В мыслях каждого врача-стоматолога всегда доминируют два типа планов на будущее:
- как сделать население страны свободным от болезней зубов;
- как честно заработать для нормальной человеческой жизни.
Для практической реализации этих мыслей необходим план действий. Успешным окажется только тот план, в котором применены
научно-обоснованные методы планирования. Во многих
цивилизованных странах, благодаря рациональному планированию, такие заболевания как кариес и осложнения кариеса исчезают. Населению этих стран обеспечено стоматологическое здоровье,
а врачи-стоматологи, работая качественно, обеспечили себе достойную человека жизнь в материальном отношении.
Существует мнение, что такое сочетание понятий, как здоровье людей и благополучие врачей встречается только в экономически развитых странах. Однако есть очень богатые государства, например Объединенные Эмираты, в которых вышеназванное сочетание не наблюдается. Стоматологи скучают в пустующих частных кабинетах, а кариозные зубы детей школьного возраста не лечатся из-за недостатка кадров. В данном случае очевидны пробелы научно-обоснованного планирования.
Согласно рекомендациям ВОЗ (1980), любая система стоматологической помощи в стране должна включать:
- первичную профилактику;
- систематическую стоматологическую помощь детям;
- стоматологическую помощь взрослому населению по обращаемости;
- подготовку персонала в адекватном количестве, качестве и видах для осуществления вышеназванных частей системы;
- материальное и финансовое обеспечение компонентов системы;
- оценку и мониторинг (информационную систему).
Международный опыт планирования систематической стоматологической помощи детям
Согласно исследованиям, проведенным Международной федерацией стоматологов, наиболее показательным опытом эффективной организации стоматологической помощи детям является Датская система (FDI, 1982). Основные ее особенности следующие:
- программой лечебно-профилактической помощи охвачены все дети школьного возраста 7−15 лет, родители которых согласились участвовать в коммунальной программе;
- лечебно-профилактические мероприятия детям проводятся бесплатно;
- наиболее важными компонентами программы являются: (а) ежегодный осмотр и лечение, (б) систематические профилактические мероприятия, (в) ежегодная оценка стоматологического статуса каждого ребенка и компьютерный анализ тенденций заболеваемости возрастных групп, районов проживания, школ и т. д.;
- адекватное обеспечение всех компонентов программы персоналом из расчета один стоматолог и 1,6 ставки помощников примерно на 500 детей;
- организация специальных стоматологических центров для осуществления лечебной помощи детям: 785 центров, оборудованных 2039 стоматологическими установками, на 689 тысяч детей;
- участие учителей школ и родителей школьников в программе воспитания здорового образа жизни, включая регулярную чистку зубов, а также обеспечение необходимыми средствами профилактики кариеса зубов, в том числе препаратами фтора.
Как известно, в Дании в 60−х годах был один из самых высоких показателей заболеваемости кариесом. За период с 1971 по 1987 год осуществления программы примерно в два раза улучшились основные показатели стоматологического статуса, такие как интенсивность кариеса, процент пломбированных зубов, процент детей, свободных от кариозной болезни. По данным глобального банка стоматологического здоровья ВОЗ, в 1995 году Дания достигла самого низкого уровня интенсивности кариеса среди всех возрастных групп детей (КПУ в 12 лет 1,3 в 1994 г.) с тенденцией к дальнейшему снижению (Marthaler et al., 1996).
Отрицательный опыт организации
лечебно-профилактической помощи детям был характерен для большинства стран Восточной и Центральной Европы, положивших в основу систем только плановое лечение (так называемую санацию) или лечение по обращаемости без обязательных мер первичной профилактики и оценки уровня стоматологического здоровья детского населения. При анализе эффективности оздоровления школьников, участвовавших в таких программах, оказалось, что процент санаций все время увеличивался, а стоматологическое здоровье по международным показателям, таким как процент здоровых детей, средний КПУ зубов, количество удаленных зубов, количество здоровых секстантов и др. ухудшилось или не менялось в лучшую сторону.
К сожалению, высокоэффективную систему лечебно-профилактической помощи детям, наблюдаемую в Дании, невозможно перенести в большинство стран СНГ, так как ее нельзя обеспечить ни профессионально (нет гигиенистов), ни материально. В то же время опыт показывает, что использование устаревших, малоэффективных методов санации является неприемлемым в свете задач реального оздоровления населения, очерченного в программных документах ВОЗ.
