Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
08 июня 2006 14:29   |   Вальтер Девото
частная практика, Генуя, Италия

Свет и цвет при композитных реставрациях фронтальных зубов

За последние десять лет в значительной мере возросло применение композитных материалов, в особенности, в передних участ­ках зубного ряда. Это объясняется постоян­ным повышением значения консервативного подхода при эстетической реконструкции дан­ной области.
Для этой цели, однако, следует пользо­ваться подборкой такого композита, который обладает не только до­статочной механической стойкостью, но и оптимальными оптическими и, тем самым, эсте­тическими свойствами.
 
Разработка такого материала потребовала значительных средств при необходимом со­блюдении запросов стоматологов, которые требовали, чтобы этот материал был одновре­менно достаточно прочным, стойким, жест­ким, а также обладал высокими качествами в плане обработки и эстетики.
В конечном итоге изготовители разработали композит, получив­ший название микрогибрид, который наилуч­шим образом соответствует всем приведен­ным запросам. Речь идет о таком материале, который выдерживает нагрузку, как во фронтальном, так и в боковом участке зубного ряда. По качеству полировки он приравни­вается к микрофильным композиционным материалам.
В ходе внедрения данного типа композитных материалов попутно возникали также и новые методы применения, позволяющие до­стигать оптимальных окончательных резуль­татов.
 
Анализ естественного зуба
Рис.1а Сравнение зубов с высокой и низкой яркостью
Наиболее важным и сложным моментом практической деятельности стоматолога является определение тона зуба и по­следующий выбор композитного материа­ла для реконструкции. Врачи в большинстве случаев не обладают навыком детальной оценки естественного вида зуба, что является обыкновенным делом для зубного техника. Не пускаясь в свой собственный анализ деталей окраски зуба, врачи, как правило, руководст­вуются несложной инструкцией, которая яв­ляется составной частью упаковки компози­та.
 
При внимательном осмотре естественно­го зуба мы можем обнаружить некоторые типичные свойства его внешнего вида. Будучи результатом сочетания света и ма­териала, окраска определяется тремя раз­ными элементами:
Рис.1b Сравнение зубов с высокой и низкой яркостью
 
1)     тоном окраски или цветовым оттенком
2)     насыщенностью или интенсивностью цвета
3)     яркостью или све­тимостью.
 
Окраска зуба обусловлена оттенком его дентиновой сердцевины. По системе Вита она определяется буквами латинского ал­фавита А, В, С, D.
Спектрофотометрический анализ, тем не менее, свидетельствует о том, что большин­ство зубов обладает основным красноватым оттенком (оттенки подгруппы А), в некоторых случаях возможен и желтоватый оттенок В (свойст­венный, главным образом, клыкам). Этим можно объяснить также и ту причину, по которой в некоторых современных наборах композиционных материалов отсутствуют оттенки типа С и D.
Интенсивность окраски представлена насыщенно­стью цвета, и она определяется по шкале Вита от 1 до 5 степени. Однако в некоторых случаях, главным образом, в области шейки зуба, насыщенность окраски может превы­шать 5 степень, и поэтому врачи часто предъявляют требование более интенсивных от­тенков.
 
 
Зуб ребенка, с толстой эмалью.
 
Зуб в среднем возрасте.
 
Зуб в пожилом возрасте с тонкой эмалью
 
Наиболее важным из опти­ческих свойств зуба является яркость. Яр­кость зубов с возрастом меняется. В моло­дости зубы сверкают белизной, яркостью, тогда так в пожилом возрасте они приобретают желтый оттенок и становятся менее яркими. Дело в том, что яр­кость зубов прямо пропорциональна толщи­не зубной эмали. Окраска собственной ден­тиновой основы зуба с возрастом не меня­ется, однако толщина эмали с возрастом уменьшается. Этим можно объяснить тот факт, что наивысшая яркость свойственна зубам в детском возрасте, когда эмаль бо­лее массивна (зубы отличаются наиболь­шей белизной), тогда как в период старения зубов, когда толщина эмали понижается или даже исчезает, мы можем наблюдать переход окраски зуба в желтовато-серый цвет.
 
Реконструкция эмали в режущей части была проведена с помощью композита.
 
 
мамелон
 
рассеченный мамелон
 
гребень
 
окно
 
пятно
 
 
Определение яркости всегда давалось весьма расплывчатым образом, и в литера­турных источниках оно упоминается также весьма редко. Так как для обыкновенного врача проведение анализа яркости зуба не является привычным делом, он автоматически выбирает также и оттенки окраски типа С и D. По этой причине от изготовителей по­стоянно требуются оттенки С и D, хотя, как уже было сказано, речь идет лишь о разной толщине эмали.
Таким образом, действительная ситуация касается одного определенного оттенка дентина, с разной степенью интенсивности. Яркость и, вместе с тем, вся окончательная окраска зуба, определя­ются эмалью, прозрачность которой зави­сит от ее толщины.
 
