Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
19 декабря 2007 13:13   |   Коваленко Е.Ю.,
стоматолог-хирург, врач-психолог

Младшие школьники на приеме у стоматолога

Уважаемые читатели, сегодня мы поговорим о следующем возрастном периоде — младшем школьном возрасте. В психологии этот возрастной период выделяют с 7 до 10 лет и называют его критическим. По поведенческому выражению на приеме у врача-стоматолога этот возраст четко подразделяется на две категории. Поговорим сегодня о первой категории — 7−8 лет. То есть это ученик первого второго класса. Дело в том, что дети этого возраста на приеме у врача-стоматолога ведут себя на первый взгляд совершенно неадекватно и необъяснимо с точки зрения взрослых, но это не только объяснимо, но и заранее предсказуемо сточки зрения психолога. В чем же проявляется кризис этого возраста и что можно ожидать в связи с этим на приеме у стоматолога.
 
Вспомните, пожалуйста, уважаемые читатели, предыдущий возрастной период — дошкольник. Определяется маленький человечек этого возраста как капризный, упрямый, зачастую виртуозный манипулятор взрослыми. Проходит совсем немного времени и от былых каприз, истерик и эгоизма не остается и следа. Малыш становится первоклассником и попадает под мощный социальный, психологический и физиологический прессинг. Часто оказывается, что без помощи взрослых ему из своих проблем не выбраться. Дошкольник ходил в детский сад, играл, спал, никаких конкретных обязанностей ни дома, ни в детсаду за ним не числилось.
 
Если на ребенка жаловались воспитатели родителям, то уже за шалости выходящие за рамки нормы, чаще всего, конечно, доставалось драчунам. Но в школе этот же ребенок оказывается на самом дне огромной пирамиды возрастного, социального и физического неравенства. Ребенку необходимо занять место в своей социально — возрастной группе (свой класс, параллельный класс), отстоять свое достоинство перед старшеклассниками, перед учителями и главное перед родителями, представ перед ним уже в другом качестве. Вместо игры и отдыха день проходит в напряженном труде и ограничениях с утра и до вечера. Ежедневно каждый урок в школе превращается в маленький экзамен.
Оценивает ребенка учитель, окружающие дети. Начинается этот процесс как со взаимоотношений взрослых между собой (угодные или не угодные родители для учителя), интеллектуальных способностях (насколько ребенок подготовлен интеллектуально к школе и насколько он «среднестатистичен»), так и с внешних данных (веснушки, лопоухие уши, красивая одежда). Все эти три параметра тесно взаимосвязаны друг с другом и определяют психологический комфорт или дискомфорт ребенка. Ребенка каждый день оценивает учитель перед родителями, выставляя строгие критические замечания, акцентируя внимание на недоработках, как интеллектуальных способностях, так и воспитании.
И уже оказывается, что им недовольны мама и папа, за проступки возможны серьезные физические наказания, ребенок уже не ощущает уже необходимой ему безусловной любви родителей. Даже если у ребенка нет проблем с интеллектуальной подготовкой, то срабатывает механизм ответственности, а следовательно тревожности за успеваемость и прилежание в школе. Кроме того, дети по своему характеру совершенно разные, для одного ребенка недостаточно нескольких замечаний, для другого строгий взгляд и сухая скупая речь без похвалы уже может явиться серьезным наказанием.
 
И вот этим объясняется первый и самый главный сюрприз на приеме у стоматолога.
 
