Аюрведа, древность и современность
Дело в том, что аюрведа — это нечто большее, чем удачная медицинская теория: это целый врачебный канон, описывающий принципы строения человеческого тела и диагностические приемы, предписывающий разнообразные лечебные и профилактические процедуры. Взгляд аюрведы на человеческое тело и сознание как на нечто единое стал особенно актуален с развитием идеологии спа.
Вкратце, в чем же состоят основные представления аюрведы? В человеческом теле действуют три основные жизненные субстанции («доши»): вайю, или вата, — субстанция воздуха, питта — огненная субстанция, представленная в основном секрецией печени и некоторых других органов, производящих в теле «жар», и капха — понятие, включающее в себя слизь, лимфу, тканевую жидкость, а также желудочный сок, то есть все бесцветные и «холодные» жидкости организма.
Задача состоит в том, чтобы, зная приемы диагностик
В действительности панчакарма представляет собой систему достаточно сложных процедур числом более пяти, подобранных в соответствии с типом тела пациента и осуществляемых под контролем специалистов. Современные специалисты по аюрведе приложили немало усилий, чтобы вычленить наиболее важные из процедур панчакармы, описать их вне контекста различных течений и школ аюрведы и адаптировать к условиям современных стран Запада.
Вот основные ступени панчакармы в модернизированных вариантах аюрведы.
1. Лечение маслом (шихана): пациент по утрам принимает внутрь очищенное сливочное (топленое) или растительное масло. Делается это несколько дней подряд, чтобы смягчить «доши» и затормозить процессы пищеварения. Считается, что при этом из тела на время изымается стихия огня — агни.
2. Масляный массаж (абьянга): производится массаж тела с применением целебного масла, содержащего экстракты лекарственных трав. Состав подбирается индивидуально для каждого пациента. Цель этой процедуры — вывести из тела избыток веществ «дош», направляя их к естественным органам выделения.
Есть и другая техника, родственная масляному массажу, — широдхара. Теплое конопляное масло, насыщенное экстрактами трав, тонкой струйкой льется на лоб лежащего пациента (в область «третьего глаза», как считают индийские целители), что вызывает глубокое расслабление тела и восстанавливает баланс дыхательной энергии — прана вата, необходимый, в частности, для уравновешивания нервной системы.
3. Лечебное потение: испаряющийся отвар из лекарственных трав открывает поры на теле и удаляет лишние вещества через кожу. Существует и аюрведическая деревянная баня — сведана.
4. Очистительные клизмы (баста). В аюрведе известно более ста разновидностей лечебных и очистительных клизм с растительными отварами и другими природными лекарствами. В комплексе мероприятий панчакармы это средство используется для растворения веществ «дош» и выведения их через кишечник. Особенно эффективно процедуры баста выводят из организма излишек воздушной субстанции вата. Считается, что нарушения баланса трех жизненных субстанций — вата, питта и капха — соотносятся между собой по частоте, как 4:2:1, так что поддержание равновесия вата имеет первостепенное значение в
5. Очищение дыхательных путей. Слизистая субстанция капха имеет тенденцию накапливаться внутри головы (в лобных, гайморовых и других полостях) и на всем протяжении дыхательных путей. Посредством вдыхания целебных масел или травяных отваров излишек слизи выводится наружу.