7. Основными направлениями в развитии стоматологической помощи детям должны стать: 7.1. Формирование для детского населения (возраст до 18 лет) государственных федеральных и региональных программ первичной профилактики основных стоматологических заболеваний.
7.2. Финансирование программ для данной группы населения должно быть ориентировано на сохранение стоматологического здоровья нации в перспективе на 20 лет.
7.3. Создание на новых законодательных принципах системы школьной стоматологии, организации стоматологических кабинетов в структуре детских дошкольных, школьных и других учебных заведений (колледжи, ВУЗы), включая:
- деятельность на основе государственных и региональных программ первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей и подростков;
- диспансеризацию данных контингентов населения.
7.4. Укомплектование стоматологических кабинетов учебных заведений (в первую очередь школьных) штатами из расчета:
- 1,0 врачебная должность и 1,0 должность медицинской сестры в школах с числом учащихся не менее 1000;
- 0,5 должности стоматологического гигиениста в школах с числом учащихся не менее 500 человек. Данного специалиста считать основой реализации профилактического направления стоматологии в школах.
7.5. Формирование договорной системы государственных заказов с частными стоматологическими учреждениями для оказания помощи детскому населению при отсутствии возможностей организации стоматологических кабинетов государственными (федеральными или муниципальными) органами власти.
7.6. Создание контролирующего органа (например, со стороны стоматологической ассоциации) за качеством оказания стоматологической помощи детям. В частности, контроль качества пломбирования зубов будет повышать профессиональную ответственность врачей, что в свою очередь в значительной степени позволит:
- увеличить сроки сохранности пломб;
- снизить вероятность развития рецидивов кариеса и его осложнений;
- уменьшить число повторных обращений за стоматологической помощью;
- сохранить стабильность числа санированных лиц.
7.7. Повышение социального престижа врачей стоматологов, оказывающих помощь детям и учащимся:
- повышение заработной платы адекватное статусу квалификации врача, качеству и объемам оказания им стоматологической помощи;
- организация рабочего места и условий работы, соответствующих современным требованиям стоматологии;
- своевременное проведение последипломной подготовки, т.п.;
- при переходе на другие критерии оценки врача (стоматолога детского) взаимосвязь оплаты с количеством здоровых детей;
7.8. Постепенное развитие оказания квалифицированной стоматологической помощи детям стоматологами общей практики («семейными стоматологами») и на этой базе увеличение доступности помощи детям.
8. Организация и развитие стоматологической помощи населению малых городов, поселков и сельской местности
Особое внимание должно быть уделено организации стоматологической помощи населению малых городов, поселков и сельской местности.
Для решения проблем оказания помощи данным группам населения предлагается:
8.1. Усилить финансирование стоматологической помощи из бюджета муниципальных органов власти в региональные частичной дотацией из федерального бюджета на организацию передвижных форм оказания стоматологической помощи (приобретение передвижных стоматологических кабинетов, их материально-техническое обеспечение).
8.2. Создать льготные условия для закрепления врачебных кадров с учетом опыта советского периода.
8.3. С учетом льготных условий провести организационные мероприятия по привлечению в данные населенные пункты молодых специалистов.
8.4. Обеспечить возможности введения контрактной формы первичной подготовки стоматологических специалистов за счет бюджетных средств с последующей отработкой молодого специалиста по распределению.
8.5. Внедрить систему подготовки по специальности
«врач-стоматолог общей практики», который смог бы обеспечить оказание «массовой стоматологической помощи»[9] по терапевтической, хирургической, ортопедической и
детской стоматологии. 8.6. Обеспечить проведение мероприятий по привлечению частного сектора стоматологических организаций. В частности, на основе использования возможностей государственного заказа.
9. Формирование системы управления профессиональными рисками в деятельности врача и стоматологического учреждения (организации)
На основании анализа условий формирования профессиональных рисков предлагается общая модель концепции управления профессиональными рисками в деятельности врача и стоматологического учреждения.
При этом концепция предусматривает три цели управления:
- ограничение вероятности влияния условий, провоцирующих профессиональные риски;
- полное их исключение;
- решение проблем в условиях свершившихся последствий профессионального риска.
В этой связи при решении проблем управления профессиональными рисками целесообразно выделить:
1. Субъект управления и объект управления рисками.