— Ребенок, который ранее без страха лечил зубы, вдруг на отрез отказывается открыть рот на приеме у врача-стоматолога. В таких ситуациях ребенок даже не позволяет себя осмотреть на приеме у знакомого, доброжелательно настроенного к нему доктора. Уговоры безрезультатны. Возникшая ситуация может быть не спровоцирована какими-то действиями или словами со стороны врача и поэтому кажется необъяснимым вызывает недоумение, как родителей так и доктора. В этом возрасте дети уже не плачут (почти), но они уже имеют право отказаться, а держать невозможно — вырос. Можно несколько минут подержать в хирургическом кабинете при удалении молочных подвижных зубов, но отпрепарировать кариозную полость и поставить пломбу уже сложно. Уговоры, угроза наказания родителями не имеют действия. Если это случается на плановой санации, тут уж вовсю удовлетворяют свой внутренний негативизм сопровождающие мамаши. Начинают уговаривать вроде бы без зла. Но всем видом выражая, да, действительно, ребенок второсортный, не тот, что мой замечательный. Уговаривая, ставят жесткие негативные установки. Девочке говорят: «Ты вырастишь с кривыми зубами, будешь не красивая, тебя никто не возьмет замуж». Мальчику громогласно объявляют: «Ты трус, ты не мужчина». После таких «уговоров» еще меньше вероятности, что ребенок сядет в кресло. Зачастую, проявление ситуативной спонтанной дентофобии являются последней каплей чаши претензий к ребенку его родителей. В элитных школах, уверенные в себе родители недоумевают и обращаются к частному стоматологу, что мало решает проблему. Менее уверенным, грозит отчисление из школы. Из обычного класса ребенка могут перевести в коррекционный класс. Поэтому, уважаемые коллеги в подобных ситуациях будьте терпимы, психологически грамотны. Подобное поведение ребенка, проявление механизма психофизиологической защиты, который включается автоматически и означает о перегрузки центральной нервной системы маленького пациента. Это проявление глубоко стресса. Поэтому в данной ситуации встаньте на сторону маленького пациента. Ни в коем случае не ругайте его перед родителями. И тем более перед учителем и посторонними взрослыми. Не раз бывали случаи, когда в подобной ситуации, после неосторожного, психологически неграмотного поведения доктора кто-то из родителей начинал избивать ребенка на выходе из клиники. Помните, что родители находятся в таком же стрессовом состоянии, что и ребенок.
 
Толик З. ученик первого класса — не успевал за одноклассниками в скорости, сообразительности, чтения, письма. Мама смирилась с мыслью о перспективе коррекционного класса. Впервые попав на плановую санацию класса, ребенок не открыл рот, хотя до этого лечил зубы без проблем. На приеме у медпсихолога не паниковал, на вопросы отвечал обдуманно, но диагностировался глубокий внутренний стресс. Когда ребенка ввели в стомат кабинет для знакомства, вел себя достойно маленького мужчины. Находился в кабинете всего несколько минут. Когда после этого его попросили нарисовать, что он запомнил, то на рисунке передал все детали стомат установки и кресла. Точность и детализация была поразительная. За два занятия ребенок с помощью психолога провел полноценное отслеживание, которое по силам не каждому взрослому. Кстати, мама как само собой разумеющиеся, сказала, что мальчик с отцом занимается ремонтом и обслуживанием автомашин, некоторые манипуляции делает самостоятельно. То есть подобная модель поведения определяет особенность характера ребенка, а не его умственные, на взгляд посторонних взрослых, недостаточные способности. После этого ребенок не только преодолел дентофобию, но и значительно преуспел в школе. Одноклассники начали проявлять явное уважение к нему.
 
Такие примеры, к сожалению, типичны. Часто родители перегружают ребенка, кроме школы музыка, танцы, спорт, иностранные языки. Причем, в каждом из этих занятий родители хотят, чтобы ребенок преуспевал. Переутомление ведет к стрессу. У ребенка ухудшается здоровье, часто дети жалуются на головные боли и боли в области ЖКТ, которые после снятия стресса бесследно уходят. Зачастую ухудшается учеба в школе, не потому что ребенок не способен к обучению, а потому что автоматически снижается концентрация внимания. Появляется нежелание ходить в школу. На приеме у Вас, уважаемые коллеги, могут негативно проявится амбициозность родителей маленького пациента или недостаток душевности педагога. Но какие проявления дентофобии устраняются довольно легко. Достаточно «отогреть» малыша.
 
В этом возрастном периоде ведущий вид деятельности является учение — игра, направленная на развитие интеллекта, новообразовывается произвольное поведение.
 
