Воссоздание естественных фронтальных зубов является важным условием работы любого врача реставратора. Индивидуальная передача цветовых характеристик и мастерство составляют основу эстетики.
Знание материалов для реставраций и их светооптических свойств помогает в решении этой задачи. Я решил проанализировать с помощью специальной фотосъемки игру света естественных зубов и показать, как это можно использовать в работе.
Рис.1. Свет окружает каждого человека | Рис.2. Свет при восходе солнца | Рис.3. Полуденное солнце |
Природный свет проявляется в различных формах (рис.1). Источником естественного света является солнце. Свет изменяется в зависимости от положения солнца, чистоты неба и природных явлений. Проявление игры света зависит от положения солнца и угла падения световых лучей (рис.2). Свет отражается, рассеивается и преломляется из-за различных атмосферных явлений и влажности воздуха (рис.5).Когда свет достигает глаза человека, этот раздражитель анализируется мозгом и возникает соответствующее восприятие. Данная закономерность действительна не только для макрокосмоса, но и для небольших объектов, таких, как зубы человека.
Рис.4. Заходящее солнце | Рис.5. Солнечные лучи много раз отражаются, рассеиваются и преломляются прежде, чем они достигнут глаза ч еловека | Рис.6. Разрез зуба и в искусственном освещении выглядит завораживающе |
«Натуральность» внешнего вида зубов.
При фотографировании зубы освещаются искусственным светом (рис.6). Естественный свет, конечно, многограннее, чем искусственный (рис.7). Здесь представлены снимки зубов при естественном освещении в различных условиях, чтобы показать, как свет проникает через ткани зуба. Задача врача стоматолога – иметь точное представление и воплотить это в своих реставрациях, если он может «играть» со светом. Чтобы сделать этот феномен наглядным, можно работать с зеркальной призмой, чтобы направить солнечный свет на соответствующие слои зубной ткани.
Рис.7. Естественный свет многограннее, чем искусственный | Рис.8. Художественное восприятие зубов при естественном освещении | Рис. 9. Художественное восприятие зубов при естественном освещении |
Сначала я фотографировал зубы в природном окружении, чтобы показать, как свет проникает через ткани зуба. Срез зуба приклеивался на стеклянную пластину, это позволяет видеть проникновение света через зуб в различных условиях (рис.8 и 9).
Рис.10. Игра света заходящего солнца | Рис.11. Игра света заходящего солнца, перенесенная на ткани зуба | Рис.12. Игра света заходящего солнца, перенесенная на ткани зуб а |
Как уже говорилось, природную игру света можно перенести на зубы (рис.10−18).Все снимки зафиксировали лишь короткие моменты освещения. Если их повторить через несколько минут, результат был бы совершенно другой. Такие снимки срезов зубов при различной освещенности делают понятными феномены, которые мы чаще абстрактно изучаем по книгам. Например, с одного взгляда нам становится понятен феномен опалесценции (рис.19−20).
Рис.13. Срезы зубов в лучах утреннего солнца | Рис.14. Срезы зубов в лучах утреннего солнца | Рис.15. Срезы зубов в лучах утреннего с олнца |
| Рис.17. Синева моря, отраженная в тканях зуба | Рис.18. Синева моря, отраженная в тканях зуба |
Определение игры света как сочетания опалесценции и флюоресценции, по моему опыту, недостаточно для описания всех многообразных эффектов.Это особенно заметно при воздействии различного света на отдельные ткани зуба (рис.21−22). Каждый слой ткани зуба дает свои характерные индивидуальные особенности.
Рис.19. Опалесценция зуба | Ри с.20. Опалесценция зуба |
Послойный анализ тканей зуба.
Свет для стоматолога имеет большое значение, особенно когда речь идет об эстетике. В здоровом зубе световые эффекты проявляются изнутри. Поэтому очень важно иметь представление, анализировать и использовать эти эффекты. Особенно важно отличать проявление опалесценции, траспаренции и флюоресценции в каждом отдельном слое тканей зуба и как эти ткани реагируют на освещение под различными углами. Интересно, что структура дентина и эмали по-разному ведут себя при освещении. Особенно заметно светло-синееопаловое свечение эмали (рис.23).
Рис.21. Ткани зуба реагируют на различные световые потоки по-разному | Рис.22. Хорошо заметна флюоресцирующая структура Дентина | Рис.23. Светло-синее опаловое свечение эмали |
Части дентина просвечивают через эмаль. Поэтому при создании дентина важно дополнительно применять светлые дентинные массы и создавать дентинные мамелоны соответствующим материалом. Эмаль зуба имеет совершенно отличную структуру (рис.24).Очень часто для ее воссоздания требуется большое количество композитных масс и красок (рис.25). Большое значение при освещении играет флюоресценция. Этот эффект проявляется при ультрафиолетовом спектре излучения.