2. Вероятность развития профессионального риска и условия, выступающие как объект управления.
3. Основные группы профессиональных рисков с учетом степени их управляемости: управляемые, слабо управляемые и неуправляемые.
В качестве субъектов управления при решении проблем профессионального риска выступают:
- государственные органы управления федерального и регионального уровня;
- муниципальные органы управления;
- органы управления здравоохранением по уровням иерархии, выступающие как подсистема исполнительной власти государственных органов;
- организации, имеющие прямое или косвенное отношение к регулированию деятельности лечебно-профилактических учреждений (лицензионные комиссии, комиссии по сертификации врачебной деятельности, санэпидстанции, фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании);
- общественные объединения:
- профессиональные ассоциации, например, на федеральном уровне СтАР, на региональном стоматологические ассоциации регионов;
- союзы защиты прав потребителей;
- руководство (администрация) лечебно-профилактическим учреждением, в структуре которого имеются стоматологические подразделения;
- врачи;
- пациент при условиях:
- когда он рассматривается как личность, обладающая здоровьем в социальном, психологическом, психосоматическом аспекте; личность, которая заинтересована в сохранении своего общего и стоматологического здоровья;
- личность, страдающая тем или иным психосоматическим заболеванием;
- признания его как недееспособного.
Концепция управления профессиональными рисками на государственном уровне предусматривает:
1. Создание конституционной, законодательно-правовой и нормативно-правовой базы с учетом их преемственности, согласованности между собой и адекватности их реальным возможностям отечественного здравоохранения (в частности, учитывая экономические возможности страны).
2. Повышение на законодательном уровне ответственности органов (включая юридических и физических лиц, имеющих отношение к ресурсному обеспечению стоматологической службы), обеспечивающих управление и финансирование стоматологической службы.
3. Адекватность построения системы организации и управления здравоохранением и реализация функций управления с учетом выбранной социально-экономической модели стоматологической службы.
4. Реформирование обязательного и добровольного медицинского страхования с учетом интересов всех заинтересованных субъектов участников в системе организации и оказания стоматологической помощи населению.
5. Законодательное расширение прав и статуса врача и врачебной должности. Утверждение в законодательстве обоснованного права врача на ошибку, учет непреднамеренных действий врача. Формирование гарантий от врачебных ошибок. Повышение самостоятельности врача и снижение его зависимости от управления.
6. Введение на законодательном уровне:
- в структуры организаций (ФОМС, лицензионных комиссий, общественных объединений потребителей и других), имеющих отношение к организации и оказанию стоматологической службы, специалистов-профессионалов в области стоматологии и организации стоматологической помощи населению;
- компьютерной системы ведения медицинской документации;
- стандартов на виды работ (с учетом ответственности лиц: пациентов, руководителей и медицинских работников; условий, факторов, причин, пр. формирования профессиональных рисков и индивидуальных особенностей течения заболевания и его лечения);
- положения о том, что врач отвечает за свои действия в рамках принятых стандартов;
- системы страхования гражданской ответственности врача, принятой в ряде стран мира на основе концепции «ответственность без вины»;
- адекватности ресурсного обеспечения стоматологической помощи в системе социальной защиты населения (льготных групп);
- формирование мотивации у населения на сохранение общего и стоматологического здоровья;
- организации системы контроля выполнения требований стандартов;
- формирование федеральных и региональных программ профилактики основных стоматологических заболеваний с адекватным хозяйственным механизмом управления;
- включение в государственные стандарты подготовки врачебных кадров законодательно-правовых, социально-психологических и психологических аспектов регулирования поведения врача и пациента;
- введение в номенклатуру специальностей и должностей стоматологических учреждений как основной «врача стоматолога общей практики» с дальнейшим преобразованием его в семейного стоматолога.
7. Важное значение в системе управления рисками должно быть уделено повышению роли общественных объединений стоматологов (ассоциаций) на законодательном уровне с учетом предоставления им прав принимать решения, в том числе на основе соглашений между Минздравами территорий.
