильный прилив крови и усиление восстановительных процессов в них. Йоги утверждают, что в позе “кобра” происходит сжатие обеих почек, а после расслабления усиливается приток крови к ним. Это приводит к “промыванию” почек и полезно при
Салабхасана (рис.
Исполнение: лечь на живот лицом вниз. Лоб и нос касаются пола, руки вдоль туловища, кисти рук сжаты в кулаки. Сделать вдох и, упираясь в пол запястьями рук и кулаками, поднять ноги как можно выше, не сгибая их в коленях. В этом положении задержаться от нескольких секунд до минуты. Концентрация внимания – на области поясницы, крестца, промежности.
Вернуться в исходное положение, расслабиться, сделать несколько обычных дыханий и повторить упражнение. Упражнение повторить 3−5 раз.
Начинать освоение лучше с варианта
Терапевтическое действие: воздействует на органы брюшной полости, устраняет запоры, улучшает работу кишечника, печени, почек, селезенки, помогает при
Триконасана (рис. 12), поза “треугольник”.
Исполнение: стоя, ноги на ширине плеч. Вдыхая, поднять руки до уровня плеч, ладонями вперед, выдыхая, медленно наклониться в правую сторону. Правой рукой коснуться пальцев правой ноги. Левая рука при этом не меняет своего положения относительно туловища. Голова повернута в сторону левой руки (вверх). В этом положении задержаться 5−10 с. Медленно, с вдохом, выпрямится и принять исходное положение. Выдыхая, наклониться влево. Наклоны повторить 3−5 раз в каждую сторону.
Терапевтическое действие: укрепляет мышцы спины и косые мышцы живота, улучшает подвижность в тазобедренных суставах, работу кишечника, печени и желчного пузыря.
Симхасана, “поза льва”.
Исполнение: стоя или в позе Сидхасана. Открыть рот. Кончик языка максимально отогнуть назад, прижимая к небу. Голову наклонить вперед, подбородок прижать к шее. Сильно напрячь мышцы шеи. В таком положении остаться на 30−40 с. Затем широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше сильным напряжением мышц языка и шеи. В таком положении остаться на 30−40 с. Упражнение повторить 2−3 раза. Дыхание обычное. Концентрация внимания – на миндалинах.
Терапевтическое действие: упражнение является прекрасным средством профилактики ангин и борьбы с хроническим тонзиллитом.
Гомукхасана (рис. 13).
Исполнение: стоя или в позе Сидхасана. Правую руку завести за спину снизу, левую сверху, за плечи. На спине сцепить руки в “замок”. Грудь развернута, плечи отведены назад. Дыхание свободное. Концентрация внимания – на сведенных сзади лопатках и грудном отделе позвоночника. Находиться в таком положении 1 мин., затем руки поменять местами. Движения выполняются 2−4 раза.
Терапевтическое действие: как и поза “кобра”, улучшает осанку, оказывает действенную профилактику межреберных невралгий и грудного радикулита, особенно полезна для ликвидации сутулости.
Сиршасана (рис. 14), стойка на голове.
Исполнение: выполняется поэтапно. Первый этап: стать на колени и сесть на пятки, пальцы рук сплести в “замок”. Согнув поясницу, предплечья положить перед собой под углом 90о друг к другу. Второй этап: опустить голову на пол теменем, затылок вплотную придвинуть к ладоням рук. Ноги выпрямить и поднять таз. Третий этап: переступая ногами, постепенно придать туловищу вертикальное положение. Четвертый этап: оторвать ноги от пола (за счет напряжения мышц спины), и медленно поднять их вверх. Пятый этап: ноги выпрямить вертикально. Шестой этап: после фиксации позы очень медленно опустить ноги. Вернуться в ИП. На пол перед собой положить одну руку, сжатую в кулак, а на нее – другую. Упереться лбом в верхний кулак и пробыть в этом положении столько времени, сколько вы находились в вертикальном положении. Затем принять позу “Шавасана”. Концентрация внимания – на щитовидной железе и между бровями. Время выполнения стойки вначале 5 с, в последующем прибавлять по 5 с каждую неделю и общее время довести до 2−5 мин.
Терапевтическое действие: улучшает все функции организма. Улучшается память, настроение, исчезает депрессия и неуверенность в себе, появляется чувство душевного комфорта.
Противопоказания: гипертоническая болезнь 2А и 2Б степени, выраженный склероз сосудов мозга, отслоение сетчатки, гипертиреоз.
Шавасана (рис. 15), “поза трупа”. Этой позой рекомендуется заканчивать занятия любым комплексом асан.
Исполнение: лечь на спину, закрыть глаза, руки вдоль тела, дышать как обычно, через нос и по возможности спокойнее и медленнее. Постепенно расслабить все мышцы тела, начиная с мышц ног. Внимание концентрируется на тех мышцах и группах мышц, которые в данный момент расслабляются. После полного расслабления внимание концентрировать на сердце. При этом следует отвлечься от посторонних мыслей. Время выполнения 1−5 мин.
Терапевтическое действие: быстрый физический и психический отдых.
Комментарии
Смотри также
24 августа 2002 | 07:08
Основные показатели физического здоровья человека
Научно - популярная статья о примудростях тренировочного процесса. Статья скорей для профессионалов, но возможно будет интересна и продвинутым любителям физкультуры и спорта.
16 августа 2002 | 02:08
Движение – залог здоровья
Как вы думаете, если сравнить активных и неактивных людей, кто из них быстрее утомляется? Именно самые ленивые утомляются раньше всех. Итак, если вы чувствуете вялость, слабость, быстро утомляетесь – вам надо стать более активным!
16 июля 2002 | 00:07
Все об аминокислотах.
Аминокислоты – это строительные блоки, из которых строятся белковые структуры. Организм использует их для собственного роста, восстановления, укрепления и выработки различных гормонов, антител и ферментов.
15 июля 2002 | 00:07
Простые рецепты здоровья.
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность.
15 июля 2002 | 00:07
Современные системы закаливания, плюсы и минусы
Серьезная и интересная работа, посвященная различным проблемам закаливания организма.
|