Сегодня 05 ноября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
11 мая 2010 12:07

Школа выживания

 

малыш пойдет в школу

Через несколько месяцев ваш малыш пойдет в школу? Поздравляем, вы – мама первоклассника! Однако, между тем, как ребенок в первый раз наденет школьную форму и тем, как он начнет радоваться учебе, может пройти очень много времени. Какие трудности ожидают первоклассника и как помочь ему лучше адаптироваться в школе?

Школа – это необходимый и закономерный этап в жизни человека. К переходу на этот этап наша психика «готовится» несколько лет: формируются и закрепляются нужные навыки, зреет мотивационная готовность, растет способность к восприятию информации. К семи годам меняется ведущая деятельность: игра уступает место учению. Вроде бы, нет никаких предпосылок для того, чтобы семилетке было трудно в школе, но в реальной жизни все бывает иначе, чем в учебнике по детской психологии.  Разберем, кто и как участвует в процессе адаптации к школе.

Ребенок

Развитие  ребенка

Развитие каждого конкретного ребенка идет по индивидуальному графику, отклоняющемуся в ту или иную сторону от «среднего по больнице». Поэтому, чтобы помочь именно вашему ребенку адаптироваться в школе, полезно показать его специалисту-психологу. На приеме вы узнаете, насколько ребенок способен удерживать внимание, слушать и слышать учителя, сдерживать свою активность без потери работоспособности. «Предупрежден, значит – вооружен»: имея четкие рекомендации от психолога, вы сможете поддержать своего малыша именно в том, что ему дается трудно.

Если страдает усидчивость, память, внимание, у вас впереди целое лето для того, чтобы подкорректировать «слабое» место будущего первоклассника. Если налицо мотивационная неготовность к учебе (ребенок еще не прошел до конца игровой этап развития) – стоит задуматься о том, чтобы отложить на год поступление в школу. Ведь лучше позже, но с большим удовольствием, чем сейчас и «через не хочу».

Если есть трудности с речевым развитием или обучаемость «хромает», то нужно задуматься о выборе подходящих условий, например класса КРО (коррекционно-развивающего обучения). В таком классе обучается не больше 10−12 детей, а учитель обладает необходимой квалификацией для помощи каждому ребенку. Дети, которые в обычном классе из 30 человек быстро оказывались бы на последней парте, в классе КРО полноценно включены в образовательный процесс.

Учитель

особенности характера ребенка

Личность педагога трудно переоценить: первый учитель может практически все. Он, как фея из сказки, превращает застенчивых детей в скромных, а медлительных – в серьезных и обстоятельных. Какая фея достанется именно вашему ребенку – добрая или злая? Понять это довольно трудно, но, если класс дружный, замечаний в дневнике мало, а вы постоянно в курсе дел – с учительницей вам, скорее всего, повезло. Если же какой-то элемент из этой картинки выпал – именно маме нужно приложить усилия для компенсации трудностей и проблем, которые первоклассник «приносит» из школы. Например, самой активно интересоваться у педагога, как идут дела у ребенка. Или позаботиться о том, чтобы дети были включены в общие дела (своими силами организовать экскурсию, детский праздник, спектакль ко Дню учителя). Если дневник ребенка весь «красный» от замечаний учителя, именно мама становится человеком, внушающим уверенность первокласснику.

Каким бы ни был учитель, мамина задача – донести до него важную информацию об особенностях характера, привычках, трудностях своего ребенка. Учитель, конечно, фея, но не телепат или экстрасенс. Он будет благодарен, если вы проявите готовность к сотрудничеству.

Одноклассники

дети в начальной школе

В начальной школе дети – это группа под предводительством педагога. Но это не значит, что внутри этой группы нет своих «звезд» и «изгоев». Поэтому очень важно, чтобы у ребенка с самого первого дня в классе были хорошие друзья. Если малыш проходил у своей первой учительницы подготовку к школе и знает большинство ребят из класса – это идеальный вариант! В этом случае адаптация будет намного легче, чем если ребенок никогда не посещал групповых занятий. Если у ребенка мало опыта общения со сверстниками, полезно максимально использовать оставшееся до школы время – включить его в детский коллектив, много общаться, ездить в гости и гулять.

