Значительная роль в качественном лечении твердых тканей зубов и околозубных тканей пародонта может быть отнесена к выбору врача-стоматолога. Многие пациенты затрудняются в выборе лечащего стоматолога из-за различных мнений по проблемам патологии у стоматологов различных специализаций.
Мы постараемся раскрыть для пациентов наиболее выделяющиеся параметры, на которые следует обратить внимание при анализе кандидатов стоматологов:
- Фактор специализации стоматолога;
- Особенности стоматологической школы и этического подхода к лечению;
- Фактор психологической совместимости врача и пациента;
- Регионально-национальный фактор происхождения стоматолога;
- Особенности совершенствования стоматологов в социальном здравоохранении и на громадном рынке труда стоматологов.
Фактор специализации стоматолога
Если в прошлые века общий врач и оказывал стоматологическую неотложную помощь, а лечением зубов занимались цирюльники или банщики, то в XVI веке вначале появились зубные врачи, которые осуществляли все манипуляции в полости рта, а затем с XX века стоматологи стали подразделяться по узким специализациям. В настоящее время произошло разделение стоматологов на несколько основных направлений: терапевты, хирурги, ортопеды, пародонтологи, стоматоневрологи, а
детские стоматологи специализируются по терапии, хирургии, ортодонтии, пародонтологии. Разделение на более узкие специализации способствовало более бурному развитию и совершенствованию этих направлений. Однако узко специализированный
врач-стоматолог отлично знал свое направление, но меньше интересовался параллельными областями стоматологии, а некоторые врачи, спекулируя на своей узкой направленности, отсылали пациентов к другим стоматологам, вызывая их возмущение бюрократическим подходом в организации здравоохранения. Стоматолог самосовершенствовался по каждому направлению, проходил курсы повышения квалификации или усовершенствования.
Врачу-стоматологу присваивали категорию в практическом здравоохранении или ученую степень при защите диссертации.
Если категория это степень оценки квалификации врача после определенного количества проработанных лет, то присуждение научной степени кандидата или доктора наук не может в полной мере отражать узкую практическую направленность специалиста в области стоматологии, так как степень может быть присвоена не только за практические научные знания, но и за теоретические или экспериментальные исследования, микробиологические исследования или из областей статистических данных, нередко параллельных стоматологии. Поэтому при
выборе специалиста-практика по стоматологии для себя и своей семьи не следует увлекаться званиями, а необходимо узнать направленность интересов врача, обратить внимание на практические навыки и психологическую совместимость с пациентами.
Хороший специалист стоматолог не будет брать на себя лечение всей патологии от полости рта, стоматоневрологии до гланд или геморроя, а обязательно посоветует обратиться к лучшему стоматологу или другому врачу в этом направлении.
Положительные стороны узкой специализации: значительное повышение профессионального уровня в отдельных направлениях стоматологии, бурное теоретическое и практическое развитие этих направлений, причем оправданно наличие узкоспециализированных врачей высокой квалификации в крупных городских стоматологических клиниках или учебных центрах на конечных этапах качественного лечения.
Отрицательные стороны узкой специализации: в частных стоматологических кабинетах, в большинстве отдельных государственных кабинетов или небольших стоматологических отделениях узкая специализация менее всего оправданна, так как стоматолог находится на смешанном приеме взрослых и детей и должен лечить твердые ткани зубов, околозубные ткани, он должен в совершенстве владеть многими методиками лечения уже на современном уровне, то есть изучить как можно больше направлений по узкой специализации, причем на более высоком уровне, чем его коллеги. Этого требует стоматологический рынок современного подхода к своей специальности.
Особенности стоматологической школы и этического подхода к лечению
Стоматологические школы врачей широко были развиты до начала XX века, когда ведущий частный врач имел в своем распоряжении учебное заведение или целую группу обучаемых им учеников.
С введением государственного контроля общего здравоохранения за стоматологической службой в стране, введением наиболее прогрессивных методик лечения почти по всей стране значение стоматологической школы приобрело представление института, выпустившего специалиста-стоматолога.
Однако с появлением узкопрофильных специалистов в стоматологии значение словосочетания «стоматологическая школа» стало еще более расплывчатым, так как одни и те же методики лечения осуществлялись по всей стране. В настоящее время с появлением на рынке труда частнопрактикующих врачей и частных клиник вновь начинает оформляться значение стоматологической школы, которое базируется на нескольких параметрах.
Первое это обобщение опыта лечения не одного государства, а мировых достижений в стоматологии и на базе их предложение новых методик лечения зубных и околозубных тканей.
