В современном обществе изменилось социальное положение женщины, и поэтому вполне оправдано в психологическом и физическом плане стремление иметь хороший вид лица, улыбку, фигуру, которой можно гордиться, красивую грудь. Все эти факторы придают дополнительную уверенность человеку, повышают его настроение, позволяют уменьшить количество депрессий.
Улыбка это такая важная часть общения, что мы обращаем на нее больше внимания, чем на другие выражения эмоций. Мы можем различить (заметить) улыбку на расстоянии 100 м – это длина футбольного поля.
Что делает личность привлекательной? Согласно исследованиям, таким как работа Карла Граммера в университете Виена
и регент-профессора Венди Торниела университета
Нью-Мехико – красота. Красота это просто баланс (равновесие). Физическая симметрия воспринимается как отражение полноценности, молодости, здоровья и силы. Ненси Эткоф, автор работы «Выживают прекраснейшие: наука красоты», говорит: «наша чувствительность к красоте подсознательна, т.е. управляется работой мозга, сформированного естественным отбором. Нам нравиться смотреть на гладкую кожу
и симметричные тела
»
Благодаря современным средствам массовой информации пациенты начинают открывать для себя то, что многие из них давно уже знали: реабилитация улыбки не только возможна, но может позитивно воздействовать и изменять человеческую жизнь. К тому же симметрия связана с сексуальной активностью. Торнил – профессор биологии и профессор психологи Стевен Ганистад из университета Нью Мехико обследовали сотни мужчин и женщин. Они обнаружили, что мужчины, выглядящие симметрично начинают свою сексуальную жизнь на 3−4 года раньше, чем их не симметричные оппоненты. И еще, женщины предпочитают аромат симметричных мужчин, и наоборот.
Популярность телевизионных передач, таких как «Экстремальный макияж» показывает обворожение публики косметической стоматологией и пластической хирургией. Подтяжки лица, пластика носа, подтяжки век, липосакция, инъекция коллагена и имплантация протезов в грудь и щеки не дают пластическим хирургам сидеть сложа руки. Стоматологи в настоящее время даже больше чем раньше сталкиваются с пациентами, желающими улучшить свои улыбки.
Мотивация для этих стоматологических процедур – в личных и профессиональных целях.
Стоматология играет важную роль (является неотъемлемой частью) в достижении их желания улучшения и омоложения внешности. Во многих случаях, человек хочет не только выглядеть моложе, но также откорректировать имеющуюся асимметрию.
В чем же кроется ключ к симметрии? Одним из основных моментов, по мнению многих авторов, является так называемая золотая симметрия. Соотношение золотой пропорции равное 1 к 1.618, может быть найдено во многих достопримечательных местах и играет огромную роль в современных и исторических структурах и формах. Самые ранние ссылки на «золотую пропорцию» появились, по крайней мере, 2500 лет назад, но не могут быть приписаны к специфическому случаю или создателю. Это основная пропорция Пирамид Египта и центральный элемент в Timaeus Платона, одном из самых ранних текстов, посвященных физике космоса. В 14−ом столетии Леонардо Да Винчи первый ввел термин «божественная пропорция», и она играла важную роль в изображении фигур в его многочисленных великих произведениях, включая «тайную вечерю». В течение прошедших сотен лет исследования «божественной пропорции», позже известной как золотая пропорция, обнаружили её во всех областях жизни, начиная от строения раковины улитки (рис.1) и заканчивая пропорцией зубов. Пожалуй, самая интересная работа в этой области – работа д-ра Стивена Макуарта, который смог успешно идентифицировать, что является красотой для всех рас, культур и областей проживания. Доктор Стивен Макуарт в прошлом пластический хирург, изучавший привлекательность обнаружил, что математическое соотношение, известное как золотая пропорция (1:1.618, также известное как число пи), подходит и к человеческому лицу, в соответствии со своими исследованиями он создал «маску» симметрии, которую можно «наложить» на лицо (рис.2 и 2а).
В приложении к стоматологии, золотая пропорция означает, что зубы выглядят наиболее гармонично, когда мы смотрим на них спереди, если видимые поверхности центральных и боковых резцов соотносятся как 1 к 1,618.
В данной статье будет рассматриваться клинический случай, на примере которого будет показано, как был достигнут эстетический результат в случае асимметрии зубов верхней челюсти. В нашу клинику обратилась пациентка с жалобами на эстетические недостатки своей улыбки. При осмотре выявлена ортодонтическая патология фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей, также на зубах 11 и 12 имелись не подходящие по цвету реставрации с нарушенным краевым прилеганием.
Также на зубе 21 и 12 выявлены небольшие кариозные полости на контактных поверхностях. Средняя линия между зубами не была строго вертикальной и имела наклон вправо. Учитывая отказ пациентки от предложенного ей ортодонтического лечения, особенности прикуса и наличие пломб и кариозных поражений было принято решение об одномоментной коррекции формы о положения и цвета. С учетом недостаточного, для других вариантов лечения, времени пребывания в Москве была выбрана методика прямой реставрации реставрационными материалами. При этом планировалось изготовить Wax up и компьютерное моделирование для демонстрации будущего результата. Общее правило для таких случаев это то, что Вы должны поправить 3 раза.
Первый раз на компьютере с помощью имиджинговых программ. Второй раз модели с полным wax-up и третий раз с помощью окончательной реставрации. Диагностической моделирование из воска служит нам коммуникативным средством для того, чтобы понять совпало ли наше решение с пожеланиями пациента, до того как мы взяли в руки наконечник. К тому же восковая модель – это трехмерный проект будущего конечного результата. Мы должны увидеть конечный результат до того, как начнем делать его своими руками. На модели мы рассчитываем ширину 4 передних зубов, в зоне которых предполагается вмешательство, и подбираем соответствующую ширину каждого зуба, чтобы получить соотношение между центральными и латеральными резцами 1 к 1.618 при прямом взгляде на модель. Пример диагностического воскового моделирования, и моделирования на компьютере показан на (рис. 5а, 5б). После того как мы оформили окончательный вариант на wax-up, приступаем к препарированию. Убираем с учетом восковой модели все выступающие участки с небольшим запасом для реставрационного материала, старые реставрации. И приступаем к моделированию с учетом индивидуальных цветовых особенностей и особенностей формы, которые гармонируют с лицом пациента.
Для обработки реставраций использовались боры из серии Safe End. Эти
карбидо-вольфрамовые боры специально разработаны и широко применяются для финишной отделки реставрационных материалов. Вопрос альтернативы почти не стоял, так как эти инструменты проверены и очень хорошо себя зарекомендовали.
Семейство боров Safe End состоит из 5 твердосплавных боров с 10−ю режущими гранями и 5 боров с 20−ю режущими гранями. 10−гранные боры используются для первоначальной обработки, а завершают отделку реставраций 20−гранные финиры. При обработке необходимо стремиться обрабатывать поверхность движениями против часовой стрелки с небольшим давлением (как при письме карандашом), только так можно добиться наилучшего результата.
По данным электронно-микроскопического анализа рельеф обрабатываемой поверхности существенно различается в зависимости от вида бора и скорости его вращения. Наибольшая шероховатость поверхностей отмечена при использовании абразивных боров, по сравнению с твердосплавными режущими борами, при прочих одинаковых параметрах препарирования (рис. 9).
Коллектив авторов надеется, что представленная выше информация поможет вам лучше компенсировать некоторые природные недостатки.
Источник: «Стоматология сегодня»