 Характеризация эмали:
 
интенсивно-белые пятна
 
характеризация края – пятно
 
трещины
 
Прозрачность эмали более выражена, главным образом, в резцовой части, где мо­жет иметь место особая синеватая, желтовая окраска и т.д. при возможных различных формах. На основании данной концепции все зу­бы можно описать следующим образом:
Единый дентиновый оттенок (А или В) при более интенсивной окраске около шейки зуба и пониженной интенсивности по направле­нию к режущему краю
Единый оттенок эмали или при высокой яркости (белой окраске) или при низкой яркости (более прозрачный).
Для режущего края характерны участ­ки специфичной опалесценции
Остальные характерные явления (пятна, трещины и т.д.).
 
Техника стратификации и выбор композитного материала
Теперь мы приступим к собственному воспроизведению естественного зуба по та­кой методике, которая была разработана для повторного проведения лю­бым специалистом. Речь идет о методике анатомической стратификации по доктору Лоренцо Ванини, с помощью, которой в совершенстве имитируется анатомия естественного зуба.
 
Графическое изображение слоя с эффектом рассеивания света
После тщательного препарирования по­лости приступают к воспроизведению ден­тина и эмали. Для того чтобы данная мето­дика наслоения была осуществима каждым специалистом, занимающегося эстетической реставрацией, сначала нужно было раз­работать и испытать новейший композитный материал, обладающий всеми свой­ствами, необходимыми для совершенной имитации естественных тканей зуба.
Одним из таких материалов является Еnamel Рlus HFO. Этот материал со­стоит из дентинов и эмалей. Будучи в высокой степени опаковыми, Универсальные дентины (UD) обладают также и флуоресцентными свойствами. Опаковость является важным условием для достиже­ния правильной интенсивности фона. Она в пол
реконструированный зуб с применением Glass Connector
­ной мере проявляется в тот момент, когда свет проходит через достаточно прозрач­ную эмаль. Флуоресцентность же, обес­печивает имитацию основного свойства дентина, который способен поглощать энергию, исходящую из ультрафиолетовых компонентов света, и отра­жать их на поверхность в виде заметного отблеска. Обладающий флуоресцентными свойствами материал оптимизирует интенсивность собственного наполни­теля и, таким образом, понижает опасность того, что под определенным углом зрения или при изменении угла отражения света, восстановленная часть зуба отличалась бы от соседней эмали.
 
Более того, данный материал содержит дентины, превышающие номер 4 по шкале Вита (интенсивный красный — IR и интенсивный желтый — IY). Эти оттенки при­менимы для воспроизведения участков зуб­ной шейки.
В ходе разработки нового материала особое внимание уделялось новейшим взглядам концепции эмалям, входящим в систему данного материала. В рамках данной системы в особой мере акцентируется важность яркости естественно­го зуба. Поэтому предлагаются 3 эмали, которые при спектрофотометрическом испытании дают имитацию яркости молодого зуба (GЕ3), зуба среднего возраста (GЕ2) и зуба старшего возраста (GЕ1), что позволяет понизить возможность ошибочного выбора.
Эти эмали можно назвать Основными, так как они применимы как для дентина типа А, так и дентина типа В. Отсюда следует то, что ввиду прозрачно­сти эмалевой массы, калибруемой по есте­ственному зубу, конечная окраска зуба обусловлена оттенком его дентина.
 
Для окончательной и точной реставрации применяются Интенсивные эмали (молочный — IМ и белый — IW). Данные материалы служат для имита­ции гипоминерализационных пятен, про­светов или горизонтальных полос. Тем самым можно точным образом восста­навливать зуб при со­хранении или репродукции всех его осо­бенностей.
Остальные эмали называются Опалесцентными и применяются для репродукции белесой (ОW), сероватой (ОG), синеватой (ОВ) или желтоватой (ОА) окраски режущего края зуба. Такие массы необходимо наносить в ма­лом количестве между дентином и основ­ной эмалью.
 
Кроме того, в состав материала Еnamel Plus HFO входит материал для специального примене­ния, который называется Glass Connector. Этот материал служит для репродукции протеинового слоя, который на­ходится между дентином и эмалью (эмалево-дентинная граница). Он обра­зует эластичный слой между двумя массами и оптически повышает яркость реконст­руируемого зуба.
Для достижения желаемого клиническо­го результата необходимо действовать пол­ностью в соответствии с рекомендуемой методикой. Лишь так могут быть использо­ваны свойства данного материала.
 
Во-первых, следует определить точный алгоритм применения отдельных компонен­тов материала. На основании этой процеду­ры будут соблюдаться формы и правиль­ные величины толщины эмали и дентина, предназначенные для реконструкции. Целе­сообразно при этом применение силиконо­вой матрицы (Клинические примеры 1−2).
В первом Клиническом примере (рис. 6−17) речь идет о фронтальном участке верх­ней челюсти молодой пациентки, где име­ются неполноценные реставрации третьего и четвертого класса.
Перед устранением неудовлетворитель­ных пломб необходимо снять от­тиск из силикона и далее обрезать его для достижения требуемой величины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
После устранения первоначальных рес­тавраций и после препарирования кариозного дентина прикладывают силиконовый оттиск и наносят Основную эмаль сначала небно, причем, прежде всего на зуб 11 и, после этого, на соседний зуб 12.
Далее с помощью Универсального дентина выравнивают неточный рельеф поверхности. После этого с помо­щью прозрачной матрицы и деревянного клинышка приступают к выравниванию аппроксимальной стенки полости, для чего вновь применяют Основную эмаль.
 