Второе прогрессивное революционное осваивание параллельных областей стоматологии врачами с большим опытом работы в одной области, в большей части объединяющих хирургию, пародонтологию, терапию, ортопедию.
Третье формирование и обучение группы врачей, которые применяют в данной клинике подобные методики лечения широкого спектра оказываемых услуг.
Четвертое заинтересованность этих врачей в работе под одной вывеской стоматологической школы или частного кабинета, или небольшого отделения, одной или нескольких клиник в одном городе, целая сеть клиник одной школы в одной стране или в нескольких странах, способных покорить сердца своих пациентов наиболее прогрессивными методами лечения.
Фактор психологической совместимости врача и пациента
В ортопедической стоматологии у врачей-стоматологов существует негласный неписаный закон, которого они стараются придерживаться,-это состояние врача, не лечившего данного пациента ни разу, и у которого есть какое-то предубеждение к пациенту, которое заключается в передаче этого пациента другому ортопеду.
Как бы ни старался врач хорошо сделать ортопедическую конструкцию протеза для данного пациента, она все равно получится несовершенной, со многими недостатками.
Приблизительно это соответствует тому, что у водителей общественного автотранспорта существуют определенные опасные дни, во время которых процент аварий у этих водителей резко возрастает.
Совсем другое дело, если пациент лечился ранее у данного врача, но лечение оказалось неудачным. Особенно настойчивые пациенты иногда считают, что врач все свое рабочее время должен уделить пациенту, но они забывают, что у врача есть определенные временные нормы, которые выделены ему не только структурами здравоохранения, но в первую очередь психологами на одного человека и на основании которых принявший больного врач должен быть способен принять еще целый ряд больных до окончания своей рабочей смены.
Поэтому как пациент, так
и врач-стоматолог должны найти даже не психологически напряженное согласие, а согласие
какой-то биосовместимости энергетич
еских полей друг друга, чтобы вместе осуществлять профилактику появления или профилактику развития уже появившегося заболевания.
Слишком любознательным пациентам стоматолог никак не сможет рассказать за время приема то, чему его обучали в течение 5−6 лет в институте, так как для этого существуют брошюры для массового читателя.
Поэтому врач может вежливо посоветовать пациенту обратиться к более знающему в этой области специалисту, а у пациента более широкий выбор в данном случае: или найти точки соприкосновения и согласия с врачом; или при недостатке знаний у врача после его рекомендаций и заключений обратиться к другому специалисту данного профиля; или обратиться в платную поликлинику, когда вы сможете оплатить не только половину дня общения со специалистом, но и весь его рабочий день (если способны просидеть все это время с открытым ртом).
Регионально-национальный фактор происхождения стоматолога
Этот раздел мы не хотели раскрывать в полной мере из-за его незначительности, однако пациенты сами в жизни нередко встречают людей, которые даже в молодом или среднем возрасте считают престижным иметь полный рот золотых зубов, особенно во фронтальном отделе, причем под коронки обтачиваются иногда вполне здоровые зубы, что является престижным для некоторых регионов и национальностей. К этим регионам и национальностям можно отнести жителей Кавказа, Средней Азии, богатые золотом регионы, это указывает на материальный достаток у цыган.
Выезжающие из России граждане тоже не брезгуют вставлением золотых зубов и как парадокс рассказывают о случае со вставленными золотыми зубами у вывозимой за рубеж собаки. Поэтому у стоматологов этих регионов как нет жалостливого отношения при обтачивании твердых тканей здоровых зубов к своим соотечественникам по национальному признаку, так нет и к другим народностям России, а есть лишь жадность стяжательства и получения денег за свою работу.
Представители этих регионов и национальностей очень редко обращают внимание на заболевания пародонта и чаще всего просто удаляют слегка подвижные зубы, что является средневековым уровнем лечения зубов или современным варварством.
Хочется особо отметить, что с появлением керамики и металлокерамики большинство «крутых»
стоматологов-ортопедов поголовно, без разбора, по показаниям и без показаний стали всем депульпировать и обтачивать зубы под пеньки для металлокерамики, не объясняя пациентам, что цемент под коронками рассасывается со скоростью 0,2% в месяц, 2% в год, 20% за 10 лет, то есть через 3−5 лет частично рассосется цемент под коронками, эти остатки зубов пеньки частично сгниют, и у большинства этих пациентов будет следующий этап лечения это протезирование уже беззубой челюсти или изготовление имплантатов тоже на непродолжительный срок, но за большие суммы денег.