Это означает, что с ребенком необходимо играть, но не в игрушки. Ребенок не воплощается, не отождествляет себя со своими игрушками. Он начинает играть во взрослого человека. У ребенка этого возраста достаточно развита манипулятивная сфера и сфера мышления. С ребенком нужно разговаривать, как с нормальным взрослым человеком, каким он и является как личность. Во время лечения ребенка нужно играть с ним на интеллектуальном уровне, осмотреть полость рта стоматологическим инструментом родителям или своим сверстникам, провести профессиональную чистку, орошение, оценить результат. Все это для него игра, умная игра.
Во время лечения ребенка-первоклассника его не нужно заговаривать и обманывать. Не стоит вести себя с ним нарочито весело или дурашливо. Он одарит вас недоуменным взглядом. Серьезно и толково объясните ему строение зубов, причину заболевания, что именно вызывает боль, не запугивая, объясните, чем чревато осложнение. С ребенком нужно общаться один на один, присутствие родителей должно быть опосредованным, то есть за пределами кабинета. Продемонстрируйте пред ребенком дружелюбие к его родителям. Этим вы уже снимете значительную долю фрустрации и расположите его к себе. Не стоит в первое посещение его чем-либо угощать.
 
Только в том случае если ребенок проявляет ситуативную дентофобию по мере возможности уделите ему внимание вне лечебного кабинета, например, в комнате отдыха поговорите с ним наедине, расспросите о его проблемах, объясните ему, что у вас перерыв и вы вместе с ним хотите выпить чай или сок. Обратите внимание, что из предметов ему больше всего понравилось у вас в кабинете, если возможно дайте поиграть или подарите. В качестве подарка также может служить жевательная резинка, зубная паста или щетка. Не каждого ребенка этого возраста можно мотивировать лечение зубов подарком от родителей. У него уже, как правило, есть все, чтобы он хотел. Главный мотив, что он лечит постоянные зубы, как настоящий взрослый человек.
Он заботится о своей полости рта, как маленький, но уже преуспевающий человек. Детям в сменном прикусе объяснять, что зубы будут не красивые бесполезно. У всех его ровесников в настоящее время или нет фронтальных зубов или они прорезываются вкривь и вкось. У него на подсознании спокойная уверенность, что зубы прорежутся и все будет красиво. Часто так и бывает, а вот если уже прорезались и формируется неправильный прикус, на взгляд пациента они кривые, это, как правило, бывает к 8−9 годам, тогда ребенок будет терпеть ортодонтические аппараты, носить их, лишь бы не смеялись ровесники. При этом раздаются редкие прозвища, например «Динозавр», «Братец кролик» и т.д. Помните — у ребенка образуется произвольное поведение, то есть он ведет себя в социуме адекватно, имеет право и пользуется им выражать свою волю, желание или не желание.
 
 
Источник: «Дентал ЮГ»

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
19 декабря 2007  |  13:12
Конфликт с клиентом в стоматологии
По результатам статистики, 57% работающих женщин и 52% мужчин находятся в состоянии стресса. Причины этому – экономическая и финансовая нестабильность, сложные взаимоотношения на работе и в семье, стремление к карьерному росту и многое другое.
13 декабря 2007  |  08:12
Применения диодных стоматологических лазеров при работе с мягкими тканями
Диодные лазерные стоматологические системы всё шире применяются как в общей стоматологии, так и в её специализированных разделах. Эти лазеры позволяют проводить ряд процедур, которые ранее проводились врачами с нежеланием, из-за обильных кровотечений, необходимости наложения швов и других последствий хирургических процедур. Есть и еще несколько аргументов за применение этих лазерных аппаратов в стоматологической практике.
11 декабря 2007  |  12:12
Обоснование лекарственной терапии при лечении стоматологических заболеваний у беременных и кормящих матерей. (Часть II.)
Влияние на плод нестероидных противовоспалительных средств, используемых в стоматологической практике
06 декабря 2007  |  11:12
Обоснование лекарственной терапии при лечении стоматологических заболеваний у беременных и кормящих матерей. Часть I.
Врач любой специальности сталкивается с проблемой выбора безопасной лекарственной терапии при лечении беременных женщин и кормящих матерей.
29 ноября 2007  |  12:11
Современные стоматологические технологии. Cerec.
CEREC - это аппарат для эстетичной керамической реставрации (Chairside Economical Restorations of Esthetic Ceramic, что в переводе означает - аппарат для экономической и эстетической реставрации). С помощью этого аппарата изготавливаются фарфоровые вкладки,коронки,мостовидные протезы и виниры.