За последние десять лет в значительной мере возросло применение композитных материалов, в особенности, в передних участках зубного ряда. Это объясняется постоянным повышением значения консервативного подхода при эстетической реконструкции данной области.
Для этой цели, однако, следует пользоваться подборкой такого композита, который обладает не только достаточной механической стойкостью, но и оптимальными оптическими и, тем самым, эстетическими свойствами.
Разработка такого материала потребовала значительных средств при необходимом соблюдении запросов стоматологов, которые требовали, чтобы этот материал был одновременно достаточно прочным, стойким, жестким, а также обладал высокими качествами в плане обработки и эстетики.
В конечном итоге изготовители разработали композит, получивший название микрогибрид, который наилучшим образом соответствует всем приведенным запросам. Речь идет о таком материале, который выдерживает нагрузку, как во фронтальном, так и в боковом участке зубного ряда. По качеству полировки он приравнивается к микрофильным композиционным материалам.
В ходе внедрения данного типа композитных материалов попутно возникали также и новые методы применения, позволяющие достигать оптимальных окончательных результатов.
Анализ естественного зуба
|
Рис.1а Сравнение зубов с высокой и низкой яркостью |
Наиболее важным и сложным моментом практической деятельности стоматолога является определение тона зуба и последующий выбор композитного материала для реконструкции. Врачи в большинстве случаев не обладают навыком детальной оценки естественного вида зуба, что является обыкновенным делом для зубного техника. Не пускаясь в свой собственный анализ деталей окраски зуба, врачи, как правило, руководствуются несложной инструкцией, которая является составной частью упаковки композита.
При внимательном осмотре естественного зуба мы можем обнаружить некоторые типичные свойства его внешнего вида. Будучи результатом сочетания света и материала, окраска определяется тремя разными элементами:
|
Рис.1b Сравнение зубов с высокой и низкой яркостью |
1) тоном окраски или цветовым оттенком
2) насыщенностью или интенсивностью цвета
3) яркостью или светимостью.
Окраска зуба обусловлена оттенком его дентиновой сердцевины. По системе Вита она определяется буквами латинского алфавита А, В, С, D.
Спектрофотометрический анализ, тем не менее, свидетельствует о том, что большинство зубов обладает основным красноватым оттенком (оттенки подгруппы А), в некоторых случаях возможен и желтоватый оттенок В (свойственный, главным образом, клыкам). Этим можно объяснить также и ту причину, по которой в некоторых современных наборах композиционных материалов отсутствуют оттенки типа С и D.
Интенсивность окраски представлена насыщенностью цвета, и она определяется по шкале Вита от 1 до 5 степени. Однако в некоторых случаях, главным образом, в области шейки зуба, насыщенность окраски может превышать 5 степень, и поэтому врачи часто предъявляют требование более интенсивных оттенков.
| Зуб ребенка, с толстой эмалью. | | | Зуб в среднем возрасте. | | | Зуб в пожилом возрасте с тонкой эмалью | |
Наиболее важным из оптических свойств зуба является яркость. Яркость зубов с возрастом меняется. В молодости зубы сверкают белизной, яркостью, тогда так в пожилом возрасте они приобретают желтый оттенок и становятся менее яркими. Дело в том, что яркость зубов прямо пропорциональна толщине зубной эмали. Окраска собственной дентиновой основы зуба с возрастом не меняется, однако толщина эмали с возрастом уменьшается. Этим можно объяснить тот факт, что наивысшая яркость свойственна зубам в детском возрасте, когда эмаль более массивна (зубы отличаются наибольшей белизной), тогда как в период старения зубов, когда толщина эмали понижается или даже исчезает, мы можем наблюдать переход окраски зуба в желтовато-серый цвет.
Реконструкция эмали в режущей части была проведена с помощью композита.
Определение яркости всегда давалось весьма расплывчатым образом, и в литературных источниках оно упоминается также весьма редко. Так как для обыкновенного врача проведение анализа яркости зуба не является привычным делом, он автоматически выбирает также и оттенки окраски типа С и D. По этой причине от изготовителей постоянно требуются оттенки С и D, хотя, как уже было сказано, речь идет лишь о разной толщине эмали.