В сложившейся медико-социальной и экономической ситуации с перспективой возможного медленного улучшения кадрового и материального положения стоматологии, логично и обосновано использовать одну из схем лечебно-профилактической помощи школьникам, рекомендованных ВОЗ (1980) и пригодных для любых ресурсов.
Типы программ систематической стоматологической помощи школьникам (ВОЗ, 1980)
Тип 1. Минимальный
1.1. С первого по пятый классы: лечение постоянных зубов по обращаемости и оказание неотложной помощи (удаление) при болезни временных зубов.
1.2. Седьмой класс: вызов и лечение постоянных зубов у всех нуждающихся.
Тип 2. Лимитированный
2.1. Первый класс: лечение постоянных зубов у всех нуждающихся и оказание неотложной помощи (удаление) при болезнях временных зубов.
2.2. Со второго по пятый классы: лечение постоянных зубов по обращаемости и неотложная помощь (удаление) при болезнях временных зубов.
2.3. Седьмой класс: вызов и лечение постоянных зубов у всех нуждающихся.
Тип 3. Вызов один раз в два года
3.1. Первый класс: лечение всех нуждающихся.
3.2. Третий, пятый, седьмой классы: вызов и лечение всех нуждающихся.
Тип 4. Вызов один раз в год
4.1. Первый класс: лечение всех нуждающихся.
4.2. Все последующие классы: вызов один раз в год и лечение всех нуждающихся.
Схема программы (ТИП 4 по ВОЗ) систематической лечебно-профилактической стоматологической помощи детям школьного возраста
Школьные годы | Время внедрения программы (в годах) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 класс | | | | | | | | | | | |
2 класс | ПНО | | | | | | | | | | |
3 класс | ПНО | ПНО | | | | | | | | | |
4 класс | ПНО | ПНО | ПНО | | | | | | | | |
5 класс | ПНО | ПНО | ПНО | ПНО | | | | | | | |
6 класс | ПНО | ПНО | ПНО | ПНО | ПНО | | | | | | |
7 класс | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | | | | | |
8 класс | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | | | | |
9 класс | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | ПО | | | |
10 класс | О | О | О | О | О | О | О | О | О | | |
11 класс | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |
— вызов, осмотр, лечение постоянных зубов, индивидуальная профилактика;
П — первичная профилактика;
Н — неотложная помощь (удаление) при болезнях временных зубов;
О — лечение постоянных зубов по обращаемости.
Тип 5. Вызов два раза в год
5.1. Первый класс: лечение всех нуждающихся.
5.2. Все последующие классы: вызов каждые 6 месяцев и лечение всех нуждающихся.
Выбор программы профилактического лечения школьников следует делать на основе анализа существующих проблем санации детей школьного возраста, а также рекомендаций ВОЗ.
Согласно системе ВОЗ, в школах осуществляется выявление и лечение в первую очередь кариеса постоянных зубов. В отличие от плановой санации, систематическое профилактическое лечение охватывает вначале первоклассников, ограничено только постоянными зубами и обязательно сопутствует первичной профилактике. При данной системе максимальный уровень оздоровления (санации) может быть достигнут не ранее чем через 10 лет, и он выражается не в процентах охвата санацией, а в проценте здоровых детей (кариозных зубов нет или запломбированы), которых должно быть не менее 80−85%.
Профилактическая стоматологическая помощь 1000 школьникам (количество взято для удобства расчетов) организуется следующим образом.
С 1 сентября не менее 50% рабочего времени стоматолог обследует, выявляет и лечит кариес постоянных зубов у школьников 1 класса. При средней интенсивности кариеса (КПУ 1,0) на его лечение у 100 первоклассников потребуется 50 часов, или 17 рабочих дней по 3 часа. При КПУ 2,0 потребуется 34 3−часовых рабочих дня. Непосредственным результатом этой работы должны быть запломбированные до 100% кариозные постоянные зубы. Конечным результатом — не менее 85% пломб должны быть сохранены до окончания школы. Для гарантии качества работы врачу отпускается 30 минут на лечение 1 зуба, и используются только высококачественные пломбировочные материалы.
По завершении этого этапа работы остаток рабочего дня врача планируется для планового лечения других классов, лечения по обращаемости и первичной профилактики. При этом учащиеся первых классов могут обращаться для лечения временных зубов, а также постоянных, при множественном кариесе.
