Нестандартная аптека
В течение полутора лет мы открыли в Москве 33 аптеки под брендами «Юнифарма» и «Росаптека». Отличный результат. Однако сам по себе он не служит показателем успеха. В реалиях жесткой конкуренции — в городе более 7 тысяч аптек — нужно не только привлечь искушенного столичного жителя. Важно найти способ удивить покупателя, чтобы он захотел вернуться. И мы придумали свой.
Ирина Павлова, директор по персоналу аптечных сетей «Юнифарма» и «Росаптека |
В среднем, среди посетителей каждой аптеки 60–70 %
постоянных покупателей. Если
За каждой историей успеха всегда стоят конкретные люди.
История наших аптек только начинается, но кто ее делает понятно уже
сейчас — это большой и дружный коллектив из почти
150 фармацевтов и провизоров. И наша концепция искреннего
сервиса — это один маленький (ну, или большой, если хотите) секрет
на всех, своего
Самый значимый человек в аптеке — фармацевт,
провизор. Естественно, он должен быть профессионалом в своем деле.
Но я убеждена, что кроме специального образования, эта профессия требует
особых человеческих качеств. Желания и готовности помогать людям,
например. Выйти за рамки исполнения обязанностей и добавить
в отношении к пришедшему
фармацевтов и провизоров работают в аптеках «Юнифарма» и «Росаптека» |
Поиск таких талантов стал одной из самых нетривиальных задач, которые мне как директору по персоналу приходится решать. И хотя слово «персонал» часть названия моей должности, на самом деле, я его не люблю. Для меня фармацевт — это в первую очередь человек, а не сотрудник. Стараюсь придерживаться такого отношения к каждому и надеюсь, что наши фармацевты, в свою очередь, так же относятся потом к своим покупателям.
Во время собеседования я порой интересуюсь:
«можете ли вспомнить случай, когда вы в последний
Чтобы попасть в команду аптек, нужно искренне стремиться помогать людям |
Начинаешь разрывать шаблоны — будь последователен. Мы решили в принципе отказаться от жестких и обязательных регламентов общения с посетителями, как это принято в крупных аптечных сетях. Искренняя помощь — это когда человек выполняет все должное как профессионал, но при этом добавляет немножечко от себя. И вот это «немножечко» невозможно прописать или загнать в формальные рамки по определению.
Простой, но очень показательный пример. Человек зашел
в аптеку, что в первую очередь должен сделать фармацевт, улыбнуться?
Вопрос с подвохом в слове «должен»: искренность не бывает
по инструкции. Конечно, поздороваться и улыбнуться — это
в порядке вещей, если ты работаешь с людьми. Но важно
понимать, что ситуации тоже бывают разные. Тем более в аптеке, куда
покупатель может
Как поздороваться? Мы принципиально отказались
от таких архаизмов, как алгоритм беседы или список обязательных вопросов,
которые фармацевт обязан задать клиенту. Любые ограничения или стандарты
обезличивают общение, превращают сотрудника в подобие робота. Но для
людей сегодня гораздо важнее человечность и участие. Встречать
и провожать посетителя специальной фразой только потому,
Многие клиенты приходят в «Юнифарму» и «Росаптеки» по рекомендации друзей |
Еще одна, не побоюсь этого слова, фишка нашей сети — отсутствие такого маркетингового хода, как «Товар дня». Это было принципиальным решением Компании. Возможность предложить покупателю препарат, в полезности которого уверен сам, а не потому что маркетинг навязал — это вопрос профессиональной чести, уважения к самому себе. Мы считаем в корне неверным ограничивать сотрудника в праве самостоятельно принимать решения, превращая его в простого «продавца». Фармацевт, провизор — это профессия, которая веками вызывала доверие у людей, и мы стремимся сохранить это отношение.
В детском уголке аптеки всегда есть цветные карандаши и простор для творчества |
Как бизнес мы ориентированы на финансовые показатели, но не на сиюминутную выгоду. Для нас важнее чтобы покупатель вернулся, мы хотим расширять постоянную аудиторию наших аптек. С этой точки зрения, искреннее отношение к людям и соответствующий сервис — конкурентоспособная бизнес-модель.
Пусть трудно оценить эффективность подобных «эмоциональных инвестиций» традиционными расчетами, но такие модели взаимоотношений уже возвращаются. И благодаря им наши покупатели рекомендуют аптеку друзьям: там точно помогут.
А мамы, забирая детей из детского сада, заглядывают посмотреть на новую серию косметики. А дети увлеченно рисуют цветными карандашами в специально организованном детском уголке, пока маму консультирует знакомый фармацевт. Периодически мы даже проводим тематические конкурсы рисунков, и в них все дети оказываются победителями и получают подарки. Чего стоит такой детский рисунок, а счастливая улыбка его автора!? — По мне, так очень дорого.