Рис.24. Эмаль зуба имеет индивидуальную структуру | Рис.25. Естественная картина имеет для врача важную роль | Рис.26. При специальном освещении можно видеть зоны флюоресценции |
Например, неоновые лампы в магазинах, офисах или на дискотеках. Ультрафиолетовый спектр присутствует и в дневном свете и, попадая на поверхность зуба, вызывает его «бриллиантовое» свечение. Также различим большой слой флюоресцирующего дентина с характерным свечением. На наружной поверхности эмали заметна тонкая флюоресцирующая зона. Между этими двумя слоями видна зона без этого эффекта (рис.26). Также и на композитных реставрациях можно видеть эти зоны, когда с помощью специальных масс формируется наружный флюоресцирующий слой на поверхности эмали (рис.27). Такие эффекты возможно получить при применении соответствующих масс.
| Рис.28. Где свет, там и тень | Рис.29 Зоны поглощения и блокирования света |
Где есть свет, там всегда имеются тени (рис.28). В тканях зубов всегда присутствуют зоны, в которых свет поглощается и блокируется (рис. 29). На основе проведенных исследований я установил, что зона между эмалью и дентином имеет особенное значение (рис.30).
Рис.30. Преломление света между дентином и эмалью: лучи света преломляются на поверхности эмали (переход из менее плотной воздушной среды в более плотную ткань эмали), затем они отражаются от неровной шероховатой поверхности дентина и возникает «внутреннее свечение» зуба | Рис.31. Зоны между эмалью и дентином имеет важное значение при игре света | Рис.32. Прозрачная зона склероза в области режущего края | Рис.33. Флюоресценция особенно проявляется в области тела к оронки |
Это заметно на просвете в виде зоны склероза, которая создает игру света (рис.31). Этот эффект диффузии света можно создать при использовании глас-коннектора. Особенно он заметен у режущего края в области перехода вестибулярной поверхности в небную (рис.32). В этой области также интенсивно проявляется эффект опалесценции. Эффект флюоресценции, напротив, больше выражен в области тела коронки зуба (рис.33). Используя фотографирование, можно сделать видимыми светооптические эффекты. А для их воссоздания используют набор красок.
Индивидуальная цветовая шкала
Рис.34. Стандартная шкала используется достаточно редко | Рис.35. Индивидуальный цветовой шаблон на металлическом держателе | Рис.36. Индивидуальный цветовой шаблон на металлическом держателе |
Для определения цвета я рекомендую использовать индивидуальную цветовую шкалу. Недостаток стандартной шкалы в том, что она изготовлена из цельной керамики, без металлического каркаса. Естественно, металл изменяет светопередачу. Стандартная шкала не может полностью отображать представление техника о послойном нанесении керамики (рис.34). Она не полностью соответствует применяемым керамическим массам. Для индивидуальной шкалы я использую светоотверждаемый облицовочный материал Signum+ (Heraeus Kulzer), он полностью идентичен по цвету массе HeraCeram (рис.35 и 36). Держатель от шкалы VITA я покрываю опаком. Можно не соблюдать время для полного отверждения материала, так как образец не будет находиться в полости рта. Таким образом, достаточно быстро можно изготовить индивидуальную цветовую шкалу, которая незаменима в дальнейшей работе.
Послойное нанесение композита
Чем больше врач сошлифовывает тканей зуба, тем большее количество материалов используется для восстановления первоначальной формы и естественной цветопередачи зуба. В качестве реставрационных материалов я использую композитную массу ENEMAL-plus. Первый вопрос, который я задаю себе: «Что необходимосделать для создания эстетической реставрации?» Даже небольшим количеством масс, но при целенаправленном их применении, можно получить требуемый результат. Первоначально я составляю схему послойного нанесения керамики. Технология нанесения плечевой и дентин-массы известны, поэтому особое внимание уделяю индивидуальным особенностям, например, созданию полупрозрачного слоя в области режущего края, нанесению Value-массы и моделированию мамелонов.
Каждая масса имеет свою окраску, что облегчает работу при послойном нанесении. Структура поверхности коронки имеет также важное значение для создания эстетической реставрации. Самое идеальное ориентироваться на структуру поверхности естественных зубов. Я в большей степени предпочитаю проводить контурирование поверхности зубов. В случае если пациент или врач имеют другую точку зрения, то можно легко сгладить поверхность зуба (рис.37 и 38).
Рис.39. Изготовление виниров | Рис.40. Изготовление виниров |