Семья

Семья – это огромный ресурс для помощи ребенку в адаптации к школе. Одновременно, семья может затруднять этот процесс, делать его острым и мучительным. То, как мама, папа и старшие родственники реагируют на школьные успехи и неудачи ребенка, играет здесь ключевую роль. Первоклассник нуждается в поддержке и одобрении, ему нужно 

психологическая обстановка в семье

помогать в планировании дня, с ним нужно вместе делать уроки. А, главное, нужно понимать: еще вчера он был дошколенком, и за один день ничего кардинально не изменится. Иногда родители первоклассника волнуются не меньше его, поэтому может быть полезным обратиться к психологу за консультацией. Специалист поможет избежать перегибов и создать действительно поддерживающую среду для ребенка.

Даже если ребенок совершенно готов к школе, то есть, хочет и умеет учиться, у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Это связано с тем, что школьная ситуация – совершенно новая для него. Даже у беспроблемного ребенка могут возникнуть сложности со сном, ухудшение настроения вплоть до замкнутости, снижения аппетита, тревоги и страха

Весь этот набор является, по сути, реакцией детской нервной системы на школу, на новые правила и требования. Самостоятельно справиться с нарушением адаптации малыш не может, поэтому ему нужна квалифицированная медико-психологическая помощь. Обычно для компенсации учебной нагрузки и облегчения адаптации врач назначает 

Адаптация к школе

противотревожные препараты – например, Тенотен детский. Важно, чтобы назначенное лекарство помогало ребенку, успокаивало его, выравнивало настроение, помогало в адаптации, но при этом не вызывало сонливости и заторможенности. Ребенку нужно учиться и усваивать новые знания. Тенотен детский поможет уменьшить тревожность и капризность, улучшить настроение. Он также повышает концентрацию внимания и улучшает память, поэтому первоклассник не только избавляется от мешающего учебе волнения, но и получает дополнительный заряд целеустремленности.

Адаптация к школе – ключевой процесс для развития школьной успешности, поэтому важно использовать все возможные средства помощи первокласснику. Пусть его учеба будет радостной!

Вы можете задать вопрос психологу на сайте www.tenoten-deti.ru

 

 


Поделиться:




Комментарии
Смотри также
31 мая 2010  |  10:05
Не упускай из виду!
Статистика неумолима: каждый год сотни малышей тонут в море, еще больше - гибнут в тихих водах бас¬сейнов. В ваших силах не допустить трагедии. Посольство Медицины рекомендует прочесть эту статью.
12 февраля 2010  |  10:02
Рино-синтициальный вирус - очень опасен для детей
По данным семейной медицины, рино-синтициальный вирус – это основная причина инфекций дыхательных путей у детей до 2-летнего возраста. Несмотря на то, что обычно заболевание, вызванное им, протекает легко, существуют дети с особым риском, у которых болезнь может проявлять себя в очень тяжелой форме.
09 декабря 2009  |  09:12
Детский гинеколог
Крохотная новорожденная девочка уже обладает всеми женскими органами, у нее уже есть матка, маточные трубы и яичники. А соответственно в этих органах могут возникать специфические, женские проблемы. И обращаться за помощью в таком случае необходимо именно к детскому гинекологу.
06 ноября 2009  |  09:11
Дислексия - не препятствие, чтобы обучиться в школе и сделать успешную карьеру
При малейшем подозрении на дислексию надо обратиться к педиатру, потому что чем раньше диагностируется проблема, тем легче с ней справиться, но не лекарственной терапией, а комплексом психопедагогических мер. Таково мнение специалистов в медицины и психологии, тоже участвующих в решении этой сложной проблемы.
29 октября 2009  |  10:10
Проблемы недоношенных детей
Еще несколько лет назад медикам было трудно гарантировать выживание ребенка, рожденного раньше срока с весом менее 1500 грамм. Сейчас специалисты в акушерстве и гинекологии добились колоссального снижения смертности таких детей, однако это принесло новые проблемы. Цель нынешнего этапа развития современной терапии - максимально избежать возможных осложнений, связанных с недоразвитием таких детей: осложнений со здоровьем как сразу после родов, так и в будущем у такого малыша.