Так же как бездарность и отсутствие голоса на сцене заменяется на неряшливость, небрежность, раскрашенность и наглость, так и руки, уши (благо, что нет кольца или золотого прута в носу), шею стоматолога могут украшать массивные золотые украшения в виде черепов или змей, что отнюдь не указывает на исключительно выдающегося специалиста-ортопеда, а скорее, наоборот, так как нами однажды был встречен молодой специалист после института в такой боевой золотой окраске, который не отличался мудростью и практическими навыками в ортопедической стоматологии, не говоря о ее других областях терапии и хирургии.
Не советуем обращаться к ортопедам, которые часто меняют поликлиники, не задерживаясь более 2−3 лет в каждой их них, так как изготовленный некачественный протез к этому времени приходит в негодность и врачу приходится переделывать свой же брак за счет пациента, что вызывает недовольство последнего. Не слишком большая ответственность за свою работу у врача-ортопеда, выезжающего за границу для постоянного места жительства из-за «надоевших докучающих пациентов», а не плохой и некачественной его работы, так как на фоне слишком дорогих работ и цен у специалиста обычно низкое качество работы.
Так же перед приемом у стоматолога не смотрите российское телевидение и не читайте российские газеты, что может отрицательно сказаться на вашем поведении, здоровье и качестве лечения в кресле у стоматолога. «Но ведь других газет и другого телевидения в России нет?» возразите вы. Тогда ничего не смотрите и ничего не читайте (почти по Булгакову из " Собачьего сердца").
Особенности совершенствования стоматологов
В социальном здравоохранении и на громадном рынке труда стоматологов В современной стоматологии происходит насыщение рынка специалистов только в крупных городах, а в мелких городах и в сельской местности у пациентов отсутствуют средства для оплаты стоматологических услуг
из-за дороговизны подручных материалов и приспособлений, или частный стоматолог работает себе в убыток, что ему невыгодно.
Хорошо развита и работает государственная структура хирургической помощи с некоторыми отдельными платными услугами, произошло перенасыщение ортопедами и терапевтами.
На рынке труда отмечается громадный недостаток врачей-пародонтологов, отсутствие знаний по пародонтологии почти у всех параллельных специалистов-стоматологов, что особенно отражается на недостаточном комплексном подходе к лечению заболеваний пародонта всеми специалистами-стоматологами.
Отсутствие финансов и неплатежеспособность пациентов, отсутствие пародонтологической помощи и недостаточно качественное ее комплексное оказание привели к закрытию многих частных стоматологических кабинетов, частных клиник и оттоку посредственных кадров специалистов-стоматологов в государственные структуры оказания стоматологической помощи.
Как бы этого ни хотели организаторы здравоохранения, но постепенно происходит разделение стоматологов не на категории и научные звания, а на востребованность стоматологической клиники пациентом или ее не востребованность, за которым последует следующий этап это востребовательность фамилий каждого из работников клиники, хорошо знающих все параллельные области стоматологии, которые в свою очередь будут создавать имидж и рекламу этой клинике или отдельному стоматологическому кабинету.
Если государственные стоматологические организаторы не будут вмешиваться в этот рыночный процесс формирования кадров, то количество высококвалифицированных частных стоматологов-универсалов будет резко увеличиваться, что заставит подтягиваться за ними и специалистов государственной службы стоматологии, причем даже тех, которые ушли из частных стоматологических клиник или закрыли свои частные кабинеты.
Что нужно сделать для дальнейшего повышения качества лечения:
- Пробудить стоматологов от спячки и нежелания работать, в первую очередь в параллельных областях стоматологии, пародонтологии;
- Заинтересовать стоматологов в получении теоретических и полноценных практических навыков комплексного подхода к лечению заболеваний пародонта и привязать это к их оплате;
- Допустить возможность проведения операций на тканях пародонта, в околозубных тканях, микропротезирования с изготовлением мостовидных или консольных протезов, знание ортодонтии и изготовление несложных ортодонтических аппаратов за отдельную плату в отдельных сельских стоматологических кабинетах, что уже сейчас комплексно проводят отдельные частные практикующие стоматологи;
- Допустить как единицу звена стоматологическую школу специалиста по типу начала XX века для дополнительного обучения того или иного врача-стоматолога уже с дипломом с послеинститутским обучением и прохождением практики по контракту у врача с именем определенного направления и школы от 5−ти до 10−ти лет, а не у безликого врача владельца диплома;
- Провести другие преобразования с уменьшением административного управленческого аппарата в стоматологии.
Желаю удачи в выборе!