Мошенничество фармацевтических компаний
Крупные фармацевтические компании в последние годы прибегают к откровенному мошенничеству – созданию слухов о новых заболеваниях, необоснованному расширению сферы применения старых лекарств или же сокрытию побочных эффектов своей продукции. Только что GlaxoSmithKline – один из гигантов фармацевтической промышленности откупился от судебного процесса уплатой огромного штрафа, назначенного в качестве наказания за подобную практику.
Случай с GlaxoSmithKline, третьей по величине фармацевтической компании в мире, не перестает обсуждаться в медицинской прессе. Его называют «самым большим надувательством» в истории фармацевтики. Фирме придется заплатить штраф в 2,4 млрд евро, чтобы избежать судебного разбирательства.
В течение последних лет эта компания продвигала на рынок антидепрессивный препарат для подростков под названием Паксил, который на самом деле можно было применять только у взрослых в силу его серьезных побочных действий у молодых людей. Паксил широко рекламировался и распространялся на рынке, как «таблетка от застенчивости».
На самом деле это был старый хорошо известный, но слегка видоизмененный антидепрессант пароксетин. В 2004 году стали известны факты, тщательно скрываемые компанией: среди детей и подростков, принимающих Паксил, увеличились случаи самоубийств и суицидальных мыслей.
В ходе разбирательства по этому поводу, в США было принят закон, обязывающий фармакологические лаборатории публиковать все данные клинических испытаний своих медикаментов. После введения в действие этой нормативы стало известно больше. Как оказалось, препарат под названием Веллбутрин, который предлагался этой фирмой для лечения ожирения и сексуальной дисфункции, не имел для этого
Практически одновременно аналогичный штраф в несколько миллиардов долларов согласилась уплатить другая фармацевтическая лаборатория - Abbott, уличенная в нарушении правил маркетинга и продажи медикаментов. Под нарушением правил в данном случае подразумевается продажа медикаментов для лечения патологий, для которых они на самом деле не предназначены, денежное вознаграждение врачам, их назначающим, и сокрытие данных о негативных побочных действиях этих препаратов. Фирма Пфайзер в 2009 году согласилась уплатить штраф в 1,8 млрд долларов за необъективную рекламу 13 медикаментов.
Эти случаи, по мнению специалистов в фармакологии, только малая часть проблемы, которая возникла еще в 80 –х годах, когда некоторые компании стали вести агрессивную стратегию по расширению рынка и получения большей прибыли. Она заключалась не в создании и продвижению на рынок новых лекарственных средств, что безусловно требовало больших финансовых вложений, а в расширении продаж хорошо известных старых медикаментов, но на основе обмана и манипуляции фактами.
Первой компанией уличенной в таком мошенничестве была Big Pharma. В эпоху президентского мандата Билла Клинтона правительство США в конце концов решило положить конец подобного рода постыдной практике. Дорогие читатели, если вы читаете эту статью не сайте Посольства медицины, то она заимствована там неправомочно.
Эта стратегия, широко распространившаяся в последнее время, включает в себя «создание» новых заболеваний и распространение слухов о них. Болезнью все чаще стали называть обычные физиологические процессы такие как менопауза, сниженное настроение, застенчивость, усталость.
В средствах массовой информации стала активно распространяться информация о таких сомнительных с точки зрения многих специалистов семейной медицины патологий, как синдром хронической усталости, весенняя или зимняя астения, синдром беспокойных ног и т.п. По мнению экспертов в фармакологии, делается это для того, чтобы начать продажу лекарств, предназначенных для их лечения, будто бы это – настоящая серьезная болезнь.
Причина такого мошенничества совершенно ясна. Создание новых лекарственных препаратов требует колоссальных финансовых вложений, а успех этих исследований не гарантирован. Именно поэтому придумываются новые болезни и расширяется сфера назначения для старых лекарств без объективных на то оснований.