Таким образом, действительная ситуация касается одного определенного оттенка дентина, с разной степенью интенсивности. Яркость и, вместе с тем, вся окончательная окраска зуба, определяются эмалью, прозрачность которой зависит от ее толщины.
Характеризация эмали:
| интенсивно-белые пятна | | | характеризация края – пятно | | | трещины | |
Прозрачность эмали более выражена, главным образом, в резцовой части, где может иметь место особая синеватая, желтовая окраска и т.д. при возможных различных формах. На основании данной концепции все зубы можно описать следующим образом:
Единый дентиновый оттенок (А или В) при более интенсивной окраске около шейки зуба и пониженной интенсивности по направлению к режущему краю
Единый оттенок эмали или при высокой яркости (белой окраске) или при низкой яркости (более прозрачный).
Для режущего края характерны участки специфичной опалесценции
Остальные характерные явления (пятна, трещины и т.д.).
Техника стратификации и выбор композитного материала
Теперь мы приступим к собственному воспроизведению естественного зуба по такой методике, которая была разработана для повторного проведения любым специалистом. Речь идет о методике анатомической стратификации по доктору Лоренцо Ванини, с помощью, которой в совершенстве имитируется анатомия естественного зуба.
|
Графическое изображение слоя с эффектом рассеивания света |
После тщательного препарирования полости приступают к воспроизведению дентина и эмали. Для того чтобы данная методика наслоения была осуществима каждым специалистом, занимающегося эстетической реставрацией, сначала нужно было разработать и испытать новейший композитный материал, обладающий всеми свойствами, необходимыми для совершенной имитации естественных тканей зуба.
Одним из таких материалов является Еnamel Рlus HFO. Этот материал состоит из дентинов и эмалей. Будучи в высокой степени опаковыми, Универсальные дентины (UD) обладают также и флуоресцентными свойствами. Опаковость является важным условием для достижения правильной интенсивности фона. Она в пол
|
реконструированный зуб с применением Glass Connector |
ной мере проявляется в тот момент, когда свет проходит через достаточно прозрачную эмаль. Флуоресцентность же, обеспечивает имитацию основного свойства дентина, который способен поглощать энергию, исходящую из ультрафиолетовых компонентов света, и отражать их на поверхность в виде заметного отблеска. Обладающий флуоресцентными свойствами материал оптимизирует интенсивность собственного наполнителя и, таким образом, понижает опасность того, что под определенным углом зрения или при изменении угла отражения света, восстановленная часть зуба отличалась бы от соседней эмали.
Более того, данный материал содержит дентины, превышающие номер 4 по шкале Вита (интенсивный красный IR и интенсивный желтый IY). Эти оттенки применимы для воспроизведения участков зубной шейки.
В ходе разработки нового материала особое внимание уделялось новейшим взглядам концепции эмалям, входящим в систему данного материала. В рамках данной системы в особой мере акцентируется важность яркости естественного зуба. Поэтому предлагаются 3 эмали, которые при спектрофотометрическом испытании дают имитацию яркости молодого зуба (GЕ3), зуба среднего возраста (GЕ2) и зуба старшего возраста (GЕ1), что позволяет понизить возможность ошибочного выбора.
Эти эмали можно назвать Основными, так как они применимы как для дентина типа А, так и дентина типа В. Отсюда следует то, что ввиду прозрачности эмалевой массы, калибруемой по естественному зубу, конечная окраска зуба обусловлена оттенком его дентина.
Для окончательной и точной реставрации применяются Интенсивные эмали (молочный IМ и белый IW). Данные материалы служат для имитации гипоминерализационных пятен, просветов или горизонтальных полос. Тем самым можно точным образом восстанавливать зуб при сохранении или репродукции всех его особенностей.
Остальные эмали называются Опалесцентными и применяются для репродукции белесой (ОW), сероватой (ОG), синеватой (ОВ) или желтоватой (ОА) окраски режущего края зуба. Такие массы необходимо наносить в малом количестве между дентином и основной эмалью.
