Герои нашего времени: метросексуалы
Помните самое начало фильма «Дьявол носит Prada»? Ухоженные девушки модельных стандартов собираются на работу: люксовая косметика для лица и тела, облако дорогого парфюма, брендовые вещи, диетический завтрак (строго по калориям!) и вот они уже готовы покорять мир. А если представить на их месте мужчину? Скажете – абсурд? А вот и нет – получился образ настоящего метросексуала! Кто же этот современный герой глянцевых журналов и светских хроник, и какое, наконец, отношение он имеет к метро?
Прекрасные нарциссы
Понятие «метросексуал» (от англ. metropolitan – столичный, и sexual – половой, гендерный) появилось в Англии стараниями журналиста Марка Симпсона. Этим словом он назвал типаж обеспеченных мужчин, живущих, как правило в мегаполисе, которые придают очень большое значение собственной внешности. Они постоянно и со знанием дела используют косметику (и в это понятие входят не только гели для душа и бритья), заботятся о своей физической форме, разбираются в одежде и вообще следят за модой.
В умах среднестатистического мужчины такое описание обычно рождает одну и ту же ассоциацию – гей. Однако к сексуальной ориентации это понятие отношения не имеет: метросексуал может быть и «гомо», и «би», и «гетеро» (вспомним, самых известных метросексуалов мира – Дэвида Бекхэма и Брэда Питта, примерных отцов довольно внушительных семейств). Хотя сам автор термина утверждал, что одно предпочтение у этих представителей сильного поло все же есть, и это – они сами. «Он (то есть метросексуал) четко избрал самого себя в качестве объекта любви и наслаждения», – писал Симпсон. Как тут не вспомнить античного Нарцисса, влюбившегося в свое собственное отражение! И статистика показывает, что таких нарциссов в больших городах становится все больше.
Виноват ли феминизм?
Что же заставило мужчин, образцом для которых должен стать, казалось бы, могучий дуб, выбрать в качестве идеала нежный и хрупкий цветок? Психологи считают, что причин тому несколько, и первая среди них – феминизм. Борьба женщин за равные права с мужчинами началась еще в конце позапрошлого столетия, но буйным цветом расцвела уже в веке двадцатом. Суфражистки (от фр. suffrage — избирательное право) конца 19 века сделали важное дело: добились для женщин возможности участвовать в политической жизни, а также равных с мужчинами имущественных и других прав. Последовательницы их двинулись дальше и потребовали уже отказа от сексизма, то есть дискриминации по половому признаку.
Благое,
Немалую роль сыграло и становление современного общества потребления. Для индустрии моды и красоты женщины всегда были благодатными последовательницами, которые с радостью приобретали очередную новинку, если она обещала хоть на миллиметр удлинить ресницы или на сантиметр заузить талию. В тот момент, когда производители поняли, что глупо продавать свои товары лишь одной половине человечества, и задумались, как бы охватить вторую половину, резолюция была подписана: «Метросексуалам – быть!» Масштабные рекламные кампании стремились убедить каждого мужчину, что «табак, перегар и щетина» – это уже не мужественно. И ведь убедили!
Метросексуал ретросексуалу рознь
Шеренги метросексуалов сошли в народ с подиумов домов мод и
уверенно завоевывали все большее количество сторонников. Даже в России, где
ретроградные настроения всегда были выше, чем в просвещенной Европе и
свободолюбивой Америке, появились свои иконы мужского стиля. К российским
метросексуалам смело можно отнести популярного телеведущего Андрея Малахова и
художника Никаса Сафронова. В молодежной субкультуре пример типичных
метросексуалов (хотя и очень карикатурный) – Данила и Герман, герои
Но общество не стоит на месте, и маятник предпочтений, отклонившийся до предела в одну сторону, неизменно начинает движение в противоположную. То ли женщинам надоело тащить на себе груз равноправия, то ли в мужчинах взыграла, наконец, их природная маскулинность, но в ХХI веке на арену вышли те, кто решил противопоставить себя утонченным метросексуалам. Они назвали себя ретросексуалами и отвергли все идеалы своих оппонентов.
Нет, конечно, они не считают, что мужчина непременно должен быть «могуч, вонюч и волосат». В наше время эта характеристика прочно закрепилась за асоциальными элементами. Напротив, ретросексуалы выглядят ухоженно и, возможно, не без шика. Но они не делают из ухода за собой культа. К мачо, героям 1990−х, такие мужчины тоже не относятся, поскольку считают неприличным демонстрировать нарочитую брутальность. Ретросексуалы возвращаются к традиционным ценностям: эмоциональной устойчивости (которой так не хватает «сахарным мальчикам»), надежности, доминирующему отношению по отношению женщинам (но при этом с подчеркнутой галантностью), мужским хобби и развлечениям (вроде рыбалки или автомобилей).
В наши дни средства массовой информации настойчиво транслируют
идею о том, что надо быть исключительным, выделиться из толпы любым удобным
способом. Поэтому на своем веку мы повидаем много всяких «сексуалов» – и