- о направлении врача для повышения его квалификации (данное решение по законодательству должно быть обязательным для выполнения его со стороны администрации стоматологического учреждения или другого юридического или физического лица, имеющего право нанимать на работу специалистов стоматологического профиля);
- об отстранении врача от работы на основе оценок:
- при аккредитации специалистов и учреждений;
- по результатам нормирования частоты негативных результатов работы (качество оказания стоматологической помощи) и работы, связанной с жалобами от населения;
- по результатам изучения дел о медицинской халатности, недобросовестных действиях врача, приписках, злоупотреблениях должностными полномочиями, служебном подлоге, обмане.
- для защиты врача или учреждения от необоснованных вмешательств некомпетентных в стоматологии организаций (страховых компаний, союзов защиты прав потребителя, пр.).
IV. Прогностические оценки результатов внедрения Концепции
Выполнение положений Концепции позволит:
1. В ближайшие 15−20 лет снизить распространенность кариеса зубов среди населения России на 10−15%. При этом интенсивность кариеса КПУ снизится с 2,0−5,0 до 1,5−3,0 на одного ребенка (показатели по группе детей 12−летнего возраста).
2. Создать условия для формирования интактного прикуса у 20−25% детей (к 12 летнему возрасту).
3. Практически исключить вероятность развития полной потери зубов у лиц в возрасте 18 лет.
4. Снизить показатель доли лиц, не пригодных с учетом стоматологических заболеваний к службе в силовых структурах, на 20%.
5. Обеспечить стоматологическое здоровье для 10−15% населения в возрастной группе 18 25 лет.
Доведение показателей обеспеченности стоматологической службы медицинскими кадрами до показателей, указанных в Концепции, позволит полностью решить проблемы удовлетворения населения во всех видах стоматологической помощи. При этом увеличение объемов ортопедической помощи произойдет в 3 раза, ортодонтической в 2 раза, что в частности позволит увеличить показатель доступности населения к ортопедической (стоматологической) помощи с 6−7% (1990−2000гг.) до 20% (2025г.).
Реализация государственных программ первичной профилактики основных стоматологических заболеваний позволит уменьшить у лиц в возрасте 18−25 лет распространенность частичной потери зубов среди лиц на 10−15% . В свою очередь это снизит потребность в ортопедической помощи и, соответственно, финансовые и материально-технические затраты государства на данный вид стоматологической помощи, осуществляемой за счет средств социальных органов.
Сохранение государственной системы оказания стоматологической помощи населению, должно также иметь целью оказания данного вида специализированной медицинской помощи социально незащищенным группам (дети, подростки, учащиеся, инвалиды, пенсионеры, малоимущие).
В разделе внедрения в практическую деятельность стоматологии прогнозируется:
1. С одной стороны сохранение объемов подготовки по числу врачей-стоматологов, с другой увеличение числа помощников у врача (гигиенистов, медицинских сестер, помощников по профилактике, ассистентов у кресла).
2. Ориентация деятельности стоматологической службы на профилактику основных стоматологических заболеваний среди групп детского возраста и молодежи.
3. Расширение объема профилактических мероприятий и сокращение хирургических методов лечения зубов и заболеваний пародонта.
4. Сохранение и расширение в практике работы врачей амальгамы для восстановления жевательных зубов постоянного прикуса.
5. Сокращение доли населения, нуждающейся в протезировании по поводу частичной и полной потери зубов.
6. Расширение кругозора знаний и культуры в работе врачей с учетом внедрения в их деятельность этических, эстетических и социально-психологических норм поведения:
- руководителей,
- медицинского персонала,
- пациентов.
7. Повышение роли гигиенистов, особенно для работы в школах, которые могут выполнять до 45% объемов профилактической помощи, оказываемой в настоящее время врачами. В частности, выполняя ряд основных работ (манипуляций), связанных с профилактикой начальных стадий заболеваний зубов и
пародонта. Гигиенист под контролем врача стоматолога может принять более 1000 первичных пациентов в год.
8. Внедрение методов и технологий, щадящих твердые ткани зуба.
9. Развитие защитной кариесологии, ориентированной на минимальный объем обработки поверхностей зуба, пораженных начальным кариесом (например, в стадии пятна).
10. В связи с постарением населения и увеличением распространенности кариеса корня зуба у данного контингента населения будет отмечаться увеличение объема помощи по этому поводу.
11. Увеличение объема работ по изготовлению вкладок вместо пломбирований (по показаниям).
