30 июля 2003 00:08 |
Летопись милосердияПришедшие на Русь из Византии монахи принесли с собой представление о врачевании, как о прерогативе Церкви, подвижническом долге священнослужителей. На протяжении долгих веков они занимались наряду с церковной службой и лечением больных. Передавая медицинские знания из поколения в поколение, монастырские целители лечили «безмездно» (бесплатно), в то время как «мирские» врачи брали за это деньги.
Дошедший до нас самый древний акт законодательного значения, касающийся вопроса благотворительности, датирован 911 годом, когда князь Олег заключил догов
Много сведений до нас дошло о благотворительности Великого князя Владимира Святославича — Крестителя Руси. Как свидетельствует летопись, этот благочестивый князь позволял каждому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для бедных, которые сами не могли приходить, отправляли повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Своим уставом, изданным в 996 году, князь Владимир поручал общественное призрение духовенству. Оказав благоволение бедным и страждущим, князь Владимир учредил также училища для обучения детей всех сословий.
Ярослав Мудрый учредил на собственные средства сиротское училище, где воспитывалось 300 юношей. Владимир Мономах считал опеку бедных одной из главных своих обязанностей, а его сестра основала в Киеве на свой счет училище для девиц, где учили грамоте и ремеслам.
Александр Невский на заседаниях совета бояр внушал им принципы справедливости и законности: «Будьте недремлющими стражами законов: праздная добродетель возбуждает дерзновение порока. Принимайте под свою защиту вдов, сирот, всех слабыx и гонимых, к правосудию вашему взывающих».
В 1551 году Иваном IV был созван Собор для разработки внутреннего устройства страны, на котором среди прочих обсуждались вопросы здравности, быта, семьи, общественного призрения. Так была сделана первая попытка законодательно оформить систему попечения о больных и нетрудоспособных. Однако от постановки задачи до ее решения предстояло пройти долгий путь. Вплоть до XVIII века государство было не в состоянии взять на себя всю благотворительность. В царствование Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, закладывалась экономическая и духовная база преобразований, которые вскоре были совершены его сыном Петром I. При Алексее Михайловиче в Москве жили и работали видные просветители, деятели культуры Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Федор Ртищев, патриарх Никон и его страстный антипод протопоп Аввакум. Мы мало знаем об этом времени, потому что бурная деятельность Петра затмила прошлые достижения. В плеяде деятелей культуры, готовивших почву для крутого поворота России, особое место занимает Федор Михайлович Ртищев, крупный государственный деятель, близкий советник царя Алексея Михайловича.
Ф.М. Ртищев основал особый «учительный» монастырь, названный Андреевским, который располагался на правом берегу
Занимая высшую административную должность в государственном аппарате, Ф.М. Ртищев помогал страждущим не по обязанности, а по велению сердца. Биограф дает несколько трогательных эпизодов, характеризующих личность этого человека. Сопровождая царя в польском походе, Федор Михайлович подбирал по дороге больных и увечных, уступая им свой экипаж, а в попутных городах устраивал для этих людей госпитали, жертвуя значительные средства.
Интересно, что с именем Ртищева связана организация первых в России медвытрезвителей. Это он велел собирать на московских улицах пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных устроил богадельню, которую также содержал на собственный счет. Он тратил большие деньги на выкуп пленных у, помогал иноземцам, жившим в России, узникам, сидевшим в тюрьме за долги. Федор Михайлович старался насколько возможно облегчить участь принадлежавших ему крестьян — уменьшал оброки, поддерживал их хозяйства ссудами, а перед смертью отпустил всех дворовых на волю.
Боярину Ф.М. Ртищеву принадлежит заслуга открытия первой в Москве гражданской больницы. Тронутый до глубины души множеством бесприютных и больных на московских улицах, он купил домик и устроил в нем две палаты на 13—15 человек, которых кормил и снабжал лекарствами. Где была эта больница – неизвестно, можно лишь предполагать, что она находилась в районе Знаменки, неподалеку от двора боярина.
Учреждение содержалось на частные пожертвования и прекратило существование в царствование Петра I.
Комментарии
Смотри также
16 октября 2003 | 11:10
Рак груди обнаружили у каждой пятой обследованной петербурженки
После полугодовой экспедиции в Москву вернулся «КамАЗ» с передвижным маммографическим комплексом, успевший обследовать почти три тысячи женщин в одиннадцати российских городах. На этой неделе комплекс получит в дар Маммологический центр Министерства здравоохранения. По этому случаю центр уже начал принимать заявки на новые рейсы от необследованных городов и отдельных предприятий, для которых дорого здоровье собственных женщин или хотя бы их груди.
27 июня 2003 | 10:06
"Нетрадиционная медицина" с точки зрения практикующего врача
Вопрос, можно ли лечить то или иное заболевание травами, гомеопатическими средствами, обращаться к "народным целителям", экстрасенсам и т.д. приходится слышать от пациентов и их родственников довольно часто. Если ответить коротко - "нет", то возникнет недовольство. Вопрошавший уйдет из кабинета врача в уверенности, что доктор просто отмахнулся от проблемы, "не верит в народную медицину" или даже "ревнует к нетрадиционным методам". Поэтому хочется объяснить подробно, сосредоточив внимание на самом главном.
23 июня 2003 | 22:06
Болезнь Паркинсона и
Старческое слабоумие, дрожательный паралич, диабет, человеческий вариант "коровьего бешенства" — давно описанные тяжёлые болезни. Некоторые не поддаются медикаментозному лечению, от некоторых нет лекарств. В то время, как от всех может помочь одно-единственное. По идее...
18 июня 2003 | 23:06
Изжога
Недавно проведенные в России исследования показали, что изжогой страдает около 60% взрослого населения. Происходить это может по разным причинам, связанным главным образом с нашим образом жизни и питания. Почему она возникает и как с ней бороться?
14 июня 2003 | 16:06
Ян Пирсон: технологии заберутся под вашу кожу
Человеческое тело превратилось в испытательный полигон для современных технологий. Плоды прогресса скрыты глубоко в недрах организма — в виде датчиков, протезов и целых искусственных органов. А что если выставить их на всеобщее обозрение, создать электронную кожу?
|