Автобусный туризм всегда считался самой стабильной и предсказуемой нишей рынка. Но такие представления устарели: сейчас этот бизнес стремительно меняется. Турфирмам приходится пересматривать позиционирование продукта, подстраиваться под жесткую и непоследовательную политику иностранных консульств, мириться с диктаторскими замашками контрагентов (прежде всего транспортников). К счастью, в этой борьбе со стихией рынка у туроператора есть два союзника: клиент и… конкурент. Как ни странно, именно на них можно рассчитывать в ситуации, когда земля уходит из-под ног. Точнее, из-под колес.
Спрос, который всегда с тобой
Туры из прошлого века
На протяжении последних десяти лет динамика спроса на автобусный туризм почти не меняется, резких падений и взлетов не происходит. Пик потребительской активности традиционно попадает на начало мая, затем продажи держатся на стабильно высоком уровне с июня по сентябрь (самый «жаркий» месяц – август), а потом оживляются во время ноябрьских школьных каникул и новогодних праздников. С середины ноября по конец декабря, а также со второй половины января до середины марта наступает низкий сезон. Путешествуют лишь единицы. Как утверждают эксперты рынка, количество туристов, отправляемых в феврале, может отличаться, например, от объемов августа в 20 раз. Но брони на будущее в этот период никто не отменял: автобусные туристы в основной своей массе народ дисциплинированный, редко принимающий решение в последний момент, тем более что данный вид путешествий сопряжен со сложными визовыми процедурами. В общем, средняя глубина продаж в автобусном туризме составляет
месяц-полтора (операторам пляжной массовки остается только мечтать об этом).
Количественные показатели общих турпотоков, по словам заместителя гендиректора DSBW Олега Балакирева, увеличиваются процентов на 10 ежегодно. При этом внутренняя структура спроса сейчас уже не та, что несколько лет назад. Клиента больше не привлекает «чистый автобус с выездом из Москвы»; уже мало кто готов провести двое-трое суток в сидячем положении, пережить два ночных перегона, даже если путевка подешевеет до 200 евро. Если на заре выездного экскурсионного туризма пакеты с передвижением исключительно «на колесах» были в ассортименте практически у всех туроператоров, то сейчас их предлагают лишь «Анкор» и «Интерс». Остальные компании производят только комбинации ж/д + автобус и авиа + автобус.
По железной дороге клиенты следуют обычно до Бреста, Варшавы, Берлина (реже – до Братиславы), откуда начинается собственно автобусный тур. У большинства таких маршрутов есть значительное преимущество: поезда ходят строго по расписанию, туристы избавлены от ожидания на границе. Исключение составляют программы, стартующие из Бреста: в этом случае группы въезжают в Беларусь уже на автобусе, что нередко оборачивается многочасовыми простоями. Как утверждают эксперты, никогда нельзя с точностью сказать, сколько времени займет проверка документов. Иногда ждать приходится по пять часов и более, несмотря на многократное обсуждение этой проблемы властями обеих стран и обещания все уладить.
Как это называется?
Что касается программ с авиаперелетом, то их лишь условно можно назвать автобусными – с этим видом туризма их роднит только насыщенная «четырехколесная» экскурсионка. Одни операторы верстают под авиа специальные маршруты, другие формируют их таким образом, чтобы путешественники, пересев с самолета на автобус, могли присоединиться к «железнодорожным» группам в одной или нескольких точках пути.
В плане географии поездок хитом всех времен и народов по-прежнему остается Париж. Парадокс: «классические» туроператоры по Франции дружно ломают головы над тем, что же еще можно показать в столице этой страны, поскольку «одной Эйфелевой башней туда уже никого не заманишь», а вот автобусники успешно продают туры образца многолетней давности. На других направлениях по сей день востребованы хрестоматийная «Италия – Классика», недорогой пакет «Хельсинки – Стокгольм», комбинации «Париж – Лондон». Вероятно, причина в том, что до 80% клиентуры составляют регионалы, и в частности начинающие туристы с ограниченным бюджетом. Но даже те потребители, которые вынуждены придерживаться режима строгой экономии, теперь считают автобусный туризм чем-то низкопробным. И единственный способ разубедить в этом широкую общественность, уверяют эксперты, – позиционировать продукт как «экскурсионные путешествия». Содержимое турпакета от этого не меняется, а вот его привлекательность для клиента заметно возрастает.