На второй год работы с 1 сентября врач осуществляет в первую очередь лечение постоянных зубов первоклассников. По завершении лечения детей 1 класса врач осматривает всех школьников 2 класса и осуществляет лечение выявленных новых кариозных поражений постоянных зубов. Даже при высокой интенсивности кариеса максимально затраченное время на эту работу составит не более 20 рабочих дней по 3 часа. По завершении лечения постоянных зубов школьников 1 и 2 классов лечебно-профилактическая работа врача распространяется на остальных детей.
В период школьных каникул врач осуществляет санацию детей в дошкольных учреждениях, уделяя максимальное внимание выявлению и лечению кариеса постоянных зубов у 5−6−летних детей.
На третий год работы профилактическое лечение проводится в такой последовательности: 1−й класс, 2−й класс, 3−й класс.
На четвертый год работы: 1−й класс, 2−й класс, 3−й класс, 4−й класс.
На десятый год работы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 классы.
Через 10 лет метод профилактической стоматологической помощи полностью охватывает всех школьников. При этом примерно 80% детей не будут иметь нелеченый кариес в любое время в момент осмотра; в 10 раз уменьшится количество осложнений кариеса: в 100 раз уменьшится количество удаленных зубов.
Затраты времени врача на лечение зубов сократятся примерно в 3 раза, что позволит уделить внимание лечению болезней периодонта (пародонта) и провести первичную профилактику. Сократится потребность в пломбировочных материалах примерно в 2−3 раза за счет долговечности пломб.
Логично предположить, что идеальной системой организации стоматологической помощи взрослому населению была бы схема, предложенная ВОЗ для детей, то есть систематическое профилактическое лечение. Однако опыта практической реализации такой идеи в мире нет. Надо отдать должное государственной системе стоматологической помощи в СССР, в планах которой были провозглашены всеобщая диспансеризации, максимальная санация, санация рабочих на предприятиях и др. Однако эти хорошие программы, к сожалению, на практике были не реализованы за счет дефицита кадров и/или недостаточного финансового обеспечения.
Учитывая мировой опыт, ВОЗ рекомендует организовать стоматологическую помощь взрослому населению по обращаемости, т. е. не вызывать пациента, как при систематическом лечении школьников, а предложить соответствующие лечебно-профилактические мероприятия пациенту, когда он обратится.
Принципы планирования этого вида стоматологической службы в любой системе здравоохранения точно такие же, как при планировании профилактики или лечении детей школьного возраста.
По опыту многих стран в мире с разными системами здравоохранения, единственной измеримой целью стоматологической помощи по обращаемости может быть процент населения, обратившегося за стоматологической помощью.
В рамках этой цели важную роль играют такие факторы, как виды и объем стоматологической помощи, а также тип персонала, осуществляющего стоматологическую помощь населению.
С учетом указанных факторов, а также демографических особенностей и уровня заболеваемости целесообразно поставить различные цели для разных групп населения, например, для городского и сельского населения. Со временем, при изменении условий, цели могут быть пересмотрены.
Кроме названных факторов, при планировании целей стоматологической помощи по обращаемости необходимо иметь базовые данные об этом виде помощи, хотя получение точных данных практически невозможно. ВОЗ рекомендует использовать метод опроса населения для ориентировочного определения процента людей, обратившихся за стоматологической помощью. Менее точны, но более доступны статистические отчеты врачей или учреждений: сколько было посещений за год.
Планировать количество посещений (по обращаемости) на перспективу очень трудно. Посещаемость может быть очень высокой, если проводятся индивидуальные профилактические мероприятия, однако для этого необходима большая мотивация населения.
Обычно посещаемость населения низкая. В среднем по высокоразвитым странам в мире она определяется на уровне 40−50% взрослого населения. В развивающихся странах процент обратившихся за стоматологической помощью очень низкий в среднем 5% населения.
В планах развития коммунальной стоматологии при базовой низкой обращаемости населения следует постепенно увеличивать процент обращений. Однако необходимо взвешивать кадровые и финансовые возможности.
Два импланта по цене одного! Скидка
50% на установку более одного импланта. Увеличивать обращаемость до уровня 50% по опыту многих стран нецелесообразно. Надо улучшать структуру или виды помощи, а также качество стоматологического лечения.