Музей гигиены: загляни в себя
Поискать соринку в гигантском чужом глазу, заглянуть в укромные уголки брюшной полости или подробно рассмотреть момент зачатия нового человека — все это можно сделать в самом центре Дрездена, в одном из самых любопытных местных музеев. У него несколько названий: официальное — «немецкий Музей гигиены», иногда встречается «музей Здравоохранения». Однако большинство посетителей называют его просто Музеем Человека. Сюда часто приходят сами, а еще чаще приводят детей, ведь хорошая экскурсия по этому музею способна заменить весь школьный курс анатомии
ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ
За 100 лет существования Музея человека его история несколько раз так плотно переплеталась с политикой, что иногда казалось — уже не разделить. Хотя на первый взгляд: ну каким образом можно связать воедино идеологию и человеческие внутренности? Однако политики умудрялись превращать в объект пропаганды и не такое.
Впрочем, начиналось все вполне невинно. Музей был основан в 1912 году известным меценатом Карлом Августом Лингнером (1861–1916). Свою жизнь он посвятил борьбе с грязью. Поначалу этот интерес был чисто коммерческим: Лингнер наладил производство одного из первых в мире антисептических растворов благодаря которому быстро вошел в число самых богатых людей Германии. Однако постепенно, изучая многочисленные данные по профилактике и лечению болезней, Карл Август приходил в ужас. В начале ХХ века нарушение элементарных гигиенических норм еще продолжало оставаться одной из основных причин смертности.
Карл Август Лингнер обрел cлаву благодаря первому в мире ополаскивателю для рта |
Осознав масштабы катастрофы, Лингнер стал жертвовать огромные суммы на борьбу с безграмотностью населения и пропаганду гигиены. В 1911 году Карл Август Лингнер совместно с другими единомышленниками организовал I Международную выставку гигиены, которая с помощью самых современных на тот момент технологий демонстрировала посетителям внешнее и внутреннее устройство человека, механизмы возникновения заболеваний и способы борьбы с ними
Годом позже на основе этой выставки был создан Немецкий музей гигиены. Он благополучно просве щал население целых 20 лет, а за тем наступили страшные времена. В 1933 году в музее открылась экспозиция, посвященная сохранению чистоты арийской расы и расовой гигиене. Она стала одним из основных «наглядных пособий», способствовавших распространению идей о недопустимости межрасовых браков и массовой стерилизации «неполноценных» рас и отдельных людей.
В 1945 году во время бомбежек Дрездена музей сильно пострадал. Многие ценные экспонаты были утеряны. А вот коллекция, посвященная расовой чистоте, как назло, почти полностью уцелела. После войны ее хотели уничтожить, но потом решили оставить — в назидание потомкам.
« ПРИКЛЮЧЕНИЕ — ЧЕЛОВЕК»
Экспозиция Музея человека — это наглядное отражение всех нюансов человеческой жизни. Наряду с коллекциями начала ХХ века здесь используются самые современные технологии, включая интерактивные экраны и наглядные пособия, которые можно и нужно трогать, крутить, вертеть и ковырять пальчиком. Основная экспозиция называется «Приключение — человек». Она делится на семь основных отделов.
«ПРОЗРАЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК»Почти у самого входа посетителей музея встречает скульптура «Прозрачный человек» — чудо технической мысли конца 20−х годов прошлого столетия: выполненная в натуральную величину стеклянная женская фигура, у которой видны все внутренние органы, включая мельчайшие сосуды. При необходимости каждый орган можно подсветить. «Прозрачный человек» был впервые представлен на открытии II Международной выставки гигиены в 1930 году. |
Зал «Прозрачный человек» представляет внутреннее строение человеческого тела и исторические методы его исследования. Самое большое внимание здесь привлекает муляж, на котором серия параллельных срезов (от низа живота до середины головы) позволяет познакомиться со строением большей части человеческого тела. Модель можно разобрать, внимательно рассмотреть детали и собрать обратно.
Зал «Жизнь и смерть» показывает жизнь человека с момента зачатия и до последней минуты. Здесь можно увидеть один из первых экспонатов музея — муляж из кожи, дерева
Зал «Секс» знакомит с природой сексуальных отношений. Самая наглядная часть экспозиции — около десятка манекенов, застывших в любовных позах, включая гомосексуальные и лесбийские. А ревнители нравственности могут подобрать себе подходящую модель пояса верности.
Зал «Помнить, думать, учиться» рассказывает, на что способен наш мозг и как он работает. Здесь представлено множество интерактивных экспонатов, на которых посетители могут проверить свои возможности памяти и внимания.
Зал «Движение» раскрывает секреты координации человека. Один из самых трогательных и любимых публикой мультимедийных экспонатов — «Скрипач», который по мере исполнения произведения постепенно превращается в скелет и раскланивается с публикой.
Зал «Красота, кожа, волосы» может стать разочарованием для любителей исторических романов. Галерея портретов известных красавцев и красавиц всех времен: Нефертити, лорда Байрона, знаменитого герцога Бекингема, самой прекрасной дамы Флоренции Симонетты Веспуччи и других записных сердцеедов
Увы, но едва ли не половина из них страшно далеки от современных представлений о красоте!
ВСЯ ЖИЗНЬ В БОРЬБЕДело своей жизни Карл Август Лингнер обрел благодаря старинному приятелю, химику Рихарду Зейферту. Будущий меценат на тот момент был уже не так молод — 31 год. Юность он провел в бесплодных попытках поступить в Парижскую консерваторию, однако особого музыкального дара у него не нашли. Молодой человек вернулся на родину и организовал небольшую фирму по производству… чесалок для спины. Тутто его и нашел Зейферт, недавно разработавший антисептический раствор, но не сумевший найти на него покупателей. Лингнер вложился в этот проект — и не прогадал. В то время считалось, что болезнетворные микробы попадают в организм главным образом через рот. Поэтому на основе раствора Карл Август стал производить первый в мире антибактериальный ополаскиватель для рта под названием Odol. Новый продукт, надолго освежавший дыхание, стал пользоваться огромным спросом. |