Кроме того, в состав материала Еnamel Plus HFO входит материал для специального применения, который называется Glass Connector. Этот материал служит для репродукции протеинового слоя, который находится между дентином и эмалью (эмалево-дентинная граница). Он образует эластичный слой между двумя массами и оптически повышает яркость реконструируемого зуба.
Для достижения желаемого клинического результата необходимо действовать полностью в соответствии с рекомендуемой методикой. Лишь так могут быть использованы свойства данного материала.
Во-первых, следует определить точный алгоритм применения отдельных компонентов материала. На основании этой процедуры будут соблюдаться формы и правильные величины толщины эмали и дентина, предназначенные для реконструкции. Целесообразно при этом применение силиконовой матрицы (Клинические примеры 1−2).
В первом Клиническом примере (рис. 6−17) речь идет о фронтальном участке верхней челюсти молодой пациентки, где имеются неполноценные реставрации третьего и четвертого класса.
Перед устранением неудовлетворительных пломб необходимо снять оттиск из силикона и далее обрезать его для достижения требуемой величины.
После устранения первоначальных реставраций и после препарирования кариозного дентина прикладывают силиконовый оттиск и наносят Основную эмаль сначала небно, причем, прежде всего на зуб 11 и, после этого, на соседний зуб 12.
Далее с помощью Универсального дентина выравнивают неточный рельеф поверхности. После этого с помощью прозрачной матрицы и деревянного клинышка приступают к выравниванию аппроксимальной стенки полости, для чего вновь применяют Основную эмаль.
Затем послойно наносят дентины, покрывают его тонким слоем Glass Connector (в обязательном порядке между слоем дентина и слоем эмали), а сверху наносят заключительный последний слой композита (Основную эмаль), обладающего одинаковым оттенком, который имеет палатинальный и аппроксимальный слои. Моделирование этого последнего эмалевого слоя можно проводить с помощью специального силиконового инструмента разной формы.
Просматривается неточность в дистальной части 11, допущенная вследствие ошибочного выбора оттенка эмали GE2, то есть, заниженной яркости.
В этом случае удаляют ошибочный слой эмали, вновь обрабатывают кислотой и с помощью бондинга наносят – на этот раз – уже оптимальный оттенок эмали.
Второй Клинический пример (рис. 18−24) касается молодой девушки, у которой произошли переломы фронтальных зубов (11, 12, 21) без угрозы для жизнеспособности пульпы.
В первую очередь применяют композитный материал без какого-либо адгезивного состава и моделируют данный материал так, чтобы он имитировал планируемую реконструкцию и одновременно не мешал при артикуляции.
Это моделирование проводится для получения наиболее точного силиконового оттиска, который будет служить в качестве предварительной формы для моделирования реставрации, однако, не ранее как после наложения коффердама и устранения временных реконструкций.
В этом случае не было необходимости в излишнем скашивании эмали, ее кромки были лишь слегка сглажены. Далее следовало протравливание и применение бондинга. После этого можно было приступать к стратификации эмали.
Достижению совершенного эстетического результата содействовало применение оттенков эмали предназначенных для характеризации ее окраски (интенсивная молочная и резцовая опалесцентная).
Заключительное глянцевание поверхности является весьма важной процедурой, которая ведет к улучшению эстетического результата.
Заключение
Задача создания цветовой гармонии композитных реставраций стояла пред врачами с момента появления этих материалов. Большинство стоматологов пытались решить эту задачу путем привлечения собственных художественных навыков.
Сегодня многочисленные стоматологи по-прежнему считают, что эстетический результат определяется возможностями личных клинических методик, основанных на мастерстве врача и его художественных навыках при использовании различных материалов. Однако, клинический опыт и неудачи при создании реставраций показали, что лишь совокупность точных знаний, соответствующих материалов и личных художественных навыков может обеспечить правильное восприятие и понимание феномена цвета.
* Материал предоставлен Фирмой «Бруквуд»
Фирма «Бруквуд»
г.Москва, Розанова, д. 10, стр.1
телефон/факс: тел. (495) 232 39 52