Рост ежедневных нагрузок на здоровье при постоянно ускоряющемся темпе городской жизни приводит
в Spa-салоны новых клиентов во всем мире. Хотя пока не существует статистики относительно роста российского рынка, но о динамике мировой
Spa -индустрии можно судить по ежегодному 20% росту числа
Spa-центров в США и 30−кратному увеличению количества Spa салонов в Тайланде (за последние 4 года). Рост всего мирового рынка Spa за 4 года составил 400%.
Современный российский Spa - рынок можно представить в виде пирамиды, состоящей из четырех уровней: основание этой пирамиды составляют салоны красоты, предоставляющие некоторые Spa -услуги, и Spa -салоны; базовый слой — Spa -центры, вершина пирамиды — это Spa -клиники.
Базовой основной рынка являются салоны красоты и Spa - cалоны, которые предоставляет разнообразные услуги, но существует некоторый обязательный набор, в который входят основные услуги – Spa; и дополнительные услуги – парикмахерские услуги, косметологические услуги, консультации визажиста, маникюр/педикюр, уход за телом, удаление нежелательных волос и солярий.
Московский рынок Spa - услуг только начинает активно развива
ться. В представлении экспертов рынка, Spa-салоны должны предоставлять 80% услуг формата Spa, а остальные 20% услуг должны приходиться на парикмахерские и косметологические услуги. Но такое определение не соответствует современному формату Spa: большую часть услуг составляют косметологические и парикмахерские услуги, в то время как на долю Spa приходится лишь незначительная часть.
Под «Spa» чаще всего понимают оздоровительное учреждение – клуб, салон, центр, в который приходят люди для того, чтобы расслабиться, снять нервное напряжение, отдохнуть от сумасшедшего ритма жизни, восстановить силы, вернуть красоту и молодость тела. Поэтому Spa -салоны могут ассоциироваться как с косметическим, так и с медицинским учреждением. Вполне логично, чтобы Spa -салоны предоставляли также комплекс и медицинских услуг. Но на сегодняшний день такие услуги практически не оказываются: лишь 10 из 26 обследованных агентством Symbol-Marketing московских Spa -салонов предлагают своим посетителям услуги по медицинской косметологии (процедуру мезотерапию для лица и тела).
По результатам мониторинга цен, проведенного Symbol-Marketing весной 2006 г., среди 26 Spa -салонов, ни один Spa - салон не предлагает полный перечень услуг. Самыми распространенными в Москве Spa -услугами являются: ароматерапия, бальнеотерапия, гидротерапия, грязелечение, кренотерапия, криотерапия, литотерапия, псаммотерапия, талассотерапия, фитогидротерапия. наиболее популярные и сравнительно недорогие процедуры – талассотерапия, грязелечение, обертывание.
Ч
аще всего в Spa -салонах предлагают: обертывание (84% предлагаемых Spa -услуг.), пилинг, маникюр (обычный и Spa) и педикюр (обычный и Spa). Реже всего Spa -салоны предлагают фитогидротерапию, литотерапию. Эти два направления на московском рынке пока остаются экзотикой: эти услуги можно получить только в двух и одном соответственно из 26 Spa -салонах Москвы. Но ни один из 26 обследованных салонов не предлагает весь перечень услуг: максимальное количество, предоставляемых Spa -услуг составляет всего 4.
Разброс цен на Spa -услуги в Spa -салонах Москвы достаточно большой – 3-5 раз. Например, услугу по бальнеотерапии могут оказать, как за 700 рублей, так и за 3000 рублей.
Услугу «грязелечение» в среднем предлагают клиентам за 2215,4 рубля. Самая высокая цена на грязелечение – 4050 рублей – в Spa -салоне красоты «Долорес». Самая низкая – 720 – в Spa клинике «Аквамед». Половина Spa -салонов, 6 из 12, устанавливают цены на грязелечение не выше 2075 рублей.
Массаж для спины предлагают больше салонов, чем массаж для лица. Из всех типов процедур ухода за лицом – чаще всего Spa -салоны предлагают пилинг, а реже всего – магнитную чистку лица.
Рост интереса к сегменту СПА отмечают и специалисты по созданию салонного бизнеса, например, Александр Ходаков, руководитель Департамента создания салонов красоты, отмечает, что в пакете заказов на 2006 год более половины открываемых предприятий индустрии красоты составляют именно СПА-салоны. Тогда как еще два года назад такие заказы были единичными. Рынок требует СПА – владельцы будущих салонов красоты чутко реагируют на спрос, переориентируя свой бизнес на направление СПА.
Эксперт по салонному бизнесу сайта Фабрика Бизнеса Надежда Салапи
на говорит, что открывающимся СПА-салонам легче обрести клиентуру, чем классическим салонам красоты, ведь на каждый пять квадратных километров столицы приходится 20-30 салонов красоты с похожим набором услуг, тогда как СПА-салоны – пока еще редкость, Их линейка услуг за счет «мокрой зоны» гораздо шире, чем у классического салона, а именно комплексность оказания услуг выходит в последнее время на первое место среди критериев при выборе салона красоты. В Москве остается все меньше желающих ездить к мастеру «от Альтуфьего до Пражской», клиентам хочется получить максимум услуг в одном предприятии индустрии красоты.
Максим Белинский, со-ведущий бизнес-семинаров «Как создать СПА-салон», проводимых ежемесячно в бизнес-центре гостиницы Украина, отмечает, что за отсутствием в государственном реестре определения «СПА», под модную вывеску потянулись обычные салоны красоты. Некоторые из них действительно организуют пусть компактную, но специализированную зону СПА, охватывающую технологическую цепочку нагрев-пилинг-гидропроцедуры-массаж-обертывание-косметологические процедуры. Но есть и салоны, просто вводящие клиентов в заблуждение и использующие приставку «СПА» чисто в рекламных целях.
Современный московский рынок СПА еще ребенок, он еще только формируется, но новаторы, организовавшие первые СПА в Москве уже успешно снимают сливки – попробуйте попасть в СПА, не всегда у вас это запросто получится, особенно по вечерам или в выходные дни. Вот почему исследование агенства Symbol-Marketing московских Spa – салонов представляет несомненный интерес для участников рынка индустрии красоты.