Водитель автобуса глазами столичных операторов
Регион/страна |
Отличительные черты |
Беларусь |
Автобусы не новые, но в хорошем состоянии. Водители неплохо ориентируются на дорогах. Соглашаются на небольшие зарплаты, однако потом сами жалуются, что им недоплатили |
Прибалтика |
Автобусы западного образца. Отлично подготовленные водители, умеют обслужить, хорошо понимают российский менталитет. Но исторически «недолюбливают» россиян |
Польша |
Золотая середина: оптимальное соотношение цены и качества |
Германия |
Идеальные, качественные автобусы. Вышколенные водители. Но слишком высокие тарифы |
Россия |
Воспитанные, интеллигентные, работоспособные водители. Тарифы нельзя назвать низкими, но можно договориться. Главная сложность – мало автобусов |
Средняя стоимость типовых экскурсионных туров в сентябре
Направление |
Кол-во дней, типичное на данном маршруте |
Автобус из Москвы, евро |
Ж/д до Бреста или Берлина + автобус, евро |
Авиаперелет + автобус, евро |
Франция * |
8−10 |
От 350 |
От 650 |
От 650 |
Италия * |
10−12 |
От 400 |
От 650 |
От 650 |
Австрия * |
10 |
От 400 |
От 650 |
От 950 |
Германия |
8−10 |
От 360 |
От 650 |
От 950 |
* Направления, которые при вариантах «автобус из Москвы» и «автобус + ж/д» возможны только в комбинации с другими странами. |
Без наездов и столкновений
Участников автобусного рынка можно пересчитать по пальцам, и все они пришли в бизнес не вчера: средний
возраст турфирм – около 10 лет. Новички появляются крайне редко. И даже
не из-за низкой рентабельности оперейтинга, она здесь примерно такая же, как и в других нишах, – 6–7%. «Причина скорее в том, что экскурсионный автобусный туризм – очень статичный бизнес, – отмечает Олег Балакирев. – Рынок давно поделен, а маршруты, мягко говоря, позаимствованы друг у друга. В принципе, чтобы быть на плаву, нет необходимости изобретать велосипед». Участвовать в жесткой ценовой конкуренции тоже не приходится. «Не стану скрывать, бывают в нашем бизнесе отдельные случаи демпинга, – говорит гендиректор компании
«Туртранс-Вояж» Дмитрий Фоминцев.
– Но все-таки по большому счету туристов хватает всем».
«Соперничество между нами есть, вражды нет, – утверждают другие эксперты. – Скорее это здоровое сотрудничество. Коллеги помогают друг другу с автобусами, гостиницами». Более того, если у кого-то из операторов не получается набрать группу на определенную дату, он нередко отдает конкурентам уже оформивших заявки клиентов. И не сомневается, что те на его месте поступят так же.
Отсутствие ярко выраженной вражды среди «автобусных» операторов – явление вполне объяснимое. Ведь только сообща турфирмы могут противостоять негативным внешним обстоятельствам, способным подорвать и даже разрушить их бизнес. А такая угроза в последнее время появлялась довольно часто, и хрупкий рынок «туров на колесах» то и дело подвергался испытаниям на прочность.
Дипломаты против автобусников
Французские сюрпризы
В сезоне-2006 до предела обострилась ситуация с визами: несколько консульств изменили правила игры. В июне дипмиссия Франции увеличила сроки выдачи документов с одной до двух недель, что сильно осложнило жизнь всем операторам направления. А в августе французы преподнесли сюрприз конкретно «автобусникам». Каждому из них теперь разрешено заносить в консульство паспорта только одной группы в день (до 60 человек), хотя реальный спрос подразумевает две-три.
Почти одновременно, в начале августа, возникли сложности с визовым центром при посольстве Великобритании. Оформление документов – причем опять-таки именно автобусных туристов – растянулось от 3 до 10 дней. К середине месяца эта проблема решилась, зато незамедлительно появились другие.