12. Увеличение объемов комплексной стоматологической помощи больным со сложно-челюстной патологией на базе Центров по оказанию помощи при заболеваниях и патологии челюстно-лицевой области. (Комплексное оказание терапевтической, хирургической, ортопедической и других специализированных и узко специализированных видов).
13. Повышение роли мониторинга эпидемиологической, социальной, медицинской и экономической оценки эффективности стоматологической помощи.
14. Внедрение инфекционного контроля за микрофлорой полости рта с целью регулирования процессов деминерализации-реминерализации, что наряду с щадящими методами терапии обеспечит сокращение объемов работ по пломбированию зубов на 50%.
15. Повышение на индивидуальном уровне врачебного контроля качества оказанной помощи пациентам в группах риска по кариесу.
16. Повышение требований к решению проблем профилактики заболеваемости и лечения кариеса и заболеваний пародонта на групповом и индивидуальном уровнях. Привлечение к решению этих проблем государственных органов власти, органов управления здравоохранением и образования.
17. Дальнейшее развитие частного сектора стоматологической помощи и связанную с этим необходимость повышения роли государства по контролю качества оказания помощи в данном секторе стоматологической службы.
18. Разработка мер по защите врачей стоматологического профиля от профессиональных заболеваний и вредных условий работы.
Резюмируя «Концепцию», как основной фактор, препятствующий дальнейшему развитию стоматологии в стране мы видим отсутствие четкого государственного решения о развитии здравоохранения в России в целом и стоматологии в его рамках в частности. Такое решение необходимо для определения места, роли и значения государственного сектора специальности, понимания и определения роли и пределов государственной ответственности за стоматологический аспект здоровья населения, в том числе его социального незащищенных слоев. Такое решение одновременно должно содержать в себе и пути развития стоматологии в рамках учреждений, либо других, более независимых и самостоятельных форм управления, способных к саморазвитию и экономическим преобразованиям, повышению роли руководителей медицинских организаций, врачей, врачебного самоуправления. В этом случае должна быть четко определена судьба государственного имущества, стоматологического сектора здравоохранения (акционирование, постепенный выкуп, аренда, права пользования, концессия и др.). Без государственного решения этих проблем нельзя ожидать успешного развития здравоохранения в целом и стоматологии в частности.
Вопросы, решения проблем собственности, экономики, политической и социальной ответственности, формы организации и управления, основные хозяйственные механизмы здравоохранения может и должно решить государство в первую очередь с профессионалами, с населением, с общественными организациями и, главное, в соответствии со своими возможностями.
Ссылки:
[1] Так же должен быть единый Центр по подготовке руководящих кадров по управлению в стоматологии. Например, в соответствии с предложениями СтАР.
[2] Для государственных учреждений, финансирование деятельности которых осуществляется за счет бюджета или средств ФОМС.
[3] Система стандартов по стоматологии должна включать следующие группы стандартов: по нозологии стоматологических заболеваний; на манипуляции и виды работ, связанных с оказанием стоматологической помощи; на методы и технологии, применяемые в стоматологии.
[4] Оказание доверия со стороны профессионалов, на право врача стоматологического профиля (претендента на получение лицензии) заниматься практической деятельностью по конкретной стоматологической специальности.
[5] В настоящее время требования положений законов РФ об охране здоровья населения, о медицинском страховании и о деятельности общественных объединений не выполняются ни на федеральном, ни на региональном уровнях. В большинстве случаев лицензионные комиссии, которым поручено проведение и аккредитации и лицензирования, игнорируют обязательность аккредитации со стороны стоматологических ассоциаций.
[6] «Экспертиза качества их работы» рассматривается нами, как элемент в системе подготовки врача, который может указать на слабые стороны предварительных этапов обучения.
[7] См. Результаты научных разработок ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ Росмедтехнологий» за период 1987−1988гг.
[8] Перечислены имеющиеся на данный момент компьютерные программы, которые могут быть заменены другими с учетом потребностей в деятельности стоматологических учреждений (организаций). Учитывая быстрый рост развития компьютеризации, указанные программы приведены в качестве примера.
[9] «Массовую стоматологическую помощь» мы рассматриваем как виды помощи при неосложненных формах стоматологических заболеваний, не требующих применения сложных методов и технологий диагностики и лечения; дорогостоящего оборудования, высокой квалификации врача.
* В дальнейшем под «региональными» имеются в виду областные, краевые и республиканские организации.