Существует два основных формата
дайв-отдыха: daily diving и safari diving. Daily рассчитан на береговую публику. Он предполагает проживание в отеле на берегу с ежедневными погружениями с корабля
— «дейле-ра» — и непременным возвращением вечером в порт приписки. Safari diving означает проживание на специальном корабле — «сафарине», с которого и присходят погружения.
Первое, с чего нужно начать, — это побороть в себе жадность! Вообще, мы, люди, очень странные. Сколько раз я наблюдал, как соотечественники шикуют, выбрасывая несусветные деньжищи за крутые отели и гулянки, но в вопросах, касающихся их же собственной безопасности и жизни, проявляют совершенно необъяснимую скаредность.
От некачественного отеля остается, в сущности, лишь неприятный осадок из-за испорченного отдыха. От некачественного алкоголя — отравление и головная боль наутро. Если же вы приобретете некачественные дайв-услуги, то количество ваших погружений может не совпасть с количеством ваших всплытий! Принятие алкоголя, в общем-то, вопрос здоровья. Занятие дайвин-гом — вопрос жизни. И главное в этом деле — убийство собственной жадности! Если к вам на пляже подходит абориген и жестами вперемешку с отдельными словами на корявом английском предлагает нырнуть за 20−30 «Вашингтонов» — гоните его, не раздумывая.
Пляжных вербовщиков, вообще-то, остерегайтесь. В принципе ничего криминального в их работе нет. Когда инструктор ходит между лежаками и рекрутирует отдыхающих на подводную прогулку — это нормальная практика местных дайв-центров. Проблема в том, что вы не можете заранее знать, куда именно данный вербовщик вас приведет.
Итак, от жадности вы уже отказались. Теперь разберемся с ценами. Скорее всего, сначала вы будете искать так называемый интродайв — ознакомительное 20−30−минутное погружение на глубину до семи метров в непосредственном контакте с инструктором (он держит вас руками). Так вот, приготовьтесь отдать за подобный «заныр» порядка 60−70 евро. Любая существенно меньшая цена должна включить в вашей голове если и не стоп-сигнал, то по крайней мере яркую желтую мигалку. В том случае, когда «деньги вперед», обязательно возьмите чек, прочтите, что в нем написано, и сохраните до конца вашего яркого подводного приключения.
Следующая задача — по возможности получить информацию о владельце
дайв-центра. За всех говорить не могу, но я бы посоветовал довериться тому центру, в котором хозяин — «западник» (обычно немец или итальянец). Крупные центры, принадлежащие европейцам, как правило, располагают соб
ственным парком судов — чтобы не зависеть от провидения.
Принадлежность центра арабу почти автоматически исключает работу в нем европейских инструкторов и самым негативным образом сказывается на организационной стороне дела. Связавшись с таким дайв-центром, вы можете быть неприятно удивлены тем, что придется несколько часов ждать подхода обещанного корабля, с которого и предстоит погружаться. Добавьте к этому языковую неадекватность туземного гида и специфическое состояние оборудования. А о соблюдении стандартов погружения и говорить не хочется — достаточно вспомнить местную манеру вождения авто
Важный фактор — расположение дайв-центра. Одно дело, если он выходит на знаменитый Променад, и другое — когда ютится где-то на темной окраине сильно замусоренного Старого города.
Далее проведите осмотр центра. Начните с общей визуальной оценки здания. Выглядит солидно? Занимает большую площадь? К нему ведет удобная дорога? Строение окружено живописным газоном (парком)? В целом все производит впечатление надежности, добротности, респектабельности и качественности? Вам нравится? Если да, имеет смысл продолжить более близкое знакомство.
В любом дайв-центре помимо стола для заполнения формуляров где-нибудь под навесом, в тенечке, на воздухе непременно должен быть специально оборудованный класс для проведения занятий, с партами, кондиционером, телевизором, УСР для просмотра учебных фильмов и обучающих программ. Если такое помещение убого или его просто нет — выводы очевидны.
Ну и конечно, многое проясняет этническая принадлежность персонала, особенно тех, кто стоит на ресепшен. В серьезных дайв-центрах общение с клиентами стараются возложить на расово идентичных с ними сотрудников. Но европейская обслуга обходится дорого. И иметь ее в своем штате может себе позволить только солидный центр. К тому же работодатель, оформляя в штат иностранца, несет дополнительные затраты. Местные же выполняют саппорт-обязанности: заполняют баллоны воздухом, разбирают снаряжение и занимаются погрузкой-разгрузкой дайв-эквип-мента. Предельная планка для них — дайв-гид, несбыточная мечта — капитан дайв-бота.
Также обратите внимание на сертификацию центра, сотрудникам которого вы собрались доверить свою жизнь. Сертификат обычно висит в рамочке под стеклом прямо на входе. Помимо малопонятных мест
ных верификаций хороший центр непременно должен иметь разрешение от крупнейших международных
дайв-систем (чаще американская РАDI, реже французская СМА5) и возможно большую «звездность». Максимальная оценка, как и у отелей, — пять звезд. Это означает, что центр предоставляет полный комплекс услуг по обучению в рамках, например, системы РАР1, по продаже, прокату и обслуживанию снаряжения, сертифицируется не первый год, вправе проводить курс РАDI «Ассистент инструктора», занимается программами по защите форм подводной жизни. Иногда в сертификате указана аббревиатура ЮС, свидетельствующая о том, что центр на своей базе осуществляет еще и подготовку инструкторов, — это уж совсем убедительно!
По возможности посмотрите, где хранится снаряжение. Если снарягу складируют чуть ли не под соломенной крышей или прямо за спиной приемщика-раздатчика, немедленно уходите. Нормальное помещение для снаряжения располагается отдельно от прочих и недоступно для посторонних, то есть запирается на замок.
Снаряжение должно производить впечатление надежного, хотя так бы вает не всегда. Но вы можете попросить заменить его. Убедитесь, что баллоны с воздухом, которые вам выдают, выглядят новыми, имеют ровную поверхность, без вмятин, пузырений и уж тем более заржавленности в области вентилей (важно, чтобы они плотно перекрывали баллон). Кстати, проверьте на баллоне маркировку о времени прохождения последней профилактики.