Пробка в Польше
В середине августа примерно по два автобуса с россиянами от каждого ведущего оператора почти на 20 часов оказались «запертыми» около польской границы со стороны Германии и Беларуси. Причина заключалась в том, что шенгенские визы в паспортах людей, отправлявшихся за рубеж, еще не действовали, а у тех, кто возвращался в Россию, уже истекли. Туроператоры всегда считали это обычной практикой: большинство консульств оформляют въездные документы строго на срок пребывания в стране, а дни, проведенные в пути, не уч
итываются. И туристы могли спокойно пересекать границу с Польшей, так как она еще в
2003 г. подписала с Россией межправительственное соглашение, по которому путешественники в течение пяти дней имели право находиться на пограничной территории без визы.
Но с 1 августа этого года в силу вступила новая директива ЕС. Она гласит: граждане государств, не входящих в еврозону, могут въезжать в страны, недавно присоединившиеся к ЕС, лишь при наличии действующих виз. «Не понимаю, чего добиваются поляки, – говорит Артем Козловский, коммерческий директор «Интерс». – Ведь они понесут финансовый ущерб, если в отелях Польши будет останавливаться меньше туристов». В ответ на звонки шокированных операторов, у которых клиенты зависли на границе, служащие польского консульства пообещали дать время до конца месяца, чтобы «привыкнуть» к новшеству. «На самом деле при пересечении границ с другими странами проблем куда больше. Все, что требуется от операторов, – открыть «шенген» на несколько дней раньше», – комментирует Анджей Сераковски, руководитель польской туристической организации в Москве.
Но и на этом неприятности не закончились.
Австрийцы хотят побеседовать
Буквально на следующий день после польского конфликта операторы, активно занимающиеся автобусным туризмом, были вызваны в австрийское посольство. Там им сообщили, что отныне всех покупателей туров на колесах будут приглашать в консульство на собеседование. А ведь в этой клиентской группе много региональных туристов, для которых поездка в Москву за визой практически нереальна.
В чем причина австрийских нововведений? Как полагают эксперты, туризм на колесах представляется зарубежным властям потенциально опасным: считается, что с экскурсионными автобусами на территорию Европы часто прибывают гастарбайтеры. В связи с этим посольство Австрии даже грозится лишить аккредитации несколько компаний, чьи клиенты якобы оказались нелегальными эмигрантами. «В других консульствах нам тоже не раз давали понять, что в наши туры люди отправляются с целью остаться за границей. Это неуважение и к операторам, и к туристам, но такой стереотип очень трудно сломать, – сетует Ольга Санаева, директор «Анкора». – А ведь на самом деле автобусные маршруты с ж/д часто не уступают по цене классическим программам! Так что потенциальный гастарбайтер может воспользоваться и обычной путевкой, включающей перелет. А наш продукт выбирают граждане, которые просто боятся летать самолетами».
Это надолго
Последствия летних визовых проблем рынок ощущает до сих пор. Чтобы снизить риски, некоторые операторы перекроили ассортимент: по возможности удалили из маршрутов Францию, Великобританию и Австрию. Ведь из-за бюрократических процедур турфирмы часто недобирают группы, а поскольку гонять 49−местный автобус менее чем с 25 пассажирами нерентабельно, легче вообще отказаться от программы. Тогда хоть гостиничные штрафы будут меньше, чем в случае аннуляции броней перед самым выездом.
О том, как будет строиться маршрутная сеть в следующем сезоне, туроператоры пока говорить не решаются. Они лишь сходятся во мнении, что власти ЕС сознательно препятствуют появлению на его территории экскурсионных автобусов из России и продолжат это делать в дальнейшем.
P. S. На поправку
Пока верстался сентябрьский номер «ГЛ», на визовом фронте произошли изменения.
Австрийцы перестали требовать обязательной явки туристов на собеседование. Европейские консульства, в том числе Франции, Испании, Чехии, Германии, Италии, пошли навстречу операторам и согласились ставить визы тем днем, когда начинается тур, чтобы клиенты могли безболезненно проехать транзитом через Польшу, а польские власти продлили прежние правила трансфера через территорию их страны до 1 октября.
Почти одновремено Чехия, Венгрия и Латвия разрешили российским туристам транзит по своей территории при условии, что шенгенская виза открыта днем въезда в Евросоюз. Раньше попасть в эти страны можно было, лишь имея местную визу. В Чехии и Венгрии правило вступило в силу с 1 сентября, в Латвии это случится 1 декабря. Насколько нововведение облегчит жизнь всем, кто связан с автобусным туризмом, наблюдатели сказать затрудняются.
По материалам сайта: fabrikabiz.ru