Неотложная «неотложная помощь»?!
Студенты 5 курса стоматологического факультета и слушателям ФПКС МГМСУ, а также слушателям ФУВС МЗ РФ были предложены разработанные для этой цели задание в тестовой форме, включающей:
сведения о функциональном состоянии пациента и методах его оценки;
- элементарные представления о лекарственных средствах, корректирующих функциональное состояние пациента;
- понятие о причинах возникновения ряда общесоматических осложнений;
- знание ведущих симптомов некоторых осложнений и принципов лечения наиболее часто встречающихся соматических осложнений;
- сведения о способах ведения лекарственных средств и их предпочтения в условиях стоматологического кабинета ( поликлинике), а также в зависимости от тяжести состояния пациента;
- знание простейших способов устранения нарушений внешнего дыхания на стоматологическом приеме;
- умение выделить симптомокомплексы некоторых состояний;
- некоторые сведения о местных анестетиках как причинном факторе соматических осложнений;
- основополагающие представления о диагностике клинической смерти, техники проведения
Среди испытуемых находились представители Москвы, Твери, Волгограда, Смоленска, Екатеринбурга, Самары, Ижевска,
Количество предложенных заданий в тестовой форме 60. Время, отведенное на выбор ответов, составило 60 минут. Минимально допустимое количество правильных ответов 42, или 70%.
Результаты проведенного тестирования показали чрезвычайную вариабельность уровня подготовки врачей стоматологов от 10 до 68%.
Среди означенного выше контингента более высокие результаты при тестировании базовых знаний показали студенты 5 курса. Среди врачей последипломной подготовки выпускники Твери и Москвы. Наименьшей подготовкой обладали врачи, окончившие медвузы Грузии, Армении , Узбекистана, Дагестана и Северной
Исходя из полученных результатов можно заключить, что уровень знаний и навыков практикующих врачей в разделе «обезболивание и неотложная помощь», включая
Повторное тестирование среди врачей постдипломной подготовки ФПКС и ФУВС после проведенного обучения показало, что при достаточном стремлении слушателей к повышению уровня знаний и навыков рост оцениваемых показателей достигал 200−350%. Таким образом, при повторном тестировании проявлялась способность набрать зачетные 70−80% правильных ответов.
Становление и формирование будущего стоматолога как специалистьа определяется совокупными усилиями МЗ РФ, выделяющего учебные чапсы на изучение данного раздела знаний, преподавательских коллективов каждого конкретного медвуза, отношением к необходимости усвоения предлагаемых знаний и навыков со стороны самих студентов стоматологического факультета. Каким будет этот «совокупный продукт» становится ясно лишь к концу обучения. Не без оснований возмемся утверждать, что нередко выпускники стоматологических факультетов страдают «мировоззренческой близорукостью» во взгляде на организм как единое целое. В связи с этим , вмешательства, производимые
Центральной методической комиссией МЗ РФ по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию принято решение о включении курса «обезболивание и неотложная помощь» в унифицированные прграммы всех стоматологических специальностей. Достаточно очевидно, что если разработанные и напрвленные в МЗ РФ Унифицированные программы не будут в последующем использованы в системе дополнительного профессионального образования на местах (неподготовленность кадров специалистов, другие организационные сложности), то ожидать существенного улучшения состояния обсуждаемого вопроса в России в ближайшие 5−10 лет не следует.
Тревожная официальная статистика зарубежных коллег о количестве соматических осложнений на стоматологическом приеме (S.F. Malamed,1998) и не менее тревожная в России (П.И. Ивасенко и соавт., 1999) требует безотлагательного принятия действенных мер, направленных на исправление создавшегося положения.
В настоящее время обсуждаемые знания и навыки можно приобрести на кафедре анестезиологии и реаниматологии ФПКС МГСМУ, сотрудники которой имеют большой опыт преподавания, в том числе на выездных циклах во многих поликлиниках Москвы, Подмосковья и России. Кафедра располагает рядом оригинальных разработок, применения которых существенно снижает риск развития осложнений и повышает эффективность и качество лечения. Справки по вопросам обучения по тел. 211−1223.
Необходимо, однако, признать, что шансы на успех значительно повышаются, если отечественные стоматологи, как и их западные коллеги, будут оснащены современными устройствами и аппаратами, в частности, для
- кардиопамп (AMBU International, Дания) в 2 раза чаще позволяющий добиться первичного восстановления кровообращения и в 4−5 раз повышающий выживаемость пострадавших
- полуавтоматический дефибрилятор (AJIKL International Teсhnology, США) применение которого существенно увеличивает возможность восстановления сердечной деятельности и не требует от стоматолога специальных знаний в кардиологии и реаниматологии, а также принятия ответственных решений.