Затем послойно наносят дентины, покрывают его тонким слоем Glass Connector (в обязательном порядке между слоем дентина и слоем эмали), а сверху наносят заключительный последний слой ком­позита (Основную эмаль), обладающего одинаковым оттенком, который имеет палатинальный и аппроксимальный слои. Моделирование этого последнего эмалевого слоя можно проводить с помощью специального силиконового инструмента разной формы.
Просматривается неточность в дистальной части 11, допущенная вследствие ошибочного выбора оттенка эмали GE2, то есть, заниженной яркости.
 
В этом случае удаляют ошибочный слой эмали, вновь обрабатывают кислотой и с помощью бондинга наносят – на этот раз – уже оптимальный оттенок эмали.
Второй Клинический пример (рис. 18−24) касается молодой девушки, у которой произошли переломы фронтальных зубов (11, 12, 21) без угрозы для жизнеспособности пульпы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В первую очередь применяют композитный материал без какого-либо адгезивного состава и моделируют данный материал так, чтобы он имитировал планируемую реконструкцию и одновременно не мешал при артикуляции.
Это моделирование проводится для получения наиболее точного силиконового оттиска, который будет служить в качестве предварительной формы для моделирования реставрации, однако, не ранее как после наложения коффердама и устранения временных реконструкций.
 
В этом случае не было необходимости в излишнем скашивании эмали, ее кромки были лишь слегка сглажены. Далее следовало протравливание и применение бондинга. После этого можно было приступать к стратификации эмали.
Достижению совершенного эстетического результата содействовало применение оттенков эмали предназначенных для характеризации ее окраски (интенсивная молочная и резцовая опалесцентная).
 
Заключительное глянцевание поверхности является весьма важной процедурой, которая ведет к улучшению эстетического результата.
 
Заключение
Задача создания цветовой гармонии композитных реставраций стояла пред врачами с момента появления этих материалов. Большинство стоматологов пытались решить эту задачу путем привлечения собственных художественных навыков.
 
Сегодня многочисленные стоматологи по-прежнему считают, что эстетический результат определяется возможностями личных клинических методик, основанных на мастерстве врача и его художественных навыках при использовании различных материалов. Однако, клинический опыт и неудачи при создании реставраций показали, что лишь совокупность точных знаний, соответствующих материалов и личных художественных навыков может обеспечить правильное восприятие и понимание феномена цвета.
 
 
* Материал предоставлен Фирмой «Бруквуд»
 
 
Фирма «Бруквуд»
г.Москва, Розанова, д. 10, стр.1
телефон/факс: тел. (495) 232 39 52
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
19 июня 2006  |  10:06
Как Иннокентий Иванович собирался открыть стоматологическую клинику
Иннокентий Иванович – предприниматель. “Что бы такое предпринять?” – бурчит он себе под нос каждое утро, глядя в зеркало. И придумал. Захотелось Иннокентию Ивановичу открыть свою стоматологическую клинику. Дополнительный бизнес – как-никак надежное вложение средств и подстраховка в случае чего. Решил он, прежде чем пуститься в плаванье по бурному морю незнакомого бизнеса, посоветоваться со специалистами, и вот что он услышал…
02 июня 2006  |  13:06
Вторая волна рентгеноборудования J.Morita в России
Рентгеноборудование J.Morita, известное своим качеством во всем мире, появилось в России несколько лет назад. Стоматологи, у которых уже имеется богатый опыт работы с приборами для эдодонтии J.Morita, получили возможность приобрести современные панорамные рентгенаппараты и трехмерные томографы первого и второго поколения, производимые всемирно известной японской компанией.
31 мая 2006  |  19:05
Wu Wei - кислород для инструментов
Тщательно выбирая оснащение для стоматологического кабинета, уделяя особое внимание производительности и дизайну, комфортабельности и техничности крупного оборудования, часто теряется значение приборов, которые традиционно остаются «за кадром», но играют решающую роль в работе оборудования. В первую очередь, речь идет о компрессорах. По сути, только благодаря им, в руках специалиста «оживают» инструменты стоматологических установок и оборудование зуботехнических лабораторий.
30 мая 2006  |  13:05
SIDEX 2006 – встреча двух столиц
C 12 по 14 мая в столице Южной Кореи, живописном городе Сеуле, прошла международная выставка стоматологического оборудования "SIDEX 2006", которая является одним из главных событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
30 мая 2006  |  12:05
Что определяет КАЧЕСТВО? (Часть II)
Появление пломбировочных материалов из полимеров привело к разработке нового принципа формирования кариозных полостей — метода профилактического пломбирования.