Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
26 октября 2007 10:59   |   Eкатерина Пaтяeва

Всем ли нужен детский сад?

Надо ли отдавать малыша в детский сад? И если да, то в каком возрасте? А если нет, то сможет ли он научиться общаться с другими детьми?
 
Очевидные плюсы детского сада состоят в том, что ребёнок сможет общаться и играть со своими ровесниками, мама получит возможность выйти на работу, малыш будет участвовать в развивающих занятиях и, помимо этого, приобретёт определённую бытовую самостоятельность (научится сам полностью одеваться, привыкнет самостоятельно есть и так далее).

Но у детского сада, по крайней мере типичного, есть и очень серьёзные минусы.

Во-первых, многие дети, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищённости. Для того чтобы ребёнок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью — ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех.

Во-вторых, довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется. А в результате они «устают» от детского сада, не хотят туда ходить и начинают часто болеть.

В-третьих, в «среднем» детском саду малыш чаще всего привыкает к определённому стилю отношений со взрослыми — а именно к отношениям подчинения. С одной стороны, это удобно, так как облегчает последующую адаптацию к школе. Однако, если ребёнок должен постоянно слушаться взрослого, он не научится сотрудничать со взрослыми и договариваться с ними.

Поэтому, когда он подрастёт, немного окрепнет и перестанет быть «послушным малышом» (нередко это происходит уже в начальной школе), вам гарантированы конфликты с ребёнком, его непослушание и отчуждённость.

В-четвёртых, в детском саду ребёнок обычно привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми. Если в группе 15−20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.
Конечно, подобные отношения в обыденной жизни — не редкость, и можно сказать, что «всё равно он с этим столкнётся, так что пусть привыкает сразу». Однако именно с этой ситуацией ребёнку лучше столкнуться позже (например, в школе). Дело в том, что в семь-восемь лет ребёнок уже может относиться к поведению разных людей более осознанно и не перенимать негативные способы общения, а учиться отвечать на них конструктивно (если, конечно, вы будете обсуждать с ним разные ситуации общения с другими детьми и делиться своим жизненным опытом). А в три-пять лет малыш обычно либо перенимает эти способы поведения, либо привыкает подчиняться более активным и агрессивным детям. Так что в детсадовских группах нередко складывается «естественная иерархия» детей по степени наглости и напористости. И если ваш ребёнок не слишком напорист, достаточно велика вероятность того, что дети, обладающие этим свойством в избытке, будут подчинять его и он привыкнет быть неуверенным в себе аутсайдером.
Не столь напористые, но более общительные дети часто подстраиваются под взрослого и могут становиться своеобразными «шестёрками», доносящими на других детей и помогающими их наказывать. Одни привыкают быть любимчиками, другие — изгоями, и ни то, ни другое не способствует нормальному личностному развитию детей.

Наконец, в-пятых, когда приходит время всевозможных обязательных развивающих занятий, у многих детей — прежде всего у тех, кто справляется с заданиями хуже других, — начинает складываться активное нежелание учиться.

Так что же делать?
Детям надо общаться со сверстниками — безусловно. Но им надо учиться общаться по-человечески, а для этого необходимо, чтобы взрослый в одних ситуациях организовывал их общение и совместную игру, а в других — не вмешивался бы в игру, пока всё идёт хорошо, но помогал бы разрешать споры и конфликты. В таком случае не должно быть слишком много детей на одного взрослого, не больше пяти-шести. Причём чем младше дети, тем меньше их должно приходиться на одного взрослого. И ещё — общение не должно быть вынужденным и чрезмерным.
Вообще, утверждение, что если ребёнок ходит в детский сад и «растёт в коллективе», то он научится хорошо общаться, - это очень распространённая иллюзия. Что значит «хорошо общаться»? Это значит освоить эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми, т.е. научиться знакомиться, вступать в контакт, договариваться, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию и так далее. Однако сам по себе детский коллектив, без вмешательства взрослых, всему этому не учит. Ребёнок, который очутился в коллективе и не имеет возможности его покинуть, вынужден так или иначе приспосабливаться к существующим в данном коллективе отношениям и нормам взаимодействия, находить в нём свою «нишу».
У одного ребёнка это может привести к закреплению агрессивно-напористых форм поведения и неумению уступать, из-за чего впоследствии с ним не будут дружить. У другого, наоборот, к закреплению робости, застенчивости и готовности подчиняться чужой воле. У третьего — к формированию привычки отгораживаться от окружающих и прятаться в мире грёз и фантазий. При стихийном складывании отношений между детьми в детском саду нередко возникает «естественная» групповая иерархия, и не слишком напористые и общительные дети очень часто оказываются в самом её низу (Примечание: если аналогичная ситуация возникает в более старшем возрасте, например в школе, многие из них смогут поддерживать свой статус иным способом — с помощью интеллекта.).
Низкий статус в групповой иерархии выражается в том, что другие дети не считаются с ребёнком и относятся к нему пренебрежительно: толкают его, отбирают игрушки, не выполняют его просьбы, не обращают на него внимания. Но у любого ребёнка есть потребность в признании и уважении. И пренебрежение со стороны сверстников, в сочетании с потребностью в признании, может привести либо к замкнутости и уходу в мир воображения, либо к подспудной агрессивности и тихой «вредности» («Я вам покажу!»). А может привести к компенсаторному вранью и выдаванию желаемого за действительное («А у меня есть торт с живыми куклами, которые двигаются и разговаривают!»), с целью произвести впечатление и повысить свой статус, или даже к клептомании как «инстинктивному» воровству (Примечание: этологи описали инстинктивную программу воровства у приматов, обладающих низким статусом в группе (см.: Дольник В.Р. Вышли мы все из природы), так что клептомания, как бессмысленное зачастую воровство, вполне может быть проявлением этой же программы у человека.). При этом ребёнок сам не понимает и не может объяснить, зачем он сочиняет, вредничает или ворует.
Конечно, большинство детей со временем адаптируется к детскому саду. Но адаптация — это далеко не лучшая жизненная стратегия. Есть иной вариант — совладание с ситуацией. И если адаптация — это приспособление себя под требования ситуации, то совладание — это такое освоение ситуации, при котором человек может решать в ней свои собственные задачи, а не просто подстраиваться под окружение.
Но для того, чтобы малыш мог не приспосабливаться к ситуациям общения, а успешно с ними справляться и получать удовольствие от общения, взрослые должны на первых порах помогать ему: показывать, как можно себя вести в том или ином случае, помогать договориться в спорной или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать задиристого и так далее. «Адаптированные» же к детскому саду ребятишки нередко просто привыкают подчиняться взрослому либо более напористому сверстнику или же приучаются держаться в сторонке. И эта сложившаяся в детском саду установка мешает им в более старшем возрасте овладевать более зрелыми способами общения.
Так что проблема, встающая перед родителями, состоит в том, чтобы найти способ совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения и социальной самостоятельности ребёнка. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт близость мамы или другого родного человека, и опыт общения в различных социальных ситуациях.
Проблема эта не имеет универсального решения «для всех». И каждой семье надо искать свой ответ, исходя из особенностей ребёнка, из общей семейной ситуации и из качества тех садиков, в которые вы реально можете отдать малыша. Оба крайних варианта — сидеть до школы дома и не общаться ни с кем, кроме близких, или с трёх лет отводить малыша на целый день в детский сад — чреваты серьёзными осложнениями. В одном случае ребёнку будет очень трудно привыкать к общению с одноклассниками и есть риск, что он станет постоянной жертвой маленьких наглецов, которые есть почти в любом классе. В другом — ребёнок, с малолетства привыкший добиваться своего наглостью и кулаками или, наоборот, подчиняться чужой силе, может так и не научиться строить более конструктивные — прежде всего дружеские — отношения со сверстниками.
Гораздо более благоприятны для развития малыша всевозможные промежуточные варианты. Например, отдавать ребёнка в детский сад с четырёх или пяти лет, и сначала только на полдня (и лишь в случае, если он ходит туда с удовольствием, увеличить его пребывание там до полного дня).
Или, если есть возможность, найти детский сад с небольшим количеством детей в группе (не более 6−7 на одного воспитателя). Наконец, если у вас в семье несколько детей, достаточно близких по возрасту, вы можете вообще не отдавать их в детский сад, но тогда, начиная по крайней мере с четырёх-пяти лет, им стоит ходить в различные кружки, детские студии или спортивные секции, где они будут привыкать общаться и со взрослыми, и с другими детьми.
В идеале, ребёнку нужно быть в детском саду не очень много: от одного-двух часов вместе с мамой и до половины дня. Иначе говоря, оптимальный для развития ребёнка детский сад может быть очень не похож на то введённое в обиход учреждение, которое так удобно для работающих мам.



По материалам сайта http://adalin.mospsy.ru/

 


Поделиться:




Комментарии
Смотри также
23 ноября 2007  |  16:11
Чистая вода – для здоровья вашего малыша
Если вы заботитесь о здоровье вашего малыша, то используйте для его кормления и питания специальную бутилированную воду – натуральную, ту, которая сохраняет все природные полезные вещества.
16 октября 2007  |  02:10
Мигрень у детей и подростков
Головная боль в практике детского врача является одним из наиболее частых симптомов. С одной стороны, она вызывает страх и недоумение родителей, а с другой - множество суждений и споров относительно своей природы у врачей.
28 сентября 2007  |  09:09
Почему дети отказываются есть?
Человечество не только не избавляется от своих подсознательных страхов и суеверий, наоборот, оно лишь прирастает новыми фобиями, несмотря на прогресс науки и техники.
26 сентября 2007  |  12:09
Заболевания почек у детей
Здоровье и хорошее самочувствие человека невозможны без нормального функционирования мочевыделительной системы. При помощи нее из организма выводятся вредные вещества, поддерживается на нужном уровне водный и солевой баланс.
11 сентября 2007  |  10:09
Аллергические заболевания у детей
Аллергические заболевания, как правило, развиваются у людей с генетической предрасположенностью. Современной науке известны гены и хромосомы, принимающие участие в формировании аллергии. Это так называемые гены атопии. Этот термин в переводе на русский язык означает странную, необычную реакцию организма на какие-либо факторы окружающей среды, то есть аллергены.